Закон есть закон

Руководитель Государственной инспекции труда в Томской области Александр Романов о реформе надзорной деятельности и промежуточных результатах работы ведомства.

Компании:

Фото: сайт Администрации Томской области

В областной трудовой инспекции прошли очередные публичные слушания.

Достичь паритета

– Как вы знаете, с 1 января 2018 года мы перешли на использование проверочных листов, а уже с июля эти требования стали обязательными. Работодатели, которых уже проверяли по новым правилам, могут высказаться о том, является ли это благом. На наш взгляд, и для бизнеса, и хозяйствующих субъектов в целом это благо, потому что инспектор действует только в рамках этого листа.

Все мы знаем, что правила по охране труда, если собрать их вместе, это огромный массив, берущий начало в середине прошлого века. Недавно, к примеру, возникла целая дискуссия о молоковозах с лестницей – является ли это работой на высоте или нет? В правительстве сейчас идет большая работа по упразднению ненужных правил, речь идет о так называемой регуляторной гильотине.

И мы бы с удовольствием отошли от тех требований, которые и на наш взгляд являются избыточными. Но раз это требования, то они – сколько бы их ни было – должны соблюдаться. А инспектор, придя на объект, проверив его и поставив свою подпись, должен знать, что получил исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Дело ведь еще и в том, что если затем на этом объекте что-то случается, то к нам приходят из следственного комитета и начинают изучать, что и как мы там проверяли. Поэтому государственные инспекторы также должны быть защищены в этой части. И если мы достигнем этого, скажем так, паритета, то и вопросов друг к другу уже не будет – такое положение дел устроит и бизнес, и контрольно-надзорные органы.

В целом процесс идет, и мы надеемся, что получим ответы на все эти вопросы. Ну и бизнес должен понимать, что нам в этом отношении несколько проще, ведь инспекция выступает и в качестве некоего социального контроля. И вы прекрасно понимаете, что трудовое законодательство (да и суды) в итоге будут на стороне работника – просто потому, что Россия является социальным государством. Соответственно, права работника это самое наивысшее, что может быть.

И биткоины тоже не берет

– Проверочные листы исключают избыточные требования и оценочные категории со стороны госинспекторов при проведении надзорных мероприятий. Вместе с тем, в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и в целях повышения эффективности обеспечения трудового законодательства Роструд разработал автоматизированную систему управления КНД. Это принципиально новая информационная система, которая независимо от инспектора отслеживает сроки реализации проверок, блокирует возможность неправомерных действий, способствует повышению прозрачности и снижению нагрузки на бизнес.

То есть АСУ КНД это специализированная программа, в которой мы ведем практически все – начиная с обращений и до составления предписаний. Система работает, руководствуясь жесткими требованиями к инспекторам. Все мы люди, и бывает так, что сегодня кто-то и что-то не успел, решил перенести на следующий день и что-то там добавить. В случае с АСУ это сделать невозможно – система попросту блокирует дальнейшие действия инспектора. Сейчас в нее добавляются новые модули, к примеру, по зарплате и отслеживанию несчастных случаев. Нормы закона «забиты» в систему, и по-другому тут ничего не сделаешь – не напишешь предписание, несоответствующее закону, не «натянешь» протокол.

В дальнейшем на базе этих ресурсов будет развиваться электронный контроль, и я думаю, что это хорошо и правильно. На эту модель мы будем переходить уже в ближайшее время.

И здесь следует отметить, что сервис «Электронный инспектор» в значительной степени способствует переходу службы от модели санкций к модели соответствия организаций требованиям соблюдения трудового законодательства. Этот сервис уже сегодня позволяет работодателям избегать значительного количества штрафов.

Для специалистов, отвечающих за охрану труда на предприятии, тут все элементарно – стоишь в проверке, берешь проверочные листы, проставляешь в них плюсы или минусы и сразу же идешь к своему руководителю. При встрече говоришь ему: они придут в июне, вот здесь у нас все хорошо, а вот здесь ты получишь 200 тысяч штрафа, и в этом не будет ничего личного. Мы прекрасно понимаем, что денег у всех и всегда не хватает, но в этом случае вы просто показываете эти листы и говорите, что из инспекции придут именно по ним. А работодатель, в свою очередь, найдет эти деньги и приведет все в соответствие с законом.

Большие и не очень

– Сегодня мы столкнулись с тем, что «обычных» проверок стало в разы меньше (и не только у нас, но и во всех органах, занимающихся контрольно-надзорной деятельностью), а вот количество документарных проверок выросло в разы. Как правило, это жалобы граждан на нарушение их конкретных прав. И второе – мы фактически не находим нарушений на крупных предприятиях. Там готовы к проверкам, знают о том, что будут проверять, у них есть возможности (в том числе финансовые) и есть специалисты.

С другой стороны, в этом, наверное, и есть наша с вами общая беда – дело в том, что маленький бизнес не в состоянии исполнить все эти требования. Поэтому в дальнейшем в его отношении должны действовать два вида норм. Во-первых, те, которые связаны с устранением угроз жизни и здоровья граждан. И во-вторых, препятствующие конкретным нарушениям прав человека. Думаю, что это исчерпывающий перечень, и мы к этому уже идем.

Основными проблемами правоприменительной деятельности при осуществлении федерального надзора являются отсутствие должной систематизации трудового законодательства (включая законы об охране труда), а также неопределенность правового регулирования, вызванная наличием в трудовом праве пробелов и коллизий.

Тут нужно отметить, что это, как правило, общая проблема. Вот сейчас мы столкнулись с изъянами в миграционном законодательстве, речь о трагедии с мигрантами в Асиновском районе. По закону с ними все было в порядке, только вот жили они где? В бараке и за решетками, то есть у людей не было возможности спастись. В дальнейшем же подразумевается и вовсе уведомительный характер, то есть государство будут уведомлять, что людей якобы разместили там-то.

Поэтому в тысячный раз повторюсь, что та огромная работа, которая сейчас проводится правительством, является правильной. Требований должно быть меньше, но они должны быть обязательными, чтобы мы с вами даже не обсуждали их исполнение.

Итоги

– В IV квартале 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нами были проведены 302 проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства. Из них плановых 30, внеплановых 272. Всего за IV квартал в Государственную инспекцию труда в Томской области поступило 549 обращений. Из них носящих характер индивидуальных трудовых споров – 20, по задержкам, невыплате или неполной выплате зарплаты – 67, по незаконному увольнению работников – 18 обращений и так далее.

В ходе всех проверок было выявлено 236 нарушений трудового законодательства. Необходимо отметить, что в рамках тенденции снижения административного давления на бизнес инспекция в качестве превентивной меры вынесла 288 предупреждений о недопущении дальнейших нарушений.

По охране труда в IV квартале было проведено расследование 21 несчастного случая на производстве. И них со смертельным исходом – 9, с тяжелыми последствиями – 12. Вообще стоит отметить, что 2019 год стал тяжелым в этом плане, прирост по статистике составил 26%.

Актуальные вопросы

– Если говорить о конкретных проблемах, то мы, к примеру, сталкиваемся с таким вопросом – представляете, что у нас практически во всех стоматологических кабинетах люди работают без учета вредности. А некоторые организации (всего их у нас их семь), которые проводят спецоценки, делают им такие заключения, причем происходит это не только в стоматологии. Сейчас мы через арбитраж стараемся довести до конца одно такое дело, и конечная цель заключается в том, чтобы показать – так делать нельзя. Я понимаю, что люди не получают за это компенсации и дополнительные отпуска, но в конечном итоге это ведь может повлиять на их жизнь.

Также в последний год сложилась практика заключения с работниками договоров подряда, оказания услуг, а также использования заемного труда. По факту работодатель уклоняется от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, и заключает с ними договора гражданско-правового характера. Вместе с тем, здесь явно усматриваются признаки трудовых отношений – работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю, происходят ежемесячные выплаты зарплаты и так далее.

И в связи с тем, что должностное лицо государственной инспекции не вправе квалифицировать характер таких отношений, работник вынужден самостоятельно обращаться в суд для решения трудовых споров. Но вместе с тем мы в ответ на подобные обращения граждан дополнительно разъясняем их права, порядок обращения в судебные органы и даем образец искового заявления.

Компании:

Читайте также: