«А зачем тебе деньги?»

О бюджете города Томска на 2020 год.

Компании:

Товарищ Шарапов, представившийся бандитам угонщиком авто, ответил на заглавный вопрос довольно исчерпывающе: «Нашел бы зачем». Дальше была невнятица про Лелю с Тверской и Кисловодск, но общий посыл и смысл были ясны – человек действительно представляет себе, зачем ему может понадобиться дополнительный объем денег.

С мэрией города Томска все обстоит совсем иначе. Она уже практически не притворяется, ее почти никто и ни о чем не спрашивает, и она действительно не знает, зачем ей нужны казалось бы крайне необходимые деньги.

Представим, что на нее вдруг свалился неожиданный миллиард – у всех сотрудников с месячной зарплаты удержали небольшую сумму, на полученный «общак» купили лотерейные билеты и один из них внезапно оказался выигрышным. Сама ситуация, кстати, взята не с потолка: в Хакассии одно из муниципальных предприятий пытались спасти (причем затеял это конкурсный управляющий) именно через покупку 100 лотерейных билетов стоимостью 100 рублей каждый. Общая сумма выигрыша в итоге составила 5 035 рублей – в общем-то, приемлемое для таких «вложений» соотношение доходов и расходов.

Так вот, здесь сразу же возникает резонный вопрос – а на что пошли бы столь вожделенные деньги? На приумножение уродливых обрубков вдоль городских дорог? На ежегодный «ямочный» псевдоремонт силами, скажем так, не избалованных техникой организаций? На декларированное уничтожение муниципального электротранспорта (которое, кстати, тоже стоит денег)?

Есть, конечно же, вполне приоритетный вариант с расселением аварийного жилья, однако с ним и при имеющихся финансах возникают проблемы «организационного» характера. Больше денег – больше проблем, пока ситуация выглядит именно так. Взять хотя бы пример старта так называемой «мусорной реформы», в результате которого пострадало буквально все причастное: потребители услуг, власти, бизнес, перспективы развития грамотной утилизации отходов, да и сами бюджеты, в конце концов. Многим такое и при желании не под силу, а здесь – даже при наличии денег и времени – держите, распишитесь.

Капитальные вложения? Они – в виде памятников предыдущим «компетенциям» – вполне доступны для объективной оценки их потребительной стоимости. Вот есть комплекс городских надземных переходов, на снос которых также требуются дополнительные средства. Есть недостроенная дорога на левом берегу, стоимость достройки которой растет с каждым годом.

Деньги можно направить на повышение зарплат тем работникам бюджетной сферы, у которых она не дотягивает до обещанного государством уровня – однако и здесь проблема отнюдь не исчерпывается нехваткой средств. Есть ведь еще и методики начисления такой зарплаты, порождающие непонятное расслоение в доходах работников одного и того учреждения. То есть уже имеющиеся деньги снова распределяются так, что люди выходят на пикеты и апеллируют к практике других муниципалитетов области, умудряющихся выполнять положенные нормативы по росту зарплат.

Мы рискнем предположить, что гипотетический «миллиард с неба» практически полностью ушел бы в счет погашения части муниципального долга – по плану на 2019 год он должен достигнуть 4,1 млрд рублей. Снижение уровня долга позволит мэрии взять новые кредиты (пускай и на тот же обобщенный миллиард), но уже под привычные ей проценты.

Итак, проект городского бюджета на 2020 год сверстан исходя из прогнозируемого уровня доходов в 13,87 млрд рублей. План по доходам на 2019 год составляет 18 млрд рублей – дело заключается в уже понятных мэрии объемах безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней (прежде всего, регионального). В этом году они должны достичь почти 11 млрд рублей, в следующем (по имеющимся пока данным) 6,5 млрд рублей.

Собственные доходы города при этом должны составить 7,36 млрд рублей против 7,04 млрд в 2019-м. Муниципальный долг вырастет с 4,1 до 4,6 млрд рублей.

Городские власти объясняют все это тем, что по итогам 2018 года поступления в бюджет Томска составили всего 7,4 копейки с каждого собранного в виде налогов рубля (в 2017-м речь шла о 9,2 копейках). По факту речь идет о том, что за прошлый год с территории Томска было собрано почти 83 млрд рублей (+33,9% в годовом выражении), при этом по строке собственных доходов в бюджете значились лишь 6,1 млрд рублей.

Тут, однако, нужно учитывать то, что сам бюджет 2018 года был исполнен с профицитом в 131 млн рублей, а общий уровень доходов составил 16,4 млрд рублей (+10% в годовом выражении). Двухлетний профицит – в 2017-м он был достигнут впервые за 20 лет – был подан как достижение, и никаких разговоров про «семь-сорок» в контексте этой темы не велось. 11,3 млрд рублей «вернули» в городской бюджет региональные власти, четко пометив их адресным клеймом – тратить можно только туда и вон там, можете не благодарить. Такой вот косплей федерального подхода к наполнению региональных бюджетов.

К слову говоря, по итогам 2019 года дефицит городского бюджета планируется на уровне 936 млн рублей (вот вам тот самый миллиард), в проекте бюджета на 2020-й он обозначен на уровне 740 млн – но это опять-таки без полноценных данных о дотациях из регионального бюджета.

Прогнозный темп роста собственных доходов к ожидаемому уровню 2019 года составляет 5%. Это совпадает с прогнозными темпами роста по статье акцизов (+5%) и НДФЛ (+6%). Бюджетные доходы, связанные со сборами по УСН, должны вырасти на 9%, по госпошлинам – на 3%. Проседание ожидается по поступлениям от ЕНВД (-6%) и единому сельскохозяйственному налогу (-25%).

В абсолютном выражении доходы от НДФЛ за год вырастут с 3,47 млрд до 3,7 млрд рублей, от акцизов на нефтепродукты с 38,8 млн до 40,9 млн рублей, по государственным пошлинам со 109,5 млн до 112,5 млн рублей.

Отдельные, но пока не исчисленные до конца надежды возлагаются на так называемые местные налоги, регулируемые силами и средствами городской думы. Говоря коротко (вообще, это отдельная и довольно большая тема), речь идет о повышении сборов по налогам на имущество физлиц и землю. Начиная со следующего года, стоимость недвижимости и земли будут исчислять по кадастру, и для городского бюджета это, разумеется, в строку – доходы по таким статьям просто обязаны увеличиться несмотря на все судебные и прочие издержки, связанные с переходным периодом. Люди все-таки не очень любят, когда налоги повышаются на том же самом (считай ровном) месте, да еще и при отсутствии роста собственных доходов.

Однако, вопреки весьма распространенному мнению, нововведения не коснутся бюджета 2020 года.

– Первые платежи по новым ставкам НИФЛ, начисленным исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, люди будут производить в конце 2021 года, поскольку налог на имущество граждан в России взимается через год после его начисления. То есть налог за 2020 год люди будут выплачивать осенью 2021 года…

На данный момент мы не имеем всех данных, которые позволяли бы анализировать кадастровую стоимость недвижимости в Томске (как квартир и частных домов, так и коммерческой недвижимости, принадлежащей частным предпринимателям), не знаем, как скажутся вычеты, которые будут применяться людьми при начислении НИФЛ. Поэтому говорить о кратном росте или падении платежей по налогу мы не можем.

Владимир Самокиш, депутат Думы города Томска, РИА Томск, ноябрь 2019 года.

И в этом смысле 2020 год станет по-настоящему переходным – уже в 2021 году собственные, то есть гарантированные доходы городского бюджета (при всех нынешних играх в скромность) должны заметно увеличиться. В 2019 году ожидаемый показатель по доходам от налога на имущество физлиц составляет 581,3 млн рублей. При уровне собственных доходов в 7,04 млрд – не такая уж и маленькая сумма.

Неналоговые (и также собственные) доходы бюджета в 2020 году составят 707,4 млн рублей против ожидаемых 830 млн рублей за 2019 год. Большую часть этой суммы (316,6 млн) должна принести аренда земельных участков, объем средств от продажи муниципальной земли планируется на уровне 134,3 млн рублей, штрафы и санкции оцениваются в 59 млн рублей.

Общий объем выпадающих доходов оценивается 65,2 млн рублей, из них 53,3 приходятся на арендную плату за нежилое имущество, передаваемое с безвозмездное пользование, а также в федеральную и региональную собственность.

О расходах, запланированных без учета безвозмездных поступлений (которые, напомним, стабильно являются превалирующей частью доходной статьи), рассуждать смысла нет. Глупо резать шкуру неубитого медведя в темной комнате, предназначенной для черных котов. Достоверно известно следующее – бюджет будет носить строго социальный характер. Резервные фонды при этом составят 359,5 млн рублей, средства на обслуживание муниципального долга 401,8 млн рублей. На исполнение решения судов зарезервировано около 219 млн рублей – судя по всему, именно во столько мэрия оценивает собственные управленческие ошибки, которые все-таки могут быть оспорены в судебном порядке.

Компании:

Читайте также: