Год качества в строительстве. Итоги

О том, как отразилось внедрение системы менеджмента качества в области строительства на деятельности АО «Транснефть — Центральная Сибирь».

В соответствии с приказом президента компании № 204 от 29.10.2015г. ПАО «Транснефть» объявила о внедрении системы менеджмента качества в области строительства. Реализация долгосрочной Программы развития компании на период до 2021 года потребовала разработки общей системы оценки качества работ, принятия новых стандартов.

Необходимость в системе менеджмента качества строительства закономерно возникла в связи с развитием программы комплексного совершенствования системы магистральных трубопроводов компании. Правильная организация процессом управления качеством позволяет значительно снизить издержки и себестоимость строительства, оптимизировать сроки исполнения работ на всех этапах, организовывать дополнительный контроль.

Для внедрения и интеграции СМКС в процесс сооружения новых объектов ПАО «Транснефть» была разработана «дорожная карта», в рамках исполнения которой 2016 год был объявлен Годом качества в строительстве ПАО «Транснефть».

— Были сформированы четкие и серьезные цели для всех организаций системы «Транснефть» (далее ОСТ), которые необходимо достичь по результатам работы в области строительства в 2016 году, — говорит заместитель начальника отдела капитального строительства АО «Транснефть — Центральная Сибирь» Денис Ковальчук. — Это, к примеру, снижение на 20% количества дефектов строительно-монтажных работ линейной части нефтепровода по результатам внутритрубной диагностики — профилеметрии трубы — перед вводом в эксплуатацию участка протяженностью более километра или подводного перехода высшей категории. Была поставлена цель снижения на 5% отклонений от нормы вертикальности стенок резервуара, что выявляется лазерным сканированием при строительстве.

Серьезная роль в «дорожной карте» СМКС уделяется качественной работе с документооборотом. На протяжении всего уходящего года коллективы ОСТ работали над уменьшением числа изменений в заданиях на проектирование во время проектно-изыскательских работ; над снижением количества корректировок рабочей документации в период строительства. Отдельно перед всеми ОСТ стоит задача по осуществлению необходимых документированных процедур системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000-2001. Это шесть документов, после разработки которых начинается опытная эксплуатация СМКС: внутренний аудит; координационный совет; контроль и управление несоответствиями; управление соответствия параметрам разработки; выполнение корректирующих действий и управление документацией. Сегодня день замечания и комментарии по результатам пробной работы с этими процедурами АО «Транснефть — Центральная Сибирь» обрабатываются и систематизируются в Москве.

— В соответствии с «дорожной картой» были разработаны типовые документы СМКС, актуализированы и разработаны новые регламенты, отвечающие Госстандартам и стандартам серии, — рассказывает Денис Ковальчук. —Так, в апреле был выпущен регламент «Методика оценки деятельности в области качества строительства», где систематизированы основные показатели деятельности ОСТ. Тогда же был подписан один из основных документов СМКС — Руководство по качеству строительно-монтажных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта, где устанавливаются принципы, общие цели и задачи, а также организация всего рабочего процесса АО «Транснефть — Центральная Сибирь».

transneft_str1

Что построено за год

Достижение показателей Программы развития, технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов стоит в приоритете каждой ОСТ ПАО «Транснефть». Результаты работы в 2016 году каждого ОСТ будут оценены в соответствующем рейтинге.

Коллектив АО «Транснефть — Центральная Сибирь» сумел реализовать практически все запланированные на 2016 год работы. На территории Томской области — от Стрежевого до Томска — произведены строительномонтажные работы по капитальному ремонту, техническому перевооружению, реконструкции и ликвидации зданий на 54 объектах из 55, последний объект, на котором производится устранение дефектов, будет сдан 25 декабря 2016 года. Все объекты закончены в срок и введены в эксплуатацию. Как и планировалось, заменено 25 км магистрального трубопровода, в том числе 19,7 км на одном из самых сложных участков нефтепровода «Александровское — Анжеро-Судженск» в районе поселка Чажемто. На нефтеперкачивающих станциях (НПС «Парабель» и НПС «Александровская») продолжается строительство двух новых резервуаров для хранения нефти емкостью 20 тыс кубов каждый, на осень 2017 года запланирован их ввод в эксплуатацию. На НПС «Парабель» возведено новое здание укрытия для стоянки автотранспорта.

— Инвестиции АО «Транснефть — Центральная Сибирь» в модернизацию системы магистральных трубопроводов составили 4,1 млрд рублей. Предъявлялись высокие требования к качеству строительных работ на каждом объекте, — отмечает Денис Ковальчук. — За 2016 год мы заменили 11 подводных переходов (два из них располагаются на границе с Кемеровской областью): прокладка и ремонт трубопроводов через водные преграды — одна из самых сложных операций, которая производится с применением самого современного высокоточного гидролокационного оборудования. На каждом объекте, на каждом технологическом этапе производства работ производился жесткий контроль, отслеживались последовательность, время и сроки выполнения в соответствии с утвержденным графиком.

Особый спрос

Контроль строительно-монтажных работ в системе менеджмента качества строительства ПАО «Транснефть» играет особую роль. Новые регламенты подчеркивают важность эффективного контроля качества работ с самого начала их исполнения и в дальнейшем на каждом этапе. Еще на стадии проведения тендеров специалисты «Транснефти» начинают предъявлять особые требования к подрядчику, чтобы выяснить степень обеспечения людскими и техническими ресурсами, определить уровень подготовки инженерно-технического персонала. Изучаются учредительные документы, бухгалтерская отчетность, качество СМР, которые уже были выполнены подрядчиком на других объектах, у других заказчиков. Просматриваются реестры недобросовестных заказчиков. Информацию о подрядчике изучают юристы, экономисты, строители. Требования к подрядчику в ПАО «Транснефть» значительно выше общепринятых, российских.

К примеру, сегодня особо строгие условия по допуску к выполнению сварочных работ на объектах: в обязательном порядке проводятся мероприятия, подтверждающие наличие у подрядчика квалифицированных кадров, технических, организационных возможностей выполнения сварки по заявленным технологиям, в условиях конкретного производства. Нами проводится верификация документов, подтверждающих аттестацию технологии сварки трубопроводов ОСТ, свидетельство НАКС о готовности организации к реализации аттестованной технологии сварки.

— Не просто на компанию-подрядчика, но и на каждого сварщика собирается полная информация: оригинал удостоверения сварщика высшего разряда, фотографии, паспорт, оригинал протокола аттестации, чтобы максимально исключить возможность каких бы то ни было подделок и не допустить к работам неквалифицированного специалиста, — отмечает Денис Ковальчук.

Новые правила возлагают на подрядчиков огромную ответственность: если раньше службе контроля качества (далее СКК) подрядчика отводилась скорее второстепенная роль, то теперь все организации подряда должны иметь собственную СКК (либо дополнительно привлекать сторонние организации для проведения такого контроля). В службу должны входить специалисты по строительному контролю, неразрушающему контролю, специалисты сварочного производства, строительных и электротехнических лабораторий и т.д. Если специалисты СКК решили, что качество материалов или строительных работ не соответствует предъявляемым требованиям, они вправе остановить все работы вплоть до устранения выявленных недостатков. При этом вводится и личная ответственность директора организации-подрядчика: именно ему подчиняется служба контроля качества, и, если он выявляет какие-либо нарушения, связанные с внутренними документами ПАО «Транснефть» или федеральными нормативными актами, он обязан выписать предупреждение и предотвратить некачественное выполнение. Все нововведения прописаны в типовых контрактах на проведение СМР.

— Требуемое качество смогут обеспечить лишь добросовестные подрядчики. И надо сказать, что они уже полностью перестроились под новый регламент, обеспечивая строительные объекты необходимым для контроля за выполнением качества СМР количеством специалистов, — продолжает заместитель начальника отдела капитального строительства АО «Транснефть — Центральная Сибирь» Денис Ковальчук. — Ужесточение условий не повлияло на количество заявок от участников тендеров на исполнение СМР: организации готовы работать на должном уровне.

transneft_str2

Импортозамещение

В рамках реализации политики ПАО «Транснефть» в области качества строительства предусмотрено и снижение доли импортной продукции, используемой, в том числе, для СМР. Локализация технологий в России ведется компанией уже не первый год: это разработки по ряду таких важных направлений, как запорная арматура, электродвигатели, насосное оборудование. Так, в прошлом году открылся производственный центр ПАО «Транснефть» в Нижнем Новгороде, который теперь поставляет ОСТ шкафы линейной телемеханики и системы автоматики — оборудование, которое позволяет контролировать процесс транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам страны. В 2016 году в Челябинске был запущен новый завод —АО «Транснефть Нефтяные Насосы». Выпускаемая продукция отвечает всем мировым стандартам. Ожидаемая мощность предприятия составит 160 горизонтальных и 20 вертикальных насосов в год, что позволит полностью покрыть потребности «Транснефти», а в перспективе — и других российских нефтяных компаний.

На сегодня подготовительный этап внедрения системы менеджмента качества в АО «Транснефть — Центральная Сибирь» завершен, подводятся итоги года качества в строительстве. Мероприятия, предусмотренные СМКС, безусловно, позволили значительно повысить качество объектов, принимаемых в эксплуатацию. В сентябре был проведен внутренний аудит функционирования СМКС, по его результатам разработана система корректирующих мер. Следующим этапом — в 2017 году — станет международная сертификация в целом ПАО «Транснефть».

Читайте также: