Привет, Морфеус

Цифровизация томских маршруток как зеркало управленческих проблем.

Компании:

фото: pixabay.com

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин, от которого давно не поступало значимых инициатив, наконец-то проявил себя в публичном пространстве.

На языке шаблонов для новостных заголовков это звучало так: «Губернатор обратился с призывом к томским IT-компаниям по поводу разработки систем безналичного расчета на транспорте». Кое-где этот призыв, кстати, обозначили как просьбу.

«Томск, позиционирующий себя инновационным городом, до сих пор не имеет системы безналичных расчетов в общественном транспорте, и это нонсенс. Отдельные эксперименты по безналичной оплате не в счет, нам нужна системная работа в этой сфере. Практика показала, что одни чиновники с этой задачей справиться не могут. Обращаюсь к IT-компаниям, представителям банковской сферы — давайте поможем городским транспортным службам найти оптимальное решение».

В первую очередь, удивил, конечно, сам подход – публичные обращения за помощью практикуются в крайних случаях. То есть когда уже совсем припекает и нужно срочно мобилизовать какие-то ресурсы. Или же наоборот отменить такую мобилизацию: фраза «прошу отнестись с пониманием», вытянувшая пенсионную реформу, тому свежайший пример.

Аргумент про XXI век не стоит даже рассматривать, в городе полно XIX века и это мало кого смущает. К тому же безналичный ПАЗик никак не сможет ворваться в «новое» столетие, пятая часть которого уже практически позади – он все равно останется тем же «колхозным лайнером», каким его задумывали в конце 50-х годов прошлого века. В него на уровне самой идеологии и формата зашит определенный тип учета – люди массово сели в одном селе, массово вышли в другом, высадив/посадив несколько человек по пути. Турникеты, полноценные кондукторы, да и вообще интенсивность городских потоков это не про него. Как, например, контролировать то, подносил ли человек карту к съемному устройству или нет в рамках такого пространства и потока пассажиров? Устанавливать еще одну систему?

То есть речь не про современность и не про комфорт. Она про тарифы, точнее про способы их утверждения.

Юрий Баев, начальник Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области:
«Вот эта система и позволит нам открыть всю информацию — кто ездит, куда ездят, какими маршрутами пользуются. Для того, чтобы дальше работать и по маршрутной сети, и по другим вопросам».
ГТРК «Томск», 25 января 2019 года.

Вообще, тема так называемого тарифного регулирования вполне может стать для 2019 года определяющей. Он уже, не успев толком начаться, погряз в различного рода тарифных склоках и интригах.

В январе многие томичи получили платежные документы за теплоснабжение с «коррекцией» объема потребления за прошедший год. В подавляющем большинстве (а это более 160 тысяч счетов) речь шла о доначислении. Но и это еще не все – в феврале вслед за ставкой НДС, ценами на топливо и прогнозным уровнем инфляции увеличится сам тариф. Что, в свою очередь, обернется новой волной «непонимания» со стороны плательщиков.

«Мусорная» реформа, о которой так много говорили весь прошедший год и в которой никто до конца не разобрался, обросла тарифными дрязгами, что называется, в режиме с «колес». В частности, тариф для Томска и Томского района пока не определен; оператор по обращению с отходами полувиртуален; да и вообще из-за судебных тяжб непонятно, когда вся эта история войдет в строго легальное русло. Впрочем, в том, что по итогу эти тарифы заметно вырастут (в особенности для юридических лиц), не сомневается вообще никто.

Отдельная история, в ходе которой из запасников был извлечен (и даже втянут в публичную склоку) Анатолий Чубайс, касалась уже тарифообразования в электроэнергетике. Сама тема «снятия» перекрестного субсидирования, в рамках которого предприятия частично покрывают платежи населения, стара как окружающий нас общественно-политический строй. Нынешняя попытка была даже не двадцать первой и уж точно не последней, удивляло в ней бессмысленность публичных воззваний.

Тариф надо считать справедливо, справедливо – значит по обновленным методикам. Сама идея социального норматива, когда тариф меняется исходя из объемов потребления, как раз про структуризацию рынка. Его предлагают «пересчитать» и адресно помогать условно бедным, то есть мало потребляющим.

В истории с томскими тарифами на проезд в общественном транспорте, кстати, тоже содержится идея с дифференциацией уровня платежей, речь идет о так называемом «вечернем» тарифе. Пока что на него наложен мораторий, ситуация должна разрешиться к 1 июля и связывают это как раз с внедрением систем безналичных расчетов.

Дискуссию о социальных нормативах и отказе от практики пониженных тарифов для жилья с электроплитами (что весьма актуально для слабо газифицированного Томска) закрыл бессрочным мораторием вице-премьер Дмитрий Козак. Власти открыто признали, что население и без того находится под существенной финансовой нагрузкой. Ну а меры по повышению энергоэффективности можно найти и вне тарифной плоскости.

Более того, в этом году в общих платежных документах должна появиться новая строка по страхованию жилья от ЧС – ежемесячный платеж по ней должен составить около 150 рублей. Отмечается, что пока «дело будет добровольным», но это самое «пока» вкупе с присутствием строки в платежках явно не прибавит гражданам спокойствия и любви к властям.

Система тарифообразования, припудренная витиеватой математикой, долгое время держалась на определенном «кабинетном» консенсусе. Внутреннюю непрозрачность поставщиков и связанный с ней профит компенсировали «принуждением к справедливости», то есть ограничением тарифных аппетитов.

Тарифный бизнес, сидящий на стабильнейших потоках, сам по себе является сказкой по отечественным меркам. Здесь не надо ничего рекламировать и потеть над статистикой продаж, тратиться на внедрение чего-то нового тоже особого смысла нет. Поэтому и та «математика», с которой граждане приходили к властям, особого эффекта не имела – где-то все равно да намутил, поэтому давай вводить в тариф политическую составляющую, то есть определенный минус к твоим хотелкам.

В нынешних раскладах этот формат, по всей видимости, начинает давать сбой. Власти находятся между растущим давлением как со стороны населения, так и со стороны поставщиков «безальтернативных» услуг. Растущее давление не любит никто – и власть менее всех остальных.

Третейским судьей, призванным взять на себя растущее давление, должна стать та самая цифровизация. То есть исправленная, осовремененная и в общем-то прозрачная «математика», которая и подается как предельная объективность. А какие могут быть сторонние претензии к такому судье?

«Цифровизация в сфере тарифного регулирования в перспективе позволит достичь значительного снижения издержек взаимодействия бизнеса и государства. Как на федеральном, так и на региональном уровнях уже реализован ряд проектов по автоматизации процесса тарифного регулирования и перевода взаимодействия органов власти и регулируемых организаций в цифровое пространство. Однако существует значительный потенциал в части налаживания межведомственного информационного взаимодействия в рамках процесса по установлению тарифов и полного перехода на электронный документооборот…
Цифровизация будет способствовать достижению и иных целей, поставленных в сфере тарифного регулирования, в частности по обеспечению прозрачности и долгосрочного характера регулирования, поставленными Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы».
Бюллетень АЦ при Правительстве РФ «Цифровизация тарифного регулирования: на примере сферы водоснабжения и водоотведения», декабрь 2018 года.

«Снижение издержек взаимодействия бизнеса и государства» – основная цель обозначена прямо и почти без затей. Государству надоело бодаться с монополистами устаревшими методами, и оно – хотя бы в лице томского губернатора – просит «цифровизаторов» вмешаться. Да и для отчетности по поводу нужной активности это явно пригодится. А уж какой век на дворе – это по-прежнему не особо важно, в конце концов, там явно все те же аптеки, фонари и плохо чищеные улицы.

Компании:

Читайте также: