Автовокзал имени Тургенева

Как одна федеральная инициатива поставила Томск в весьма двусмысленное положение.

Компании:

Существует сразу несколько версий по поводу того, зачем разгоряченным московским головам понадобилась карусель с выборами имен для российских аэропортов.

Кто-то в очередной раз пытается усмотреть в этом заговор властей, якобы старающихся отвлечь население от нарастающих проблем в экономике. Компромиссных и при этом заметных фигур в нашей истории сейчас действительно немного, а вот желающих до исступления спорить на эту тему – хоть отбавляй, и меньше точно не станет.

Другие настаивают на очередном чиновничьем обострении. Раз уж «патриотизма много не бывает», так отчего бы не закрепить его еще раз, но уже строго на региональном уровне?

Третьи утверждают, что так принято во всем цивилизованном мире. Во Франции, например, есть аэропорт Де Голля, в США имени Кеннеди и так далее. Вот, например, есть такой вашингтонский аэропорт имени Даллеса, который тоже изначально был имени Кеннеди. К Джону Даллесу (старшему брату автора знаменитого «плана») в самих США относятся очень по-разному, он и вправду был неоднозначный, однако на почве столичного аэропорта произошло что-то вроде примирения, вот бы, дескать, и у нас так.

Фото: pixabay.com

Как бы то ни было, процесс на ходу, его обсуждают и ломают копья.

Где-то спор вокруг основных кандидатур носит идеологический характер, где-то ценностный, в ряде случаев спорят поколения. В Томске, как это и полагается, все произошло особым образом – проблемой стало наличие самих кандидатов.

В этом мероприятии, кстати, вполне можно было не участвовать. Однако первый из упомянутых здесь местных «скелетов в шкафу» как раз про то, что все инициативы центра в Томске рассматривают как нечто священное и обязательное. Не будет показного усердия, не будет и дополнительных вливаний из федеральной казны. А это в наших условиях реальный риск остаться без экономики вообще.

В США есть город под названием Толидо, в нем живет около 300000 человек, есть пара университетов и несколько крупных производств мирового уровня. Толидо является городом-партнером Томска – у нас говорят о побратимстве, хотя и с этим вопросом все отнюдь не однозначно. Население округа обслуживают два аэропорта: Toledo Express Airport (внутренний) и Detroit Metropolitan Airport (международный). Никаких великих имен, никаких федеральных конкурсов, люди и без этого уважают как самих себя, так и свою страну.

В этом месте мне могут возразить насчет того, что я превозношу какой-то американский опыт. Заявляю ответственно – я ничего не превозношу. А если кто-то и пытается перенести на нашу почву что-то внешнее, так это инициаторы проекта «давайте сделаем как с аэропортом имени Де Голля». Я говорю о том, что небольшой американский город, в котором Томск некогда увидел нечто схожее с самим собой, ничем подобным не занимается. Он сохранил внутри себя реальное производство, местным властям не нужно что-то выпрашивать из федеральной столицы и людям вообще плевать на то, как называется их аэропорт. Главное, чтобы работал хорошо и пилоты не называли его полосу стиральной доской (томская ВПП в Богашево имеет именно такую славу).

Возвращаясь к томским перипетиям, необходимо отметить то, что здесь все сработало по принципу «главное ввязаться, а там посмотрим». И действительно – разве у нас не самый умный город в радиусе тысячи с чем-то километров? Да нам-то чего с нашей богатейшей историей.

И вот тут из шкафа выпало еще два забытых всеми скелета.

Первый оказался про то, что Томск это транзитный для выдающихся людей город. И это в лучшем случае – Смоктуновский, например, всего лишь родился в Шегарском районе. Камов здесь учился и сразу же после завершения учебы уехал в Москву, где устроился рабочим на концессионный завод, то есть, по сути, на иностранное предприятие, где и добрал нужного опыта. Рукавишников родился в Томске и провел здесь часть школьных лет.

И принадлежность каждого из них к Томску необходимо будет тщательно пояснять. В случае с Рукавишниковым – при всем безусловном уважении – нужно будет еще и рассказывать о том, кто это собственно такой. Космонавтов, кроме первого, у нас вообще мало кто помнит.

Второй скелет всплыл как продукт нашего с вами «варения в собственном соку». Взять Лигачева, которого предложили одним из первых и который сам отказался от претензий на этот счет. В Томске его уважают, в других местах с этим куда сложнее. Богашевский аэропорт в Томске появился при нем и благодаря ему – но визитной карточкой города для прилетающих гостей он сегодня быть не может. У Томска есть свои внутренние знаменитости, но они – вот беда – мало кому интересны и важны за его пределами.

Мы много лет возводили фундамент под собственным величием, но когда пришло время поставить на него кого-то конкретного – пришли в растерянность. Это очень важный для всех нас момент, на самом деле.

Ну а на будущее – если, к примеру, дойдет очередь до автовокзалов – есть предложение назвать его именем Ивана Сергеевича Тургенева, 200 лет со дня рождения которого страна празднует в этом году.

В отечественном градостроении есть старое правило – не знаешь, как назвать улицу, называй именем Пушкина, тут уж точно никто не придерется, он наше все. Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал отбывал в Томске небольшой административный срок, то есть прямая связь все же налицо. В Томске принято оригинальничать, поэтому напрямую использовать имя Пушкина уже нельзя. Кто остается? Тургенев, который написал «Му-Му», но памятник при этом поставили потомку Ганнибала. Томичи за историческую справедливость, так и запишите на будущее.

Компании:

Читайте также: