А пожарных – в Барнаул

Этим летом Томская область лишилась регионального таможенного управления.

Компании:

Фото: пресс-служба Кемеровской таможни

Новость об упразднении Томской таможни и присоединении ее составляющих к кемеровскому управлению общественность встретила трояко.

Первые отнеслись к происходящему философски, но с уклоном в известный прагматизм. Дескать, так и надо, верной дорогой, да и вообще практику стоит «расширить и углубить». Например, отдать управление муниципальным транспортом московской мэрии – один черт подвижной состав приходится выпрашивать у них, так пусть и управляют всем хозяйством дистанционно. Получится как минимум не хуже, чем у местных гениев, а потом (войдя во вкус), может быть, еще и денег дадут на подержанное метро.

Кузбассу предложили отдать все остальные муниципальные полномочия – в придачу к таможне. В Кемерово, как известно, самые низкие в Сибири коммунальные платежи, да и вообще порядок. Такое предложение в итоге отмели, но отнюдь не из соображений патриотического характера: проклятый вирус таки вынудил кемеровскую мэрию покончить с поголовным субсидированием коммунальных выплат.

Другие начали бить в набат – область грабят, «Транснефть» уже забрали, завтра станут обобществлять жен. Женщин сумели успокоить примерами давнего упразднения банковских филиалов и тем фактом, что железная дорога у нас тоже кемеровская. Технологии развиваются, а потому управлять чем-нибудь томским вполне можно издалека – в Москве и далее таких томичей вполне хватает, чем же власти рыжие в этом плане?

Третьим (то есть подавляющему большинству) оказалось все равно. В конце концов, таможня – как бы цинично это не прозвучало – нужна преимущественно федеральному центру. Это его деньги и его заботы, для нас главное, чтобы в работе реорганизованной службы не было сбоев и накладок.

О том, что это было и как будет работать в дальнейшем, томским журналистам рассказал глава Кемеровской таможни, полковник таможенной службы Андрей Полетаев. К слову говоря, до марта этого года Полетаев руководил Бурятской таможней, а потому вряд ли может считаться «кемеровским» (если кого-то это действительно беспокоит).

Фото: РИА Томск. Фотограф Павел Стефанский

Новая концепция

– В основе произошедшего объединения лежит процесс реструктуризации таможенных органов, а также государственная концепция по поводу новой системы декларирования. Сейчас все центры электронного декларирования функционируют в рамках шести электронных таможен. Одна из них уже создана на территории СФО – Сибирская электронная таможня расположена в Красноярске. И в этой связи те центры электронного декларирования, которые имели место в таможнях сибирского региона, понемногу объединяются.

Что касается конкретно этой ситуации, то часто звучит вопрос – почему выбор пал на Кемерово, а не на Томск? Для нас это свершившийся факт, мы люди военные, взяли под козырек и сказали: «Будет так». Плохо это или хорошо? Я считаю, что хорошо – все что ни делается в этой сфере, делается к лучшему. С 2014 года у нас введена система электронного декларирования, причем безальтернативного. То есть она функционирует и успешно развивается – участникам ВЭД (внешнеэкономическая деятельность – ред.) нет необходимости бежать с декларацией к окошку, стоять в очереди, дожидаться инспектора и так далее. Раньше – а я пришел в таможню в 1995 году – было именно так, сейчас все обстоит гораздо проще. Нажал одну кнопку, декларация автоматически ушла на сервер ФТС и сразу же (временной интервал составляет буквально 30 секунд) попала на рабочий стол должностного лица нужного таможенного органа. И неважно, где он будет находиться – в Сибири, на Дальнем Востоке или где-то еще.

Более того, благодаря современным технологиям, порядка 80-90% деклараций регистрируются автоматически. То есть происходит все это без участия должностных лиц – буквально 30-40 минут уходит на обработку с помощью программы, после чего декларация автоматически поступает в работу должностного лица. Но и это не все – к настоящему времени автоматически выпускаются уже порядка 40% деклараций. Безусловно, затем мы анализируем такие декларации на тему того, что же на самом деле тут произошло, машину все-таки нужно контролировать. Поэтому с точки зрения тех, кто производит декларирование товаров через электронные сервисы, ничего не поменялось.

На два региона

– Продолжая тему объединения, следует отметить, что мы достаточно долго готовились к этому процессу. И второго июля, когда я приехал в Томск представляться местным органам власти и своим коллегам по правоохранительным структурам, мне сообщили о том, что у нас – в первый же день совместной работы – возникла проблема с прохождением трех деклараций. В одном случае это было связано с техническим сбоем, в двух других декларант набрал очень старый код органа Томской таможни и по своей невнимательности отправил декларацию не туда, куда нужно. Эти вопросы были решены в течение двух часов, в дальнейшем – то есть вплоть до настоящего времени – проблем с функционированием электронных сервисов оформления деклараций не возникало.

Есть момент, связанный с тем, что в рамках существующего законодательства таможенные органы оказывают услуги по консультированию – при этом в условиях пандемии на всех нас наложены определенные ограничения, в том числе связанные с непосредственным общением. Однако в нашем распоряжении есть электронные сервисы, благодаря которым мы можем общаться с участниками ВЭД и отвечать на их вопросы в удаленном режиме. Ответы даются в установленном порядке и в письменном виде, поэтому с этим проблем также не возникает.

У меня заведено правило – два раза в месяц я бываю в Томске и решаю здесь все возникающие вопросы. При этом хотелось бы отметить, что в области продолжает функционировать целая служба, в аппарате которой занято 138 человек. ФТС полностью сохранила штат всех местных таможенных постов, оставила весь правоохранительный блок и подразделение таможенного контроля после выпуска товаров. То есть в Томске сократили управленческий аппарат и убрали небольшую часть функционала.

Так вот, если участникам ВЭД не будет хватать информации, которую доводит мой заместитель по Томской области, со мной можно будет встретиться непосредственно здесь в Томске. То есть с руководителями управлений правоохранительных органов и Администрации Томской области мы проговорили следующий момент – представителем от Кемеровской таможни будет мой заместитель, я же буду регулярно сюда приезжать, участвовать в различных совещаниях и так далее.

Поэтому объединение таможен я оцениваю в позитивном ключе. Да и для общественности, наверное, важно то, что здесь сократился бюрократический аппарат. Плюс к тому мы сэкономили государственные деньги и освободили площади, которые снимали в аренду.

О дальнейшем

– Вообще, я в таможне уже 25 лет, и могу сказать, что в ней регулярно что-то происходит. Система достаточно подвижная, и это, на самом деле, здорово – происходит постоянная оценка на тему того, тем ли мы занимаемся. Так, штатная численность по системе в целом составляет 56 тысяч сотрудников, и государство говорит: «Этого достаточно, поэтому наращивать штат мы не будем». Как известно, ежегодно зарплата сотрудников увеличивается на процент инфляции, возникает вопрос – где брать деньги?

С марта месяца – а я прибыл в Кемерово 30 числа – мы работаем в условиях изоляции. Работы, соответственно, минимум, денег по статистике также получается не особо много, поэтому все приходится искать за счет внутренних резервов. Более того, с учетом происходящего в экономике открываются новые пункты пропуска – только на Дальнем Востоке речь идет о трех таких пунктах. То есть средств на зарплаты и содержание аппарата выделяется достаточно, однако лишних денег у государства нет. Поэтому в данной ситуации система подвижна.

Если говорить о следующем этапе, то в принципе концептуальное понимание по нему уже есть. Таможню – как и прочие государственные структуры – обвиняют в различных коррупционных вещах, и для того, чтобы снизить подобные риски, планируется разделить оформление деклараций и фактический контроль. То есть оформление будет происходить без какого-либо внешнего контакта с участником ВЭД и только за счет электронного обмена информацией. По фактическому контролю мы минимизируем сроки, более того – в рамках этого направления уже закупается различное оборудование. Кто пересекал границу и участвовал в досмотрах, видел – таможенники используют видеорегистраторы, работающие в постоянном режиме. Следующим этапом, уже озвученным в отношении Кемеровской таможни, станет реорганизация томского таможенного поста (ЦЭД): все оформление будет переходить в Сибирскую электронную таможню.

Хотелось бы отметить, что 29 января текущего года Кемеровская таможня уже стала таможней фактического контроля. То есть она не осуществляет оформление деклараций, а занимается досмотрами, наблюдением, правоохранительной деятельностью и так далее. Функции по оформлению вернулись к нам 1 июля вместе с присоединением Томской таможни – просто потому, что здесь есть ЦЭД. При этом в концептуальных планах значится, что этот ЦЭД просуществует до декабря. Хотя соответствующего приказа пока нет, поэтому и сказать, что это случится именно в декабре, нельзя.

Что везут

– По Томской области это, безусловно, лес. То есть номенклатура товаров 44-й группы, которая составляет от 30 до 40% от общего объема – пиломатериалы и, соответственно, круглый лес. Кроме того, томский ЦЭД открыт для приема деклараций участников ВЭД со всей страны. Поэтому здесь у нас декларируются машины, механизмы, компьютерная техника (в том числе прибывающая из Китая техника фирмы Apple), различные запасные части, химия. Более того, практически 70% предприятий Кузбасса также декларируются в Томской области – просто потому, что это, на самом деле, проще, да и возникающие при этом вопросы проще решать с нами.

Так вот, если брать всех участников, которые декларируются в Томском ЦЭД, то за первое полугодие здесь было оформлено 24 863 декларации на 839 млн долларов (против 22 768 деклараций на 764 млн в прошлом году).

По внешнеторговому обороту предприятий, которые расположены именно в Томской области, все несколько сложнее. Сразу оговорюсь: дело в том, что таможенное дело не строится на одних только ЦЭД, декларирование у нас проводится еще и исходя из компетенций. То есть внутри службы создана акцизная таможня, занимающаяся транспортными средствами, акцизными товарами (алкоголь, табачными изделиями и т.д.). Есть энергетическая таможня, специализирующаяся на углеводородном сырье и электроэнергии. И предприятия Томской области, работающие с такой продукцией, декларируют ее непосредственно в этих таможнях.

Так вот, если брать общую по стране статистику применительно к региону, то можно сказать, что, к сожалению, внешнеторговый оборот Томской области за полугодие упал на 20%. При этом тоннаж перемещаемых грузов увеличился на 10%, а объем платежей в федеральный бюджет по томским предприятиям вырос на 19%.

Компании:

Читайте также: