В Томском госуниверситете охарактеризовали средний класс региона

В целом он оказался «недостаточно креативным».

Компании:

Фото: shutterstock.com

Как следует из сообщения ИЭМ ТГУ, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Светлана Мартынова опубликовала статью «Средний класс инновационного региона России: характеристики в контексте постиндустриального подхода» в румынском журнале «Astra Salvensis» (издание индексируется в Scopus и имеет наивысший рейтинг Q1).

В статье приводятся результаты социологического исследования среднего класса инновационного региона России на примере Томской области, которое проводилось с целью выявления его характеристик методом массового полуформализованного интервью.

Автор отмечает, что средний класс, к которому себя отнесли большинство опрошенных томичей, самостоятелен в определении и достижении личных целей, суверенен в смысле признания приоритетом собственных жизненных траекторий, экономически активен в обеспечении собственного благополучия. Представители среднего класса ценят высокий уровень образования и интеллектуальный характер труда, стремятся к накоплению собственного человеческого капитала в его многообразных проявлениях. По данным признакам они отвечают характеристикам актора постиндустриального общества.

Однако мотивы самоидентификации со средним классом в российском регионе в большей степени отвечают индустриальной эпохе, поскольку имеют материальный характер. Профессиональная деятельность рассматривается в большей степени не как средство самореализации, а как возможность заработка. В то же время по критерию социальной активности эта страта в российском регионе не вполне соответствует портрету постиндустриального среднего класса – степень активности невысока, люди избегают контактов с органами власти по официальным каналам.

Светлана Мартынова приходит к выводу, что, с точки зрения креативности среднего класса в широком смысле (как способности к изменениям и их внедрению) можно сказать, что российский средний класс креативен лишь отчасти. В большей степени креативность наблюдается в упрочении собственного положения, без выхода в широкую общественную сферу. Поэтому идентификации среднего класса с гражданским обществом пока не наблюдается.

– Если рассматривать отражение в портрете среднего класса признаков инновационного региона, то они не выявлены, – отметила Мартынова. – В ходе массового интервью был задан еще один вопрос – «Ощущаете ли Вы себя жителем инновационного региона, каким считается Томская область?», на который представители субъективного среднего класса большей частью ответили «скорее нет» (42,8% против 37,8%, ответивших «скорее да», и 19,4% затруднившихся с ответом). Соответственно, какой-то особой креативности и активности, сопровождающей инновационное мышление, граждане Томской области не проявляют. Отсюда и невысокая степень занятости в инновационной сфере, и невысокая степень общественной активности, которая могла бы повлиять на создание для инновационной личности столь же современных условий для самореализации со стороны органов власти.

Компании:

Читайте также: