«Превосходить ожидания»

Интервью с новым управляющим Томского отделения Сбербанка Алексеем Зарубиным.

Компании:

Алексей Евгеньевич, для начала – немного о вашем профессиональном пути.

– Высшее образование я получил в Хабаровской государственной академии экономики и права – это бывший институт народного хозяйства, один из самых престижных вузов Дальнего Востока. Затем учился в Китае (два семестра изучал китайский язык), вернувшись, начал искать работу в банковской сфере. Вышло так, что в первом для себя банке я проработал полтора месяца, во втором полтора года, а третьим стал Сбербанк, в котором я тружусь уже более 15 лет.

– Каковы ваши первые впечатления от города?

– Мне и моей семье очень понравился Томск, это вполне понятный и спокойный город, а сами томичи открыты и доброжелательны.

Что касается знакомства с областью, то в ходе первых рабочих поездок я добрался до Каргаска и Парабели, слетал в Стрежевой, посетил Александровское. Также остались самые приятные впечатления.

– В специфику местной экономики и финансовой сферы уже вникли?

– Томская область динамично развивающийся регион с инновационной стратегией развития. Территорию отличает мощный научный потенциал и развитый нефтегазовый комплекс. В Томске и области достаточно активен бизнес, очевиден потенциал в строительной отрасли. Есть несколько базовых застройщиков, нацеленных на дальнейший рост, развитие, и мы готовы в этом их поддержать, ведь для Сбербанка строительная сфера является одной из приоритетных. На сегодня мы предлагаем такие актуальные для отрасли продукты как проектное финансирование и счета эскроу. Спрос на них пока не очень высок, но уверены, что это дело времени.

– Каким образом вы планируете выстраивать отношения с местными властями?

Сотрудничество с администрацией региона традиционно является для Сбербанка приоритетным. Одна из основных задач заключается в том, чтобы интегрировать банковские решения и продукты в процессы развития региональной экономики. Опыт показывает, что подобное взаимодействие эффективно для обеих сторон.

Ярким примером тому служит форум новых решений «U-Novus», который организует областная администрация. Томское отделение Сбербанка на протяжении многих лет является партнером этого мероприятия, второй год подряд в нем принимают участие наши коллеги из Лаборатории искусственного интеллекта ПАО Сбербанк. Лаборатория предоставляет Томской области разработанные ею модели применения искусственного интеллекта для цифровизации экономики – в перспективе они лягут в основу ряда региональных проектов.

В начале нынешнего года Сибирский банк Сбербанка и департамент здравоохранения Томской области заключили соглашение о взаимодействии в целях развития региона. В числе приоритетных направлений сотрудничества дальнейшая реализация федерального проекта «Бережливая поликлиника» и развитие эквайринга, то есть предоставление финансовых услуг населению через удаленные каналы обслуживания.

Федеральный проект «Бережливая поликлиника» реализуется в Томской области с 2017 года, к настоящему времени в нем участвует семь городских и районных медицинских учреждений, а также восемь поликлинических отделений. Сбербанк выступает консультантом в сфере использования Lean-методологии, если упрощенно – технологий бережливого производства.

Развитие эквайринга связано, в том числе, с очень важным для нас проектом по обеспечению банковскими услугами малых населенных пунктов области. В них нет ни банковских отделений, ни почты, нет даже банкоматов – устанавливать там дорогостоящую технику с большими объемами наличных нецелесообразно и просто рискованно. Зато в таких поселках всегда есть магазин – его владельцы устанавливают терминал безналичных расчетов и получают возможность принимать банковские карты, а также выдавать наличные деньги. Причем выдача наличных это только первый шаг, в дальнейшем через такие точки можно будет вносить деньги на счет, оплачивать коммунальные услуги и так далее. К настоящему времени нами уже оборудовано четыре точки, до конца года их должно быть как минимум 27.

– О классических продуктах для малого бизнеса при этом не забудете?

– Разумеется. В первом полугодии 2019 года новыми клиентами Сбербанка стали более 2,5 тысяч предпринимателей Томской области, что на 6% больше прошлогоднего аналогичного показателя. Томское отделение выдало около 600 кредитов на сумму 1,9 млрд рублей – в 1,6 раза больше, чем годом ранее.

Если брать усредненный показатель, то деньги для бизнеса у нас выдаются с частотой один раз в два с половиной часа. При этом почти половина предпринимателей, которых мы прокредитовали в первом квартале, являются новыми клиентами банка, и их доля постоянно растет.

Во многом достижению таких показателей способствуют высокие технологии. Мы внедрили роботизированное открытие счета, предоставили возможность открывать счет и регистрировать бизнес дистанционно — без посещения налоговой службы и МФЦ, через портал «Деловая среда» или партнерскую сеть банка. В Томске такой услугой с начала года уже воспользовались 222 представителя малого бизнеса. В настоящее время счет в Сбербанке можно открыть за полчаса.

Мы выдаем кредиты до 2 млрд за семь минут – без проверок и сбора документов, если у нас накоплен достаточный объем информации по клиенту. С начала 2019 года Томское отделение выдало четыре подобных кредита.

При этом предложение банка не исчерпывается кредитными продуктами, очень многие клиенты обращаются к нам за организацией расчетных услуг или онлайн-кассами, которые теперь должны применять в своей работе все группы предпринимателей. Соответственно, растет спрос на терминалы для безналичных расчетов.

Если резюмировать, то в действительности мы работаем по очень многим бизнес-направлениям, и эта работа приносит вполне ощутимый результат.

– Каких новаций в продуктовой линейке и подходах к обслуживанию стоит ждать вашим клиентам?

– Банк идет в ногу со временем и в приоритетных направлениях стремится играть на опережение. Мы четко видим, что в мире появляются огромные сервисные экосистемы – будущее именно за ними.

Кроме того, очевиден тренд, связанный с цифровизацией экономики. Все мы живем в эпоху бурного развития цифровых технологий, поэтому сегодня в приоритете качество сервиса и его доступность. Чем лучше ты предоставишь сервис в режиме онлайн, тем большее количество пользователей он охватит.

Исходя из содержания этих трендов, мы предлагаем нашим клиентам не только традиционные банковские, но и небанковские услуги – ту самую экосистему, о которой сейчас много говорят, в рамках которой и бизнес, и частные лица могут получить в одном месте все необходимые им инструменты.

Так, в интересах сферы торговли Сбербанком создана дочерняя компания «Эвотор» – предложенное ей и крайне актуальное для рынка решение интегрировано с кассой, складским учетом и передачей данных в налоговую службу.

При помощи мобильного банка клиент может следить за финансовыми потоками и анализировать их, проверять контрагентов, управлять запасами и логистикой. Все эти возможности предоставляет сервис под названием «Сбербанк Бизнес Онлайн». Система предоставляет возможность не только отправлять платежки и начислять зарплату, но и уплачивать налоги, сдавать отчетность, продвигать компанию в интернете, вести бухгалтерию, совершать защищенные сделки и покупать валюту по индивидуальным курсам.

– Сервисы экосистемы охватывают не только бизнес?

Не только, она охватывает уже несколько десятков компаний, которые работают в самых разных сферах – от недвижимости и логистики до онлайн-кинотеатров и интернет-магазинов. Появляются нефинансовые сервисы для населения и предприятий: помимо уже известных на рынке ДомКлик и Сбербанк Онлайн, функционал которых постоянно расширяется, в экосистему входят, к примеру, интернет-магазины «Беру!» и «Брингли», сервис DocDoc (речь о специальной платформе для дистанционных онлайн-консультаций с врачами). В экосистеме появился даже мобильный оператор «Сбер Мобайл» – на территории Томской области он пока не представлен, но это, опять-таки, дело времени.

Не так давно в Сбербанке было принято решение об инвестициях в Rambler Group, продукты и сервисы которой будут интегрированы в нашу экосистему. Сейчас в эту группу входит несколько крупных сетевых ресурсов, названия которых должны быть у всех на слуху – онлайн кинотеатр «Окко», издания «Газета.ру» и «Лента.ру», информагентство RNS, «Афиша», «Чемпионат.ком», ну и, конечно же, сам «Рамблер». Объем их совокупной ежемесячной аудитории превышает 50 млн человек.

И это, разумеется, далеко не полный перечень компаний экосистемы Сбербанка. Работа над развитием онлайн-сервисов идет всерьез и на долгую перспективу.

– Что могли бы сказать о ближайших перспективах и шагах, которые намерены сделать в ближайшее время?

Сбербанк сегодня является больше, чем банком: мы стремимся стать высокотехнологичной компанией и видим свою миссию в том, чтобы знакомить наших клиентов и партнеров с самыми современными технологиями. Разумеется, мы будем активно сотрудничать как с органами власти, так и с организациями и физическими лицами, и внедрять современные и удобные цифровые сервисы в повседневную жизнь.

По материалам издания «Бизнес журнал Томск».

Компании:

Читайте также: