Эх раз, еще раз

О том, почему нынешние выборы мэра Томска все-таки имеют значение.

Компании:

По Елани (исторический район в центре Томска, если кто не знал) бродит призрак, призрак Николая Алексеевича Николайчука. Поспешим успокоить – с экс-мэром города все в относительном порядке. Чего, увы, нельзя сказать о самом городе, прочно увязшем в трясине бюджетного бюрократизма.

Николайчук – и в этом нет никаких сомнений – был весьма посредственным мэром, управленческие недостатки которого щедро подпитывались нефтедолларовым токсикозом тех лет. К деньгам (не личным) и прочей сопутствующей бумаге он относился чуть ли не по-гусарски, предпочитая всему этому время. В рамках этой логики время – не деньги, оно больше денег. Его надо подтолкнуть, разогнать (как тот самый скоростной трамвай) и тогда оно все спишет. На деле история ничего не списала, но что такое история при нефти за сто двадцать?

Отсюда проистекали и отвратительная финансовая дисциплина во имя сроков, и пренебрежение к тормозящей дело документации, и запомнившиеся всем «прожекты». Коррупция – «смазочный материал» бюрократического механизма, позволяющий ускорить темпы и обороты, этой романтической теории тоже не один десяток лет.

В итоге Николайчук уехал разливать варенье и сетовать на косных ретроградов, ну а Томск бросился в противоположную крайность, то есть – в долгожданную «жизнь по средствам». Город научился считать деньги, но тут же растерял всякие темпы и даже намеки на какую-то внятную перспективу.

Источник – «Заключение Счетной палаты города Томска на отчет об исполнении бюджета за 2017 год».

Главным городским активом – а значит и драйвером развития – является земля, или же пресловутые площади в более широком понимании. Где здесь можно усмотреть задел для сколько-нибудь ощутимого роста?

Большое внимание уделяется проблеме существующей задолженности перед бюджетом. Быть может, здесь есть что-то, способное расшевелить город в целом?

«Наибольший удельный вес в структуре задолженности занимают:

  • задолженность по аренде земли (с учетом задолженности по результатам от продажи права на заключение договора аренды земельного участка) – 35,8% или 558 117,4 тыс. рублей;
  • задолженность по налогу на имущество физических лиц – 22,6% или 351 565,0 тыс. рублей;
  • задолженность по земельному налогу – 16,6% или 258 341,0 тыс. рублей;
  • задолженность по налогу на доходы физических лиц – 8,9% или 138 104,0 тыс. рублей.

Сумма сложившейся дебиторской задолженности на 01.01.2018 составила 23,0% от суммы поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2017 год.

За 2017 год отношение суммы задолженности по налоговым и неналоговым доходам к сумме поступлений таких доходов составило 14,4% и 69,1% соответственно. При этом задолженность перед бюджетом превышает сумму годовых поступлений:

  • по аренде имущественных комплексов на 55,4%;
  • по аренде земли на 54,5%».

Источник – «Заключение Счетной палаты города Томска на отчет об исполнении бюджета за 2017 год».

То есть, если завтра все должники внезапно (то есть без дополнительных затрат на их «стимуляцию») оплатят свои счета перед городским бюджетом, он получит целых 1 млрд 558 млн рублей. Это немало, но в масштабах накопленных проблем – совсем ни о чем. Только на обслуживание муниципального долга в 2017 году из бюджета города было потрачено около 251,6 млн рублей – и вот об этих долгах городу заботливо напоминают тоном, к которому трудно не прислушаться. О том, сколько мэрия «задолжала» городской инфраструктуре, лучше вообще лишний раз не задумываться.

Около 54% налоговых доходов бюджета Томска по итогам прошлого года составили поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

«Общая сумма поступлений НДФЛ составила 3 089 954,1 тыс. рублей (101,9% к уточненному плану). Прирост поступлений в отчетном году к поступлениям 2016 года составил 278 538,5 тыс. рублей или 9,9%, что связано с увеличением на 5,4% фонда оплаты труда работников, занятых на крупных и средних предприятиях города, а также с выплатой дивидендов АО «КОНДИТЕРУС КОМ» (по данным ИФНС России по г. Томску»).

Источник – «Заключение Счетной палаты города Томска на отчет об исполнении бюджета за 2017 год».

Смеем полагать, что здесь сыграло свою роль и ужесточение мер фискальной политики – само по себе являющееся довольно быстро иссякающим ресурсом. Да и сам расчет на реальные доходы населения в нынешних условиях представляется весьма сомнительным делом – в запланированном порядке доходы будут повышать именно бюджетникам, что не может не сказаться на собственно расходной части этих самых бюджетов.

«– Городской бюджет остается социально-ориентированным. При этом за пять лет он практически не изменился, и сегодня мы работаем в режиме постоянной экономии. В последние годы нам стабильно поступает только 9 копеек с 1 рубля собранных налогов, но несмотря на это город увеличил собственные доходы на 13,5%. При этом безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов выросли только на 5% – а ведь их доля для нас очень существенна, в 2017 году она составляла около 55%».

Мэр Томска Иван Кляйн, отчет о работе за 2017 год перед депутатами городской думы.

Таким образом, главным бюджетным ресурсом для города остаются так называемые «хорошие отношения с областными властями». Мнения о том, насколько они хороши на практике, разнятся – однако очевидно, что до идеала далеко и в этом отношении. При этом сами возможности «вышестоящих бюджетов» вызывают все большие вопросы, инициатива по повышению ставки НДС ведь не из поэтических соображений родилась.

Куда ни кинь – всюду очевидный потолок бюджетных возможностей: низкий, кривоватый и в разводах. Даже если в ближайшей перспективе мэрии удастся на идеальном уровне отладить бюджетный процесс (а иного подхода там пока не просматривается), то это почти вообще ничего не даст городу в плане развития.

Источник – «Заключение Счетной палаты города Томска на отчет об исполнении бюджета за 2017 год».

Если судить по расходам, то мэрия сегодня представляет собой некий расширенный вариант классического ГорОНО с функцией ямочного ремонта центральных дорог. Тратить много на образование – в данном случае школьное и дошкольное – это глубоко правильное решение. Но как насчет того, чтобы больше зарабатывать?

Все это напоминает обедневшую семью, собравшуюся за потертым столом и бесконечно пересчитывающую затертые бумажки. «Вот кредит на пылесос Кирби, который дедушка взял пять лет назад, вот коммуналка за прошлый апрель, тут талоны на хлеб и молоко, а теперь давайте еще раз расставим старую мебель и в очередной раз заживем по-новому». Зарабатывать больше – не слышали, хотя в частном порядке это и есть излюбленный совет руководства населению.

Конечным пунктом целеполагания нынешней городской администрации Томска является некая среда. Ее по привычке клеймят комфортной, хотя из богатейшей отечественной практики ясно, что комфорт бюрократическими методами не измеряется и уж точно не достигается. Кусок земли, покрытой тротуарной плиткой и оснащенной тремя лавочками с усохшими саженцами по бокам, на бумаге считается «сквером и местом отдыха томичей». На деле – головной болью местных жителей и дворников. И так едва ли не во всем.

В Москве закатали все в дорогую плитку и уничтожили уличную торговлю – давайте сделаем и здесь. По мелочи, коряво, не до конца, но это ведь и называется масштабированием. Вот и среда проглянула. Незаметно? Это от зашоренности.

Город – это про концентрацию ресурсов. Чем больше этих ресурсов и выше степень их концентрации, тем более развитым и привлекательным (для новых ресурсов в том числе) является этот город. Не надо путать яйцо с посиневшими от ожидания «чуда на набережной Ушайки» курицами. Сначала – концентрация ресурсов. Потом – среда (плитка, реконструкция ВДНХ, МЦК и прочее). Ну не бегут «инвесторы» в томские бюрократические кущи, никто уже не бежит, только обратный поток крепнет год от года. И бюджетный радикализм в этом вопросе не решит практически ничего.

Городу нужна – как воздух – новая идеология концентрации ресурсов (не только студенческих, это сезонно во многом) и прироста имеющихся капиталов. Сложно? Да. Неподъемно? Если так, то пора честно «завязать» со всеми притязаниями на статус «умного города».

Призрак Николайчука с его бездумным прожектерством и торжество радикальной бюджетной бюрократии в этом вопросе являются крайностями. Попробуем рассмотреть альтернативы – если таковые все-таки обнаружатся.

Компании:

Читайте также: