«В интересах конечного потребителя»

Заместитель генерального директора – руководитель Аппарата компании «Россети Томск» Гульнара Фахрутдинова о мерах по обеспечению надежности энергоснабжения региона.

Компании:

Пандемия коронавируса поставила под вопрос многие очевидные ранее вещи. При этом спасительный для всех онлайн базируется на стабильном и как бы «безальтернативном» энергоснабжении – оно бесхитростно берется из розетки, а когда не берется, то всему приходит конец.

Энергоснабжение как критически важная услуга требует особой защиты, в том числе по линии юридического и кадрового обеспечения. О том, как выстроена эта работа в главной сетевой организации Томской области нашему изданию рассказала заместитель генерального директора – руководитель Аппарата «Россети Томск» Гульнара Фахрутдинова.

– Гульнара Султановна, как можно охарактеризовать общую линию юридического сопровождения компании?

– Линию защиты компании нельзя назвать агрессивной или же напротив сугубо оборонительной. Ее специфика связана с основным направлением деятельности компании – то есть с организацией жизнеобеспечения Томской области.

Исходя из этого нам, с одной стороны, приходится обороняться от посягательств на активы компании, с другой – пресекать недобросовестные действия потребителей. При этом с точки зрения именно оборонительных позиций основные споры возникают по поводу действий смежных территориальных сетевых компаний. Говоря простым языком, наши смежники иногда отказываются оплачивать услуги по передаче электрической энергии, в результате чего образуется дебиторская задолженность. Что, в свою, очередь, негативно сказывается на общей структуре энергоснабжения региона – ваша аудитория должна хорошо представлять, каким образом неплатежи влияют на отлаженную годами работу. Прибавьте сюда тот факт, что в энергетике их нельзя обрубить и забыть, речь идет об энергоснабжении территорий.

– А если на конкретных примерах?

– В апреле 2016 года небольшая смежная компания отказалась оплачивать услуги* в размере 1,6 млн рублей. Нюанс заключался в том, что этот месяц был для нее последним – деятельность компании была вынужденно прекращена областным департаментом тарифного регулирования (речь шла о лишении статуса территориальной сетевой компании). Видимо, в руководстве решили, что долги были аннулированы вместе со статусом.

Мы были вынуждены обратиться в суд и, разумеется, выиграли это дело – предметом разбирательств была явно бесспорная задолженность. Между тем должник в обход законов и установленных процедур инициировал процедуру ликвидации, причем сделал это без уведомления всех заинтересованных лиц.

В компании при участии управления безопасности была выработана детальная стратегия защиты. На первом этапе мы обратились в налоговую инспекцию с требованием запрета на ликвидацию смежника, не оплатившего нам свою задолженность. В рамках второго этапа ликвидатор и директор этой компании были привлечены к административной ответственности за нарушение сроков подачи заявления на банкротство. То есть должник весьма упорно игнорировал введение предусмотренной в связи с неплатежеспособностью процедуры банкротства. Мы подали заявление о взыскании с компании всей суммы с учетом понесенных расходов и пени и опять же выиграли это дело.

Но у компании не оказалось активов, за счет которых можно было бы удовлетворить имеющиеся претензии. Незамедлительной реакцией стало заявление о привлечении директора к субсидиарной ответственности на полную сумму задолженности. В рамках рассмотрения требования между нами и директором было подписано мировое соглашение, результатом чего стало полное погашение основной задолженности.

Здесь нужно отметить, что параллельно с этим наша служба безопасности курировала процесс возбуждения уголовного дела по поводу мошеннических действий директора компании-должника. Но в связи с полным погашением долга, мы «закрыли» этот процесс. То есть задача была не в том, чтобы кого-то наказать – нам было важно вернуть средства, необходимые для обеспечения надежного и качественного энергоснабжения региона.

В частности, у компании есть масштабные программы (инвестиционная и ремонтная), которые направлены на развитие региона, на постройку новых мощностей. Не будет поступления запланированных средств – возникнут проблемы с ремонтом электросетевых объектов и внедрениям современных технологических решений. Что, в свою очередь, негативно скажется на темпах экономического развития тех или иных территорий области.

Вы упомянули физлиц, но с ними, по идее, разбираются уже сбытовые компании.

– Что качается споров с конечными потребителями (а это не только физлица), то здесь речь, как правило, идет о выявлении безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии. Ряд правительственных постановлений обязывает сетевые компании осуществлять проверки по выявлению незаконных подключений – по факту именно от этих мероприятий зависит пресечение фактов незаконного потребления электроэнергии со стороны физических и юридических лиц. «Россети Томск» в этом плане не является исключением, мы выявляем такие факты и в случае добровольного удовлетворения претензий не даем делам ход.

– А когда даете ход?

– Как наиболее яркий пример – в 2018 году был выявлен случай бездоговорного потребления при строительстве коттеджного поселка в Томском районе. Выяснилось, что застройщик незаконно подключал к сетям строительные механизмы. Нами были составлены акты на сумму около 1 млн рублей, и все предъявленные требования были взысканы в судебном порядке. Кроме того, на основании других выявленных фактов было возбуждено уголовное дело. Но это уже не наша история.

Еще один показательный случай касается действий физического лица. Человек проник в трансформаторную подстанцию, осуществил присоединение своих мощностей и увеличил нагрузку на сеть. В рамках этого случая акт по безучетному потреблению был составлен на сумму около 800 тысяч рублей. В итоге мы передали документы «Томскэнергосбыту», который обратился в суд за взысканием этих средств. Дело дошло до второй инстанции, которая вынесла решение в пользу энергетиков, и человеку, который хотел сэкономить, пришлось выплатить более 800 тысяч рублей.

В общем и целом, за 2019 год мы получили положительные решения по 122 судебным разбирательствам об актах бездоговорного и безучетного потребления. Общая сумма претензий по этим делам превысила отметку 3 млн рублей, при этом в среднем подобные акты составляются на сумму от 10 до 20 тысяч. Иногда речь идет о сумме, превышающей 100 тысяч рублей, дела о более крупных взысканиях достаточно редки и морально трудны. Причина в том, что они рассматриваются районными судами, а на уровне районов все можно представить так, будто крупный монополист с армией юристов нападает на малый бизнес или добродушного фермера. К тому же, все технические моменты, связанные с передачей электроэнергии и ее незаконного потребления, очень сложны, что порой утяжеляет процесс принятия решения в ту или иную пользу.

– Но если в компании выстроена юридическая линия, то как возникло резонансное дело о вырубке лесных насаждений при прокладке кабельной линии для «Южных ворот»?

– Вышло так, что существующая законодательная база порождает определенные коллизии и проблемы в рамках непосредственного применения утвержденных норм. В данном случае Администрация Зональненского сельского поселения действительно согласовала мероприятия по вырубке. Однако из-за нюансов муниципальных регламентов в части выдачи разрешительных документов на вырубку у прокуратуры возникли претензии – изначально к муниципалитету, а уже затем к нам. Причем размер этих претензий увеличился с 200 тысяч до 7 миллионов.

К сожалению, дело перешло в плоскость судебных разбирательств и приобрело достаточно тяжелый характер. Помогло вмешательство Общероссийского народного фронта, который разобрался в нюансах этого дела и принял нашу сторону. В итоге мы доказали свою правоту и оплатили лишь то, что и было предусмотрено изначально – все прочие претензии были сняты.

– Помимо юридического направления вы курируете и кадровую работу компании. Что и как изменила в ней пандемия?

– В первую очередь, речь шла о переводе на удаленную систему работы административно-управленческого персонала компании. Понятно, что в силу специфики нашей деятельности, перевести на «удаленку» еще и производственный персонал просто невозможно.

За счет средств компании было организовано тестирование на коронавирус. Отработанной практикой является ежедневный мониторинг здоровья и общего состояния сотрудников, на всех объектах компании введен строгий масочный режим.

Понятно, что и административное звено невозможно полностью перевести на дистанционный режим. К примеру, в том же правовом подразделении установлен график дежурства – в офисе работает определенное количество сотрудников, которые отвечают за оперативное реагирование на поступающую информацию и выезжают только на судебные заседания.

В общем и целом за период с начала пандемии компанией были разработаны все необходимые регламенты и заключены дополнительные соглашения с сотрудниками. Кроме прочего это означает, что кадровое подразделение провело масштабную работу – все изменения условий труда необходимо было зафиксировать в трудовых договорах. В том числе для того, чтобы все права сотрудников были соблюдены. Стоит отметить, что перевод сотрудников на «удаленный» режим работы никак не сказался на ее качестве. Компания в срок подготовила электросетевой комплекс региона к зимнему максимуму температур. Получила паспорт готовности к ОЗП (осенне-зимний период) от Минэнерго РФ с максимальной оценкой.

Что касается следующего года, то он будет весьма непростым – поэтому одна из основных задач компании заключается в дальнейшей адаптации к специфике дистанционной работы. При этом главным вопросом для нас остается забота о производственном персонале, на плечах которого лежит большая часть работы по обеспечению энергетической безопасности региона. Для работников производственного звена разработаны комплексные меры защиты от вирусных инфекций. Кроме того, компанией заключен в интересах ее сотрудников договор ДЛС, позволяющий получать оперативную медицинскую помощь в самый сложный для системы здравоохранения период.

В целом все это значит, что процессы энергообеспечения области находятся под полным контролем. Юридической, кадровой и, конечно же, технической – в этом плане Томская область всегда была в числе передовых.

Фотографии предоставлены пресс-службой компании «Россети Томск».

——

*В России действует котловой метод расчета тарифов по передаче электроэнергии. По факту это означает, что на территории Томской области потребители из одной категории оплачивают сетевые услуги по единому тарифу. Модель имеет антидискриминационную направленность и обеспечивает ее функционирование именно держатель котла, то есть «Россети Томск». Собранная валовая выручка перераспределяется между сетевыми организациями по утвержденному правилу и в рамках заключенных между ними договоров. Сетевые компании создают общую систему распределения выручки исходя из вклада каждой в процесс передачи энергии. Иногда некоторые смежные территориальные компании нарушают условия договоров и отказываются от оплаты – таким образом и формируется дебиторская задолженность.

Компании:

Читайте также: