Градостроение в дорожной удавке

Любому проекту жилой застройки в Томске будет мешать отсутствие нормальной транспортной сети.

Компании:

На минувшей неделе в мэрии состоялось экспертное обсуждение нового микрорайона «Супервосток». О этом проекте сказано уже достаточно: жильцы, ранее построившие рядом с этой территорией индивидуальные дома, не желают соседства с многоэтажками. В качестве убойного предлога для прекращения строительства выбрана транспортная тема.

В сущности, схожий аргумент могли бы принять на вооружение люди со всех окраин Томска – на севере, юге, востоке, на Левобережье. Любую застройку в городе и за его пределами можно запретить из-за плохой пропускной способности дорог. Тогда и про кампус мечтать рано, пока не построен третий мост.

Тем не менее, архитекторам ТДСК, городским и областным чиновникам, депутатам необходимо реагировать на нервные вопросы горожан. Высказались, кажется, все – ученые, строители, парламентарии разных уровней, чиновники с приставкой «и.о.» и приставкой «экс». Мы суммировали их мнения и сделали выводы …

Компания ТДСК: «Это не микрорайон»

Во-первых, по словам представителей застройщика, новый объект будет отличаться от типовых спальных кварталов – по архитектурным и жилым особенностям он опережает большинство других новостроек.

– Это даже не микрорайон, а, по существу, жилая группа. Признаков микрорайона здесь нет, – считает руководитель проектно-конструкторского бюро ТДСК Павел Семенюк. – Новые дома возводятся по принципу «двор без машин», парковка и многоуровневый паркинг — за периметром придомовой территории. Входные группы с возможностью сквозного прохода через первые этажи, оригинальные лифтовые холлы, современная облицовка фасада. Предусмотрены два детсада и школа.

Проблема, по мнению представителей ТДСК, возникла из-за отсутствия нормальных дорог, вовремя построенных и реконструированных в восточной части города.

– У любого застройщика появляются риски, когда он получает неподготовленный участок. Чтобы их избегать, необходимо, чтобы город, инвесторы и строители работали вместе, по своевременно разработанному Генплану, – добавляет Павел Семенюк.

Городская власть: «Нет оснований прекращать стройку»

По словам заместителя мэра Томска по архитектуре и строительству Алексея Макарова, у администрации нет абсолютно никаких правовых поводов притормозить или запретить строительство жилья, как хотят жители с Демьяна Бедного. Любой чиновник, который попытается это сделать, попадет под подозрения в превышении полномочий, а там и «пятницы 13-го» ждать не придется, чтобы оказаться на месте Ивана Григорьевича.

– Согласно законам, документ по планировке территории не является обязательным для получения разрешения на строительство, так что застройка может осуществляться без него, – пояснил Макаров. – На экспертном совете у нас состоялся полезный разговор, где были высказаны разумные предложения, как отвести транспортные потоки из этого района, не нарушая пространств существующей застройки и интересы живущих там людей. Вариант с выходом на развязку по улице Ивановского выглядит перспективным, и будет отработан профильными департаментами мэрии. Для нас важно, чтобы реализация проекта по строительству нового жилого массива стала шагом вперед, а не тормозом в развитии города.

Архитекторы: «Найдите деньги для проектной документации!»

В состав совета, решавшего проблему транспортной доступности «Супервостока», вошли председатель Правления регионального отделения Союза архитекторов России Сергей Худяков, завкафедрой дизайна архитектурной среды ТГАСУ Владимир Коренев, руководитель группы Генплана АКМ-3 Виталий Караваев. Специалисты предложили мэрии продлить улицу Ивановского с севера и соединить ее с улицей Демьяна Бедного. А заодно провести строительство проспекта Новаторов и реконструкцию других улиц в восточной части города.

– Я прекрасно понимаю опасения жителей частных домов на улице Демьяна Бедного: выводить загрузку новой жилой группы «Супервостока» в структуру существующей индивидуальной жилой застройки категорически нельзя! Лучше искать дорожный выход на север – на улицу Ивановского, то есть осуществлять загрузку не со стороны частного сектора с Демьяна Бедного, а с северного направления. Такую работу можно проводить поэтапно и она не противоречит Генплану, – считает руководитель Правления томского отделения российского Союза архитекторов Сергей Худяков.

– Найдите же, наконец, какие-то средства, чтобы заказать проект планировки новой дорожной связки. Ведь чем страдает Томск, как и весь наш регион – отсутствием проектно-сметной документации на важные инфраструктурные объекты. Деньги для инвестиций в строительство у федерации есть, но для их выделения нужна готовая ПСД, из-за чего мы не можем попасть в нацпроекты, – заметил декан архитектурного факультета ТГАСУ Владимир Коренев.

Чингис Акатаев: «Вместо градостроительной политики – хаос»

Спикер городского парламента регулярно выступает с критикой действий чиновников мэрии и области, и обойти вниманием новый скандал, конечно же, не мог. По его мнению, проблема Супервостока, это следствие отсутствия внятной и цельной картины развития Томска.

– У нас нет такого ресурса, где бы каждый желающий посмотрел и увидел, как будет развиваться инфраструктура любого конкретного участка Томска, что там планируется построить в ближайшей перспективе. Никто в городе не знает, как будет застраиваться какой-либо район, какие планы у администрации на развитие этой территории. Многие жители и не покупали бы себе участки на аукционах, зная, что рядом возникнут многоэтажки. Эта ситуация ярко высвечивает отсутствие градостроительной политики, наблюдается какой-то хаос, – уверен спикер городской Думы. – О каком генплане можно говорить, если сам муниципалитет не знает, что будет через пять-десять лет, и в этом направлении даже не возникает проблесков инициативы? В итоге сама городская администрация создает точки напряжения и вводит людей в заблуждение.

Евгений Паршуто: «Ничего сложного там нет»

Экс-заместитель экс-губернатора Евгений Паршуто, мог бы, конечно, и отдохнуть от любых комментариев на скандальные темы, но свое мнение по «Супервостоку» он высказал еще будучи на посту областного чиновника, и игнорировать его многолетний опыт мы не вправе.

– Жители поднимают два вопроса – транспорта и соседства частных домов с многоквартирными. Оба вопроса вполне решаемы. Во-первых, нужно довести до конца Генплан и начать по нему работать. Ничего сложного там нет: расширение проспекта Энтузиастов и строительство улицы Ковалева. Есть ряд элементов, которые нужно просто реализовать и синхронизировать со строительством жилья. Что касается соседства частных домов и многоэтажек – оно неизбежно. На Западе есть даунтауны, и есть пригороды. У нас города строились с превалирующей многоэтажной застройкой. Понятно, что малоэтажное строительство и индивидуальное в структуре современного города должны соседствовать, это нужно предусматривать Генпланом и проектами планировки территорий, – считает Евгений Паршуто.

По мнению экс-замгубернатора, для решения дорожной проблемы Томск должен привлекать бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации. Но вначале нужно выбрать очередность решения задач:

– Необходимость третьего моста через Томь, доступность Левобережья, юга, востока, севера города – везде присутствует транспортные вопросы, которые не решить одновременно.

Владимир Кравченко: «Нет денег – нет ПСД, субсидий, и новых дорог»

Сенатор Владимир Кравченко много лет лоббирует в Совете Федерации вопросы развития Томской области, и главным тормозом видит неравномерное распределение налогов по регионам: если у города и области не остается почти ничего – откуда возьмутся масштабные проекты развития?

– В прошлом году в нашем регионе было собрано 256 миллиардов рублей налогов, из которых 65 поступило в консолидированный бюджет Томской области, остальное ушло в федеральную казну. Хотя дотации в регион заметны, но коэффициент бюджетной обеспеченности 0,8. Если его поднять до единицы, это добавит нам 20 миллиардов рублей. Без этого бюджет Томской области в последние годы превратился в обычную смету расходов – мы не способны вкладывать в перспективные проекты сколько-нибудь заметные суммы. Многое из того, о чем сейчас горячо спорят, не реализовано не потому, что у нас нерасторопная команда, а из-за реальной нехватки денег хотя бы на подготовку проектно-сметной документации, чтобы заявиться с нею на получение федеральных дотаций. Получается замкнутый круг: нет свободных денег – нет ПСД, значит, мы не можем участвовать в федеральных программах развития, строителям нужны готовые коммуникации, но у муниципалитета нет для этого инвестиций.

Нелишне напомнить, что возведение третьего моста через Томь оценивалось в те самые 20 миллиардов рублей, которых ежегодно недосчитывается областной бюджет из-за не слишком справедливой налоговой нагрузки.

– Если бы мы могли оставить у себя часть налога на добычу полезных ископаемых, как это было раньше, то в Томске можно было бы построить очень многое – и спорткомплекс имени Сергея Белова, и Арену-Томь, и дополнительные дорожные развязки, отсутствие которых сейчас так тормозит развитие города, и новый мост через Томь. Мы все равно придем к решению этих задач, даже одно создание кампуса влечет за собой сразу несколько инфраструктурных проектов. Масштабное строительство – это не только рабочие места, но и привлечение малого и среднего бизнеса к общим целям. В этой отрасли каждый рубль привлекает еще десять, за счет смежных задач. Поэтому мы всеми способами должны искать средства для подготовки проектной документации к новым объектам.

Компании:

Читайте также: