В прогнозах на III квартал значится сохранение положительной динамики.
Согласно данным аналитического сервиса Продажи.рф («Первый ОФД», входит в группу ВТБ), потребительская активность населения России продолжает расти. По итогам II квартала уровень покупательского спроса вырос на 5% к январю-марту, тогда как объем средств, израсходованных на потребительские цели, увеличился на 7%. В I полугодии количество совершенных покупок выросло на 2% в годовом выражении, при этом объем потраченных средств увеличился на 14%.
По статистике торговых точек, обслуживаемых «Первым ОФД», в январе-июне потребители израсходовали около 3,9 трлн рублей при покупке 22,4 млрд товаров (11,5 млрд покупок на сумму более 2 трлн рублей пришлось на II квартал).
«Наибольший рост по числу покупок наблюдается на рынке цветочных товаров – с января по июнь покупатели приобрели 10,9 млн цветов и готовых букетов (+25% к аналогичному периоду 2023 года), потратив 6,5 млрд рублей (+29%). Ощутимый прирост в I полугодии показала сфера услуг – на нее пришлась треть от всех трат (1,35 трлн рублей). Также россияне стали потреблять больше цифровых развлекательных услуг (сюда входят аудиокниги, музыка, фильмы и ПО) – спрос на них увеличился на 10%, а объем расходов вырос 14%», – пояснили в пресс-службе ВТБ.
Отмечается, что во II квартале заметно увеличился спрос на товары для спорта и активного отдыха (+32% к уровню I квартала), строительные материалы и инструмент (+30%), одежду (+26%) и обувь (+17%). В то же время заметное охлаждение спроса наблюдается в нишах канцтоваров (-30%), сувениров (-22%) и товаров для творчества (-15%).
Стабильно востребованными остаются детские товары и электроника – на покупку товаров этих групп в I полугодии россияне потратили 35 млрд и 53 млрд рублей соответственно. Спрос на продукты питания сохранился на уровне прошлого года (+1%), при этом объем соответствующих трат вырос на 13%.
– В первой половине года мы фиксируем замедление роста потребительской активности на фоне повышения интереса населения к сбережению. Отмечаются сезонные всплески по отдельным категориям – это, к примеру, цветочный бум в период гендерных праздников, обновление гардероба и покупку строительных материалов в преддверии летнего сезона, повышенный спрос на услуги индустрии красоты и гостиничных комплексов. Заметен рост в части потребления цифровых услуг, которые занимают все большую долю в нашей повседневной жизни. По нашим оценкам, в третьем квартале потребительский спрос сохранит сдержанную динамику роста, без серьезных колебаний», – рассказал директор по развитию бизнеса Продажи.рф Максим Ларькин.
В Томской области оборот розничной торговли по итогам первых пяти месяцев 2024 года составил 128,2 млрд рублей (+14,6% к январю-маю 2023-го). В мае прирост показателя достиг 21,7% в годовом выражении, при этом потребительские расходы жителей региона составили 28,9 млрд рублей.