В ТГАСУ предложили содержать томские дороги под уплотненным снежным покровом

Экономия на зимнем содержании может составить почти 30 тысяч рублей на километр полотна.

Компании:

Фото: shutterstock.com

Как сообщает пресс-служба вуза, Андрей Берзин, магистрант дорожно-строительного факультета ТГАСУ, защитил ВКР на тему «Обоснование климатической и функциональной возможности эксплуатации асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог под уплотнённым снежным покровом на территории Томской области». Научным руководителем выступил Алексей Сухоруков, доцент кафедры автомобильных дорог Дорожно-строительного факультета.

– На большей части территории России зимы долгие и снежные. В регионах с таким климатом расходы на содержание дорог в холодное время года гораздо выше, чем весной, летом и осенью. Причем основная часть затрат идет на очистку покрытия проезжей части от снежно-ледяных образований, – отметил магистрант. – Но есть альтернатива: на автомобильных дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки допускается содержать покрытие проезжей части под уплотнённым снежным покровом. Уплотненный снежный покров (УСП) – это специально сформированный уплотненный слой снега на покрытии дороги, обеспечивающий безопасное передвижение транспорта.

Большой опыт эксплуатации автомобильных дорог под уплотненным снежным покровом накоплен в Финляндии, Швеции, Норвегии. В России уже существуют примеры такого зимнего содержания дорог, например, автодорога Р-21 «Кола» в Мурманской области. При содержании дороги в уплотненном снежном покрове использование реагентов сократилось до 60%.

Использование УСП описано в п. 13.9 Технического регламента Таможенного Союза 014/2011. Документ допускает «эксплуатацию отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм». Благоприятные климатические условия для формирования уплотненного снежного покрова: продолжительность зимнего периода не менее 100 суток, устойчивый снежный покров не менее 15 см и относительная влажность воздуха от 65%.

– В рамках работы я оценил климатические показатели 10 из 16 административных районов Томской области. Например, в Томском районе климатические условия становятся благоприятными для начала формирования УСП примерно 13 ноября, а конец срока эксплуатации может приходиться на 3 апреля. При этом продолжительность периода эксплуатации составит порядка 140 дней. В Александровском районе – это уже 166 дней в период с 23 октября по 05 апреля. На всей территории нашего региона продолжительность зимнего периода в среднем 137-138 дней. При этом количество выпавшего снега для всех рассмотренных административных районов значительно превышает 15 см (для некоторых районов в 2-3 раза), а относительная влажность воздуха близка к оптимальной для формирования УСП. На территории Томской области возможно применение уплотненного снежного покрова примерно на 2500 км автомобильных дорог.

Исследователь также сравнил стоимость содержания автомобильных дорог Томской области зимой при традиционном методе и с уплотненным снежным покровом. Вариант с УСП подразумевает снижение затрат на эксплуатацию погрузчиков на 45%, комбинированных дорожных машин 46%. При этом затраты на эксплуатацию машин дорожной службы вырастут на 36%.

В целом, по предварительным оценкам, стоимость работ по зимнему содержанию 1 км дорог при переходе на технологию с уплотненным снежным покровом снизится на 29 487 рублей.

Компании:

Читайте также: