Дотационное предприятие

В ожидании второй волны коронакризиса.

Компании:

Саркастические выпады в адрес отечественного сельского хозяйства – глубоко дотационного и при этом подаваемого в качестве примера «локомотива роста» – заметно потеряли в своей актуальности. И дело, как нетрудно догадаться, отнюдь не в том, что аграриям удалось соскочить с бюджетной иглы. Напротив, в силу известных причин к государственной капельнице так или иначе (через льготы, субсидии, отсрочки и т.д.) подключилась весьма значительная часть российского бизнеса. Ну а какой может быть сарказм по отношению к молочным братьям? Общая грудь – даже государственная – сближает и вообще действует умиротворяюще.

Проблема же заключается в том, что в отличие от аграриев, всех остальных ждет скорое отключение от аппарата искусственной подпитки. Более того, в случае наступления второй волны коронавируса (или других вероятных напастей) спасительная кубышка и вовсе может неприятно съежиться – например, до размеров, которые можно будет легко спрятать в чопорный минфиновский лиф.

«России удалось избежать катастрофических последствий, сохранив макроэкономическую устойчивость страны, что подтверждает международный кредитный рейтинг государства. Напомню, в период кризиса Правительство РФ увеличило общие расходы федерального бюджета на поддержку людей, бизнеса, регионов почти на четыре триллиона рублей, не сократив инвестиционные программы.

Томская область на эти цели только из регионального бюджета уже направила 1,4 млрд рублей. Еще 4,3 миллиарда – получили из федерального центра. И большинство плановых объектов, создаваемых за счет государственных инвестиций, сохранены».

Оксана Козловская, спикер Законодательной думы Томской области, 27 августа 2020.

То есть цену, заплаченную из государственных (и безальтернативных в этом плане) средств для достижения нынешней «как бы стабилизации», можно описать и этими цифрами. Причем до конца текущего года – даже если не произойдет ничего освежающего нового – поддержка местной экономики обойдется худеющему региональному бюджету в заметно большую сумму.

«Остальная часть недополученных доходов обусловлена принимаемыми на федеральном и региональном уровне мерами поддержки экономики в период пандемии (порядка 2,4 млрд рублей) и снижением деловой активности населения в связи с действием ограничительных мер».

Андрей Антонов, заместитель губернатора Томской области по экономике, «Интерфакс», 18 августа 2020.

Если же говорить о цене вопроса применительно к собственно малому и среднему бизнесу, то «в связи с мерами, принимаемыми в целях государственной поддержки субъектов МСП, бюджет Томской области недополучит почти 750 млн рублей. Из них 170,2 млн в связи с освобождением хозяйствующих субъектов от уплаты налогов, 397,4 млн – из-за уменьшения суммы налога, 179,3 млн – в результате снижения налоговых ставок» (прогноз УФНС по Томской области от 18 августа 2020 года).

Итак, скорректированный и несколько более оптимистичный нежели ранее прогноз по выпадающим доходам областного бюджета сулит минус 18 млрд рублей к изначальным плановым показателям (напомним, что в весеннем прогнозе речь шла о минус 25 млрд). При этом кризис ударил по бюджету дважды – 70% от выпавших доходов должны составить прямые потери (от падения цен на углеводороды и снижения сборов по налогу на прибыль), ну а значительную часть оставшегося области придется либо простить, либо напрямую перечислить хозяйствующим субъектам в рамках принятых мер поддержки. Хватит ли подобного финансового ресурса на что-то «новенькое и горячее» – вопрос явно риторический.

Буквально на днях федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал текст своего письма премьеру Мишустину – правительству было предложено «продлить анитивирусные отсрочки» и упразднить излишние по мнению Титова формы отчетности. При этом особого оптимизма в оценке текущей ситуации в послании не прослеживается.

«Согласно поступающим обращениям и проведенным опросам, 67% компаний отмечают падение спроса на их продукцию/услуги, – говорится в письме Титова в адрес премьер-министра. – 40,5% компаний ожидают, что не смогут выполнить отложенные обязательства до конца 2020 года, подавляющее число предпринимателей считают, что не менее 10-20% всех компаний в их отрасли ждут банкротства».

При этом большинство программ отсрочек по налогам рассчитаны до конца 2020 года, кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса предоставляются максимум на полгода, мораторий на банкротства заканчивается в октябре 2020 года, напоминает Уполномоченный. Это ожидаемо может привести к всплеску дел о банкротствах предприятий и дальнейшему сжатию экономической активности с неопределенной тенденцией к восстановлению.

Чтобы дать предприятиям «реальные возможности сохранения или упрощенного перезапуска на фоне отрицательных финансовых результатов», Борис Титов предложил Михаилу Мишустину продлить действие отсрочек по налогам и взносам до конца 2021 года. Причем как для субъектов МСП из отраслей, официально признанных пострадавшими, так и для всех остальных предприятий, если их выручка за 2-3 кварталы 2020 года сократилась на 30% и более по сравнению с выручкой за 4 квартал 2019-го – 1 квартал 2020 года. То же самое продление до конца 2021 года предложено установить и для налоговых отсрочек, которые предоставляются при угрозе банкротства согласно статье 64 Налогового кодекса.

Также Уполномоченный предложил продлить кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса на срок от 3 до 6 месяцев в дополнение к тому периоду, который был уже предоставлен (при наличии заявления от заемщика).

Сайт Уполномоченного по правам предпринимателей, 3 сентября 2020.

По факту федеральным властям, успевшим раструбить о немалых успехах в борьбе с последствиями пандемии, предложили подтвердить слова рублем. Ведь если все идет лучше, чем вы ожидали, то это, наверное, должно касаться и средств, которые можно высвободить на меры поддержки, не так ли? А если так, то какой смысл жадничать? Печальный момент заключается в том, что ответов на последний вопрос у властей всегда было с избытком.

Согласно данным исследования аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, Томская область вошла в пятерку регионов с наибольшим объемом убытков бизнеса по итогам весны (летних цифр в наличии пока нет). Очевидно, что из подсчитанных 7,6 млрд рублей большая часть принадлежала чему-то добывающему и немалому по местным меркам. Однако общие финансовые показатели предприятий области по итогам I полугодия также не являются поводом для самоуспокоения.

По информации Томскстата, совокупная прибыль крупных и средних компаний Томской области в январе-июне сократилась на 49% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года. Общий объем убытков при этом вырос в 3,3 раза. И речь идет не только о сфере добычи углеводородов (там убытки выросли в 7,9 раз, а прибыль сократилась на 93,3%), крайне резвую динамику убытков (рост в 4,9 раза при сокращении прибылей на 16%) продемонстрировали обрабатывающие производства.

Как итог – за год доля суммарной просроченной задолженности компаний по их обязательствам увеличилась с 2,8% до 4,5%.

Фото: shutterstock.com

«Кредиторская задолженность на 1 июля 2020 года составила 212 100,3 млн рублей, из нее на просроченную задолженность приходилось 7,3% (на 1 июля 2019 года – 5,5%, на 1 июня 2020 года – 5,8%). В просроченной кредиторской задолженности 65,3% составляют долги предприятий обрабатывающих производств, 21,3% – организаций по добыче полезных ископаемых и 5% – организаций строительства.

Задолженность организаций по полученным кредитам и займам на 1 июля 2020 года составила 290 024,9 млн рублей, из нее на просроченную задолженность приходилось 2,5% (на 1 июля 2019 года – 0,3%, на 1 июня 2020 года – 1,2%).

Дебиторская задолженность на 1 июля 2020 года составила 241 776,3 млн рублей, из нее просроченная – 7 741,7 млн рублей или 3,2% от общего объема дебиторской задолженности (на 1 июля 2019 года – 4,6%, на 1 июня 2020 года – 3%)».

Томскстат, 27 июля 2020.

Следствием ухудшения самочувствия бизнеса стало и ощутимое снижение налоговых поступлений, собранных на территории Томской области. В частности, сборы налога на прибыль организаций, «питающего» по большей части именно областную казну, за январь-август просели почти на 40% к показателю прошлого года (в рублях это практически 4,3 млрд).

«Налог на прибыль организаций – за январь-август 2020 года поступило 7 787,6 млн руб., что на 38,9% или на 4 959,1 млн руб. меньше по сравнению с данными за аналогичный период предыдущего года. В том числе в федеральный бюджет поступления составили 603,8 млн руб., в бюджет Томской области 7 183,8 млн руб., соответственно снижение по уровням бюджетов составило на 668,4 млн руб. и на 4 290,7 млн руб…

Имущественных налогов в консолидированный бюджет субъекта за январь-август 2020 года поступило 5 190,6 млн руб., к январю-августу 2019 года поступления снизились на 16,6% или на 1 029,8 млн руб. В том числе налога на имущество организаций поступило 4 066,7 млн руб., что на 14,1% или на 667,1 млн руб. меньше относительно показателя за январь-август 2019 года.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-август 2020 года перечислено 42 339,7 млн руб. По сравнению с данными за аналогичный период 2019 года поступления уменьшились на 43,3% или на 32 314,8 млн руб…

В федеральный бюджет за январь-август 2020 года перечислено 79 512,8 млн руб., что на 30,6% или на 35 064,1 млн руб. меньше относительно того же периода 2019 года.

В консолидированный бюджет Томской области за январь-август 2020 года поступило 32 727,5 млн руб., что на 11,8% или на 4 378,3 млн руб. меньше по сравнению с данными за 8 месяцев 2019 года».

ФНС России, 8 сентября 2020.

Выясняется, что темпы снижения отчислений в федеральный бюджет чуть ли не в три раза превышают аналогичный региональный показатель. То есть более справедливое распределение собранных в области доходов может быть достигнуто и таким вот безрадостным образом. При этом привычные аргументы в духе «Москва, мы много отдаем, а значит, имеем право на большее», также теряют в весе – уж кто-кто, а кудесники из Минфина знают в этом толк.

В общем и целом, поводов для самоуспокоенности действительно немного. Путь к тому, чтобы оказаться в общей бюджетной лодке, занял не один год, и нынешний кризис всего-навсего заставил запрыгнуть в нее остатки неогосударствленной экономики. Теперь мы точно заодно, и вот от этого становится в самом деле тревожно – продемонстрированные рулевыми навыки впечатляют не всегда.

Назначен крайний срок
Глава Минфина РФ Антон Силуанов, ТАСС, 8 сентября 2020.
– Мы видим, что сейчас уже безработица занимает те позиции, выходит на те тренды, которые были у нас до пандемии. И промышленность, и ситуация с доходами населения, и потребительский спрос – все восстанавливается. Это о чем говорит? О том, что государственные меры, которые были приняты, попали в точку по тем секторам, которые нуждались в поддержке…
В этот момент нужно было заместить его [просевший частный спрос] государственным спросом. Но мы видим, что частный спрос начинает восстанавливаться и, соответственно, меры государственной поддержки тоже должны сокращаться, но это не может быть резко…
Резкий выход из государственного стимулирования может быть чреватым для экономики в целом. Поэтому мы взяли период два года: по сути дела, следующий год и вторая половина текущего года. И с 2022 года мы выходим уже на обычные стандартные наши правила бюджетной политики…
Мы выстроили себе планы по вхождению в обычный, нормальный бюджетный ритм, бюджетный процесс. В 2022 году мы выходим на бюджетное правило.
Компании:

Читайте также: