If you’re so smart…

О бюджете Томской области за 2020 год.

Компании:

Фото shutterstock.com

Предвыборная реальность неизбежно изобилует обещаниями бюджетных трат. Их хватает и сейчас – то есть даже в условиях, ранее оборачивающихся жестким локдауном, нам сулят повсеместные ремонты, зудящие точки роста и прочие инвестиционные фонтаны.

Между тем, нормативная реальность такова, что за все это приходится платить самым непосредственным софинансированием из регионального бюджета. То есть глядя на пресловутую картинку с тремя пальмами, всегда необходимо иметь в виду размер бюджетного горшка, в который все это предлагается засадить.

Александр Феденев, вице-губернатор Томской области – начальник регионального департамента финансов

– Доходы областного бюджета за 2020 год исполнены в сумме 76,2 млрд рублей с темпом роста к уровню предыдущего года 113,4%. Однако нужно понимать, что этот рост произошел исключительно за счет увеличения федерального финансирования – общий объем безвозмездных поступлений составил 30,9 млрд рублей, что почти на 13 млрд больше чем в 2019 году. Темп роста показателя составил 172%, и это значительно превышает среднее значение по России и Сибирскому федеральному округу. Целевые межбюджетные трансферты поступили в размере 19,4 млрд рублей с темпом роста 175%, нецелевая помощь составила 11,1 млрд, что опять же в 1,7 раза больше, нежели годом ранее.

Собственные доходы бюджета составили 45,3 млрд рублей со снижением к уровню 2019 года на 8% или на 3,9 млрд. В целом план по налоговым и неналоговым доходам не был выполнен в объеме 12,8 млрд рублей – в основном, конечно же, по налогу на прибыль от нефтегазового сектора.

Учитывая значительный объем выпадающих доходов и в целях недопущения срывов сроков и объемов финансирования, в течение года нам пришлось пойти на новые заимствования. Поэтому по итогам 2020 года произошел значительный рост дефицита и госдолга Томской области – дефицит сложился в объеме 10 млрд рублей, а долговая нагрузка увеличилась до 93% и по состоянию на 1 января 2021 года достигла 42,2 млрд рублей. Однако только такой подход позволил нам избежать просроченной кредиторской задолженности и выполнить все социальные обязательства перед населением.

Расходы областного бюджета были исполнены в объеме 86,2 млрд рублей с темпом роста 122%. Понятно, что в основном этот рост связан с осуществлением мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции. В общей сложности из консолидированного бюджета региона на борьбу с ковидом в 2020 году было направлено 6,5 млрд рублей. Это, естественно, не все понесенные областью затраты – предприниматели понесли такие потери, которые могут оценить только эксперты.

Увеличился объем средств на реализацию национальных проектов – в 2020 году на эти цели было направлено 12,8 млрд с темпом роста 124%. Лидирующее место в их структуре по прежнему занимают расходы на образование, составляющие около 24% от общего объема. Из областного бюджета по этой статье было направлено 21,3 млрд рублей, а в целом – то есть в рамках консолидированного бюджета региона – расходы на образование составили 28,3 млрд рублей.

Система здравоохранения получила из областного бюджета 17,8 млрд рублей, включая платежи за неработающее население. С учетом средств Фонда ОМС расходы на здравоохранение составили 31,6 млрд рублей с темпом роста 127,9%. Понятно, что этот рост был вызван мероприятиями по борьбе с ковидом.

По расходам на социальную политику темп роста также достаточно большой – за год он составил 147% до 16,8 млрд рублей. Это и ковидные выплаты, и новые виды социальной поддержки, о которых достаточно много говорилось в течение прошлого года.

Расходы на поддержку реального сектора экономики также превысили уровень 2019 года и составили 18,5 млрд рублей с темпом роста 114%. Здесь, правда, не все связано с ковидом – достаточно большой объем средств был направлен на дорожную деятельность. Поддержка сельского хозяйства обошлась в 2,5 млрд рублей с темпом роста 117,8%, их них на средства областного бюджета пришлось 1,5 млрд рублей.

Объем финансовой помощи бюджетам муниципалитетов составил 32,6 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 103%. В целом нужно отметить, что источники доходов местных бюджетов более стабильны, поэтому в пандемию они пострадали в меньшей степени, нежели областной бюджет.

В заключение отмечу следующее – несмотря на то, что год был очень сложным, в целом нам удалось выполнить поставленные задачи, обеспечить стабильность финансирования социальных расходов и не допустить срыва работ по бюджетным направлениям. Более того – область смогла даже несколько увеличить расходы на инвестиционные цели. По направлениям финансирования, которое идет в рамках так называемого закона-спутника, нами было направлено 12 млрд рублей – это превышает показатель 2019 года на 1,8 млрд.

Больший объем прямых бюджетных инвестиций направлен на строительство и приобретение объектов – по итогам года он достиг 6,2 млрд рублей с приростом в размере 600 млн, финансирование работ по капитальному ремонту выросло в 1,9 раза. При этом доля в структуре инвестиционных расходов, к сожалению, не увеличивается. То есть в абсолютном выражении показатель вырос, однако в связи с тем, что темпы роста расходов – в том числе на борьбу с ковидом – у нас высокие, относительное значение увеличить не удалось.

Алексей Пронькин, председатель Контрольно-счетной палаты Томской области

– В процессе борьбы с ковидом в федеральное законодательство были внесены определенные послабления, касающиеся исполнения бюджетов. Однако при этом необходимо отметить, что по итогам 2020 года дефицит областного бюджета превысил ограничения, установленные региональным законом, на 145 млн рублей. Превышение планки, установленной бюджетным кодексом РФ, составило 1 млрд 256 млн рублей.

К великому сожалению, прошлогоднюю ситуацию усугубила проблема увеличения государственного долга Томской области – номинально его размер вырос на 9,9 млрд рублей или на 30% к значению 2019 года.

Не могу не отметить тот факт, что в структуре заимствований доля бюджетных кредитов возросла с 25% в 2019 году до 29% в 2020-м – а ведь это существенная разница в процентах, которые мы вынуждены платить. То есть за минувший год область смогла сократить долю рыночных заимствований с 75% до 71%.

Повышение удельного веса безвозмездных поступлений из федерального бюджета в структуре доходов – до 40 с лишним процентов или почти на 13 млрд рублей к уровню 2019 года – позволило, кроме всего прочего, значительно увеличить объемы инвестиционных расходов. Бюджетные инвестиции в строительство и приобретение достигли 4,2 млрд рублей, для сравнения в 2018 году их объем был равен 547 млн рублей, в 2019-м – почти 3 млрд.

Освоение средств по объектам строительства за счет всех источников финансирования составило 3 млрд 624 млн рублей, при этом в 2019 году этот показатель был равен 356 млн. Администрации области и предприятиям строительной отрасли удалось увеличить объем освоения капитальных вложений почти в десять раз, и это очень хороший показатель. Ассигнования за счет всех источников на общую сумму 1 млрд 42 млн рублей были направлены на завершение строительства 16 объектов, в 2019 году речь шла о 14 объектах.

Вместе с этим, нельзя не упомянуть об увеличении объемов незавершенного строительства, которые на 1 января 2021 года составили более 12 млрд рублей. За период 2020 года этот показатель увеличился на 2,2 млрд рублей, то есть здесь есть над чем поработать.

Рост расходов на капитальный ремонт собственного имущества также является достаточно значительным, из всех источников на эти цели выделено 1 млрд 103 млн рублей. Показатель растет с каждым годом – мы наконец-то стали следить за этим вопросом и более результативно обращаться с нашим имуществом.

Фото: сайт Администрации и Думы ТО

Компании:

Читайте также: