Чем среда отличается от субботы

Продолжаем знакомиться с федеральным проектом формирования комфортной городской среды

Знаменитое правило асфальтирования тропинок в последнее время связывают с академиком Курчатовым. Дескать, под его большой проект строили территориально разбросанный институт и Курчатов, мудро вникая во все детали, сформулировал в виде приказа это самое правило.

За годы, прошедшие с той поры, в лишенных средств на благоустройства городах протоптали не то что тропинки, но целые грунтовые пешеходные магистрали. И обустраивать их никто не спешит – да и риск того, что сделают в итоге не по Курчатову, никто не отменял.

Во избежание чего-то подобного в новом проекте изначально заложен принцип соучастия тех, для кого, собственно, и проводится благоустройство.

Самым действенным методом в этом плане, конечно же, является софинансирование: если вы вложились во что-то, значит, будете более-менее тщательно отслеживать процесс. Однако здесь вполне может возникнуть такое, когда частное софинансирование из дополнительного средства перерастает в цель.

Cтоит отметить, что в процессе согласования проекта именно этот пункт вызвал сопротивление депутатского корпуса. Это не значит, что идеологи такого подхода с чем-то смирились и не оставили внутри программы нужных заделов. Пока озвученная позиция по населению звучит туманно-примирительно и почти по олимпийски: «Главное – участие, причем тут сразу деньги? Вот, например, на что-то вроде субботника можно собраться».

Беритесь за бревно, господа

Позднесоветская реальность исказила изначальный смысл субботника. Это ведь было не про опавшую листву и битые бутылки в парке. Людям тогда заявили следующее – мы много лет воевали, вокруг разруха, денег нет, но есть ресурс в виде вашего труда. Так давайте дополненный труд сделаем коммунистическим – сознательным, добровольным, бесплатным и направленным на создание всеобщего блага.

Социальный эксперимент на самых разных его уровнях провалился. Тот же субботник выродился едва ли не в полную свою противоположность задолго до краха СССР.

Подобный экскурс имеет смысл по причине того, что дом и прилегающий к нему двор как были, так и остаются первичной единицей коммунального хозяйства. И в этом плане идеологи программы опираются на логичные соображения – не хотите вкладываться деньгами, вот вам коммунальный вариант. Однако – логика логикой , а исторический опыт четко гласит следующее: переврав изначальную идею труда на общее благо и заменив ее профанацией, вы получите печаль.

Что же предлагается для того, чтобы низовая активность населения вообще имела место и хоть какую-то альтернативу вариантам с «добровольными взносами»?

Раздел «Я - житель» тематической презентации Минстроя РФ

Раздел «Я — житель» тематической презентации Минстроя РФ

Из бегло опрошенных граждан пока более других впечатлило предложение владельца немаленькой собаки, уставшего конфликтовать с соседями. Его, к примеру, заинтересовала возможность создания силами нескольких дворов чего-то вроде общей «цивилизованной площадки» для выгула собак. А еще – установка специальных контейнеров с пакетами для сбора «отходов жизнедеятельности». Ну и «создание механизма» постоянного финансирования всего этого дела самими местными собачниками. Что в этом может быть плохого?

Бить будут не по паспорту

Мы уже затрагивали главную для всего это тему – то есть, разумеется, финансовую.
Итак, как уже было сказано, в паспорте проекта утверждено следующее:

blago_1
blago_2

Дата утверждения документа – 21 ноября 2016 года

13 февраля 2017, на основании паспорта проекта, утверждаются правила федерального субсидирования региональным и муниципальных программ.

Томской области, например, установлен предельный показатель федерального финансирования в размере 74%, 26% мы обязаны изыскивать сами.

Отличительной особенностью 2017 – и это нужно повторить – является акцентирование проблемы благоустройства дворов. Парки идут отдельной строкой, а в том, что касается строки «Благоустройство», 2/3 общих средств пойдут в этом году во дворы, 1/3 на обустройство общественных пространств. Последнее – отдельная большая тема, поэтому здесь мы ее затрагивать не будем.
Замученное всеми кому не лень слово «синергия» иногда таки проявляет себя на практике. В случае с благоустройством в этом году на него будут работать программы реформирования ЖКХ и деятельность по подготовке к грядущему чемпионату мира по футболу. На уровне Минстроя это называется синхронизацией программ благоустройства – этот метод «рекомендован» регионам, под него создана специальная структура внутри министерства, ресурсы понемногу сливаются в общий котел.

Вот, к примеру, есть программа развития моногородов. В Томской области под нее можно подвести очень многое, причем из того, что не особо нуждается в благоустройстве на фоне как бы «стереогородов». Стрежевой и Северск – это моногорода? А Асино и Колпашево? Так вот, моногорода с соответствующими пунктами программ по их поводу включены в проект благоустройства в обязательном порядке – наряду с областными центрами.

Что же касается ЧМ по футболу, то под этот финансовый дождь попадает 40 муниципалитетов, в которых будут играть, жить и тренироваться.

Этак двадцать миллиардов и набежит, но чем же это плохо? Месси пнет – во двор качелька упадет. Не зря говорят, что волшебник.

Может быть, про кого-то забыли?

Ну, конечно же, нет.

– В силу исторических причин институт частной собственности на землю и объекты недвижимости у нас относительно молодой. Поэтому принцип, что собственность обязывает, который был известен еще Древнему Риму, древнеримскому праву, не является повсеместным правилом для всех собственников – ни для бизнеса, ни для многих граждан нашей страны. И из-за расплывчатого федерального регулирования по этим вопросам возникает много споров между органами местного самоуправления, гражданами, предпринимателями. Судебная практика обычно шла по пути защиты прав частной собственности, исходя из того, что эстетический вид, архитектурный облик зданий, земельных участков – это исключительно частное дело, хотя это и противоречит мировой практике. Очевидно, что внешний архитектурный облик зданий, сооружений – во всяком случае той части, которая обращена к общественному пространству, – представляет общественный интерес…

Также органы местного самоуправления должны утвердить обновленные актуализированные правила благоустройства. Нам еще раз придется, наверное, подправить федеральное законодательство, с тем чтобы более четко определить полномочия органов местного самоуправления. Должны быть утверждены правила благоустройства, которые выдвигают прежде требования к частным собственникам объектов недвижимости, земельных участков по их надлежащему содержанию. В этот период (также согласно условиям предоставления этой субсидии) органы местного самоуправления должны заключить соглашения со всеми юридическими лицами – владельцами частной собственности, с тем чтобы те взяли на себя обязательства выполнить соответствующие правила благоустройства до 2020 года и благоустроить свои земельные участки, здания, сооружения, которыми они владеют.
Дмитрий Козак, вице-премьер, курирующий вопросы, связанные с регионами страны, на совещании 13 февраля 2017 года.

Говорят, что Козак еще со времен руководства Министерством регионального развития (2007-08 гг) крайне увлечен идеей особой ответственности бизнеса за благоустройство принадлежащего, эксплуатируемого и близлежащего.

Конкретики по этому поводу пока в публичном пространстве нет – это вопрос пусть и недалекого, но все же будущего. Фасады, тротуары, скверы поблизости, снег по зиме и т.д. Кое-кто уже гадает на этот счет и прикидывает объемы грядущих обременений.
Однако и собственникам жилья в многоквартирных домах расслабляться не следует. К примеру, еще в 2013 году мэрия Новосибирска вынесла постановление об обязательном внедрении паспортов фасадов жилых зданий. В городе это назвали «оконной революцией»: отныне населению предписывалось согласовывать остекление балконов и установку окон, выходящих на улицы, с местными властями. Разномастным балконам российских многоэтажек, к слову, всегда ужасались немцы. Для них это был показатель полнейшей городской анархии «и вообще».

В свое время у нас долго смеялись над американской частной собственностью в виде придомовых газонов, за ненадлежащее состояние которых местные власти взимали очень даже социалистические штрафы. Смеяться, судя по всему, осталось недолго.

Томск – наш

blago2_1200

Фото — Дмитрия Карпушева

Заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто в рамках недавней встречи с журналистами кроме общих положений проекта раскрыл некоторые подробности томского уровня – проблематику, программные параметры и местную специфику. Главное из сказанного мы изложим в обобщенных нами же тезисах.

  • В Томске, в отличие от многих других городов, и до этого велась комплексная работа над благоустройством. Речь идет о таких муниципальных программах как «Наш Томск» и «Томский дворик» – им, однако же, явно не хватало средств. С получением федеральных и региональных субсидий ситуация должна существенно измениться. Но важный программный задел в этом плане уже имеется: в том, что касается практики, по программе «Наш Томск», к примеру, отремонтировано уже около 500 фасадов. Многие этого не замечают, но реальный результат – и даже за «те деньги» – уже есть.
  • Программа – рассредоточена. И по финансированию, и по центрам принятия решений и по направлениям, в рамках которых можно получать дополнительную помощь. Из этого проистекает потребность в качественной синхронизации и своевременном согласовании. Будь то уровень местного общественности, экспертного сообщества, инициативных групп – во всем необходимо достигать четких договоренностей, хотя бы для того, чтобы после не возникло понятных осложнений.
  • В том, что касается синхронизации различных программ и их финансовых притоков работа ведется по двум основным направлениям. Первый ориентирован на программу капремонта – если подрядчики начинают ремонтировать дом и объективно создавать нагрузку на окружающее пространство (коммунальную инфраструктуру), то, разумеется, есть прямая выгода в том, чтобы здесь же заняться благоустройством. Именно так работает кластерный принцип. Второй уровень имеет отношение к чемпионату мира по футболу. В Томске – да и вообще нигде, восточней Свердловской области – не будут жить, играть и тренироваться футболисты. То же самое в огромной степени вероятности касается болельщиков. Но деньги по этому направлению в Томск придут – предполагается организация публичных трансляций на нижней террасе Лагерного сада. Под это дело удалось «добыть» финансирование на благоустройство трех «подводящих» улиц.
  • Финансирование направления – беспрецедентно по объемам. В 2017 году федеральный бюджет выделяет Томской области на эти цели 193,6 млн рублей. Еще 68 млн рублей предоставляет бюджет региональный, это – 26% от общего бюджета. Муниципальные бюджеты решено максимально пощадить, «номинал» составляет что-то около 0,5%. Объемы частного финансирования пока не определены. В том, что касается бизнеса, нужно ждать изменений в законодательстве и прочих нормативных актах.
  • Для таких городов как Томск необходимо выработать особую методологию организации общественных собраний по теме. Особенность застройки такова, что одно и то же пространство может быть двором для зданий самого разного типа, назначения и уровня имеющихся внутри денег с претензиями. Это – очень сложный момент.
  • Федеральные деньги уже поступили в Томск. До 15 апреля необходимо подготовить весь необходимый объем документов по региональной программе на этот год. То есть – провести работу с общественностью, определить объекты и характер работ и т.д. Чем раньше будет закончен предварительный этап, тем больше времени останется для конкретного благоустройства и начала зимы. В целях сокращения сроков удалось «извлечь» из перечня необходимого этап госэкспертизы. Далее же все будет проходить планово, то есть, согласно ФЗ №44.
  • Благоустраивать дворы аварийного фонда нет смысла. Но и оставлять безо всякого внимания жителей этих домов тоже нельзя. Программа расселения «аварийки» заканчивается в 2018 году, есть надежда на то, что ее продлят. Всего в области насчитывается 500 тыс м2 такого жилья. Работать с этим фондом необходимо адресно – элементы благоустройства, к примеру, можно обустраивать в непосредственной близости от этих домов.
  • Десять лет назад в стране, за очень редким исключением, не было собственников жилья, сознающих себя таковыми. Сейчас нет реальных собственников у дворов, задача проекта – в преодолении этой проблемы. Мероприятия, запланированные на ближайшие четыре года, должны запустить долгосрочный механизм воспроизводства комфортной для людей среды.

Материал закончен, тема не закрыта.

Читайте также: