Ключевой вопрос

Управляющая Томским отделением Банка России Елена Петроченко об инфляции в период пандемии.

Компании:

Непростая ситуация с динамикой доходов населения и последовательным ослаблением рубля вновь выводит на первый план вопрос о потребительских ценах. Инфляционный всплеск – в общем-то, вполне логичный в нынешних условиях – может перевести ситуацию в плохо управляемое русло. Таким образом, сдерживание инфляции становится едва ли не главным приоритетом общенационального экономического курса. О динамике цен в ходе первой волны коронавируса и государственной политике по управлению инфляцией нашему изданию рассказала управляющая Томским отделением Центробанка Елена Петроченко.

– Елена Борисовна, каким образом можно охарактеризовать местную динамику потребительских цен в период противовирусных ограничений?

– Начать следует с того, что пандемия достаточно сильно повлияла на глобальные инфляционные процессы. Почувствовала на себе ее влияние и Томская область – в апреле годовая инфляция в регионе увеличилась по сравнению с мартом на 0,9 процентных пункта и составила 3,8%. При этом мы наблюдали целый ряд факторов, которые проинфляционно влияли на цены.

Наверняка многие помнят, как сразу после введения режима самоизоляции жители области начали массово скупать продукты длительного хранения и товары первой необходимости, а также медикаменты и медицинские приборы. Разумеется, это только усиливало рост цен.

В частности, люди активно запасались макаронными изделиями и крупами. Многим запомнилось повышение цен на лимоны – с одной стороны, это происходило из-за ограничений импортных поставок и удорожания импорта на фоне ослабления рубля, с другой – по причине популярности цитрусовых как народного средства профилактики инфекционных заболеваний.

Кроме того, жители области долгое время не могли выезжать за ее пределы, а потому проводили свои отпуска дома либо на дачных участках. Что, конечно же, поддерживало спрос на товары и услуги, реализуемые по месту их проживания.

– И как все это отразилось на основных показателях торговой сферы?

– В отличие от большинства регионов России оборот розничной торговли в Томской области продолжал расти. Во-первых, ограничения на работу томского общепита продлились дольше, нежели в других субъектах федерации, и это обстоятельство поддерживало динамику продаж продовольственных товаров. Так, несмотря на пандемию, в области открылся двадцать один новый магазин.

Во-вторых, в период самоизоляции к продаже допустили широкий список товаров, в который вошли одежда, обувь, спецодежда, строительные и отделочные материалы, бытовые приборы, детские товары и так далее.

Как итог – население убедилось в бесперебойной работе торговых организаций, спрос выровнялся, поставки товаров на местные рынки постепенно восстановились. Годовой прирост цен на продовольствие замедлился с 4,4% в апреле до 4,1% в августе. Уже летом перестали дорожать макаронные и крупяные изделия, в июле подешевели лимоны.

В январе-июле мы с вами купили на 25% больше свежих овощей, чем за тот же период 2019 года. Тепличные хозяйства наращивали свою производительность и активно насыщали местный рынок свежей продукцией, благодаря чему уже летом огурцы и помидоры несколько подешевели. Да и в целом погода в Томской области была благоприятной для выращивания хорошего урожая. Так, в регионе выросли объемы собранного картофеля, по его урожайности область вообще лидирует в Сибирском федеральном округе.

За январь-август 2020 года на 7% увеличились розничные продажи мяса и мясных продуктов. В области продолжалась модернизация животноводческих комплексов, были построены два комбикормовых завода – все это сказывалось на увеличении предложения и помогало сдерживать рост цен. Благодаря увеличению производства мяса и росту объемов его переработки, мясо курицы и свинину мы в течение лета покупали даже дешевле, чем годом ранее.

Стоит отметить, что такая ситуация наблюдалась не по всем товарам, то есть динамика потребительских цен была неоднородной. Из-за ослабления рубля увеличилась стоимость импорта, в итоге соответствующие товары – пускай и с некоторым временным лагом – подорожали. Кроме того, из-за ограничительных мер усложнилась логистика межрегиональных поставок, что также привело к росту цен. Именно по этим причинам в летние месяцы ускорился рост цен на некоторые фрукты – к примеру, из-за сокращения объемом поставок из-за рубежа у нас подорожали апельсины.

– То есть можно говорить о разнонаправленной динамике?

– Да, цены ведут себя по-разному и зависят от динамики спроса и предложения – отдельные товары дорожают, другие дешевеют, третьи вообще не меняются в цене. Так, в условиях пандемии у населения Томской области сократился спрос на товары, покупку которых можно было отложить. Например, весной и летом почти не менялись цены на одежду и мебель, дешевле, чем в прошлом году, стоила обувь.

В то же время в отдельных сегментах рынка наблюдалось оживление спроса. Например, летом подорожало моторное топливо, по мере восстановления экономической активности и ослабления эпидрежима жители становились более мобильными. Кроме того, из-за ослабления рубля увеличились цены на товары с высокой долей импорта: цена на шампунь в августе этого года выросла на 2,9% в годовом выражении, зубной пасты – сразу на 5,5%.

Перед началом учебного года был зафиксирован более активный, нежели обычно, рост спроса на школьные товары. При этом снижение курса рубля и увеличение издержек на транспортировку ускорили годовой рост цен на тетради – в августе они подорожали на 8,5% к августу 2019 года – и письменные принадлежности, которые прибавили 5,5%.

В целом инфляция в Томской области в летние месяцы ускорилась, однако этот прирост был незначительным – например, в августе мы зафиксировали те же самые 3,8%.

– Влияла ли на инфляцию ценовая политика производителей?

– В условиях конкуренции рынок регулируется через соотношение спроса и предложения. Взять, к примеру, продукты питания – в пищевой промышленности у нас есть производители, которые закупают сырье у аграриев и поставляют в магазины переработанную продукцию под своими торговыми марками. И вся эта цепочка, конечно же, влияет на рост цен в рознице.

Сегодня многие производители говорят об увеличении издержек – прежде всего, речь идет о расходах на соблюдение повышенных санитарно-эпидемиологических требований. В то же время возможности переноса растущих затрат в цены конечной продукции не безграничны – в условиях сдержанного спроса ритейлеры и производители встают перед выбором: повышать цены на свою продукцию или же частично взять расходы на себя, уменьшить свою норму прибыли, чтобы сбыть товар и удержать потребителей в своих магазинах.

Как правило, ускорение роста цен из-за дисбаланса на отдельных рынках не является продолжительным. Например, в августе прошлого года годовой прирост цен на пшено из-за сокращения его производства составил 11,5%, то есть в Томской области килограмм этой крупы стоил 76 рублей. В дальнейшем объемы производства пшена восстановились, и в августе текущего года цены на него вернулись к уровню января прошлого года – около 61 рубля за килограмм. Ситуация нормализовалась, так как на фоне роста цен аграрии увеличили площадь посевов. При этом вряд ли кто-то вспомнит сегодня про то удорожание пшена – по факту это отнюдь не самая популярная крупа.

– Как вели себя цены на услуги?

– Инфляция в сфере услуг в Томской области замедлилась с 5,6% в апреле до 4,3% в августе. Значительный вклад в эту динамику вносили летние цены на авиабилеты, которые быстро реагировали на изменения пассажиропотока. Из-за падения спроса на внутренние рейсы, связанного с введением режима самоизоляции, авиакомпании сократили частоту полетов – к примеру, в мае перелеты между Томском и Москвой были временно приостановлены.

В этих условиях федеральные авиакомпании начали увеличивать цены на билеты. Но как только периодичность рейсов стала постепенно восстанавливаться (а происходило это опять же в условиях пониженного спроса), мы увидели замедление роста цен на авиаперевозки, позже сменившееся снижением цен.

Однако в августе – на фоне активизации потребительского спроса, вызванной смягчением ограничительных мер – снижение цен на услуги воздушного транспорта замедлилось. Кроме того, Россия пока не открыла сообщение с большинством зарубежных стран, соответственно, в стране увеличился спрос на услуги, сопровождающие внутренний туризм.

– Как осуществляется государственное администрирование инфляционными процессами?

– Органы власти так или иначе влияют на ценообразование, и методов воздействия здесь достаточно много – например, через налоги и бюджетные расходы или же через тарифное регулирование.

Посредством денежно-кредитной политики влияние на уровень цен могут оказывать и центральные банки. В нашей стране это происходит следующим образом – Банк России стремится поддерживать инфляцию у отметки 4%, это является целью нашей денежно-кредитной политики. То есть инфляция может немного отклоняться от этого целевого показателя, отдельные товары дорожать более заметным образом или же напротив дешеветь, однако среднее значение должно находиться вблизи планки 4%.

Для достижения этой цели Банк России использует свой основной инструмент – ключевую ставку. Если упрощенно, то она равна минимальному проценту, под который Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, и одновременно максимальному проценту размещения средств банков на депозитах ЦБ.

Если Банк России снижает ключевую ставку – что мы и наблюдали весной и летом текущего года – то деньги, оборачиваемые в экономике, становятся дешевле. Вслед за этим снижаются процентные ставки по кредитам и депозитам в банках, соответственно экономические субъекты (население и предприятия) начинают меньше сберегать и больше занимать. В свою очередь, это приводит к росту потребления и инвестирования, в результате увеличивается спрос, что приводит к определенному повышению цен. Таким образом, Банк России управляет ценовой динамикой и таргетирует инфляцию.

Если говорить о достигнутой конкретике, то в целях стимулирования экономической активности в условиях пандемии Банк России снизил ключевую ставку до исторического минимума – речь идет 4,25% годовых. Согласно актуальному прогнозу, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году, а в дальнейшем будет находиться вблизи уже освоенной отметки 4%.

Фото: Томское отделение ЦБ РФ

Компании:

Читайте также: