Дорожная

Вице-губернатор Томской области по промышленной политике Игорь Шатурный об итогах 2018 года.

Компании:

 

фото: www.tomsk.gov.ru

Игорь Шатурный, курирующий в областной администрации вопросы развития промышленности, энергетики и транспорта, встретился с томскими журналистами и рассказал о текущей повестке.

Нефть и газ

– Начну с состояния дел в отрасли, которая играет главную роль в экономике Томской области. Это нефтегазовый комплекс: его доля во внутреннем валовом продукте составляет около 30%, а налоговые выплаты нефтегазовых компаний приносят консолидированному бюджету области 25-28% доходов.

Основная задача, которую наш губернатор ставит перед нефтегазовым комплексом, заключается в том, чтобы уровень добычи сохранялся на уровне 10 млн тонн нефти и конденсата в год. В прошедшем году с этим в целом удалось справиться – предприятиями было добыто 9,8 млн тонн нефти и конденсата. По природному газу объем добычи составил 6,5 млрд кубометров.

Все это время с представителями нефтегазовых компаний велись переговоры, поэтому там прекрасно понимают, что без геологоразведки – то есть постоянного поиска месторождений и залежей нефти и газа – мы планку по объемам удержать не сможем. И по направлению геологоразведочных работ у нас отмечается постоянный прирост в денежном выражении: например, в 2017 году на них было потрачено 3,3 млрд рублей, в 2018 уже 3,5 млрд, на этот год запланировано еще на 60% больше – 5,6 млрд рублей.

За 2018 год в Томской области было открыто четыре новых месторождения, поэтому я считаю, что с поставленной задачей по объемам добычи мы однозначно справимся. Более того, планку в 10 млн тонн в этом году планируется преодолеть.

Большой проект, который стартовал у нас в конце 2017 года, реализуется по графику. Компания «Газпромнефть Восток» совместно с научно-образовательным комплексом Томской области во главе с ТПУ ищет новые технологии разработки трудноизвлекаемых запасов нефти – порядка девяти этапов проекта выполнено, в прошлом году пробурена разведочная скважина с выемкой керна. Я уверен в том, что до 2022 года этот проект будет реализован, что позволит заметно нарастить возможности по добыче нефти и газа.

Переработка

– В том, что касается перерабатывающих отраслей, прошедший год также удался, индекс промышленного производства за год увеличился на 8%. Основные предприятия, которые обеспечили этот рост, известны всем – это Сибкабель, Томскнефтехим, ТЭМЗ и так далее.

В области реализуется инвестиционный проект, пожалуй, мирового масштаба – речь об атомном эксперименте под названием «Прорыв». В него уже вложено порядка 15 млрд рублей, всего инвестиции должны достигнут уровня 60 млрд рублей. Понятно, что это инновационный проект, то есть здесь многое делается с чистого листа. Научное сообщество готовит предложения, затем над ними работают проектировщики, далее все это проходит экспертизу. Естественно, что в процессе неизбежны определенные шероховатости, поэтому и сроки его реализации немного сдвигаются.

Кроме того, в 2018 году компания «Криогенмаш-Газ», специализирующаяся в области технических газов, завершила полуторамиллиардный проект по модернизации производства. На НПФ «Микран» продолжается работа над проектом в рамках большой госпрограммы, для томской компании объем инвестиций оценивается в 1,8 млрд рублей. Еще два относительно небольших проекта реализованы на «Сибкабеле» и Томском инструментальном заводе – предприятия получили необходимые средства из Федерального фонда развития промышленности.

Дорожные карты

– Реальные результаты приносят дорожные карты – соглашения, которые губернатор заключил с руководителями крупных вертикально интегрированных компаний. Это «Газпром», «Газпром нефть», «Интер РАО», «Россети» и «СИБУР». С 2012 по 2017 год стоимость продукции, которая была заказана ими у томских предприятий в рамках этих дорожных карт, составила 26 млрд рублей. В 2017 году область вышла на уровень 8,3 млрд рублей, за 2018 год это ориентировочно (подсчет еще идет) 9,5 млрд рублей заказов для томских компаний. Всего в таких программах участвует 30 наших предприятий.

Работу в этом направлении мы планируем продолжать и далее. В прошлом году область утвердила дорожную карту с ТВЭЛ (топливное подразделение Росатома – ред.), поставленная задача заключается в том, чтобы не только поставлять этой компании местную продукцию, но и организовывать на базе предприятий СХК новые производства. Ведется работа по составлению расширенной карты уже с головной компанией, то есть с Росатомом.

Схожая работа в 2018 году велась с местным филиалом «Транснефти» (Акционерное общество «Транснефть – Центральная Сибирь» – ред.), думаю, что в ближайшие полгода мы выйдем на подписание соглашения, а далее – начнем выходить на «Транснефть» в целом. Главным здесь является то, что наши предприятия уже доказали способность выпускать инновационную продукцию мирового уровня. То есть это во многом вопрос репутации.

Например, для того, чтобы у вас что-то покупал «Газпром», нужно пройти ряд очень серьезных процедур. И когда мы в 2012 году начинали эту работу, то заказов было всего на 300 млн рублей – сейчас один «Газпром» заказывает на 5 млрд, думаю, что в этом году эта сумма увеличится до 7 млрд рублей. По этому направлению у нас хорошо работает ТЭМЗ, для организации поставок «Газпрому» в модернизацию завода было вложено порядка 1,5 млрд рублей. В I квартале этого года состоится подписание долгосрочного договора между «Газпромом» и «Микраном»: необходимые процедуры согласования в «Газпроме» завершены, вопрос находится на утверждении специальной комиссии.

Льготы для предприятий

– Область поддерживает промышленные предприятия различными льготами. Например, в прошлом году был решен серьезный вопрос о создании регионального фонда поддержки промышленности. И компания «ЭлеСи» уже получила такую поддержку – из федерального и регионального фондов. То есть наличие региональной структуры позволяет нашим предприятиям получать льготные кредиты на федеральном уровне, а это средства от 1% до 5% в год. Деньги бюджетные и отвечают за них, в первую очередь, эксперты, которые дают положительные заключения – поэтому и подготовка таких заявок должна быть на уровне.

Наши предприятия с этим уже справляются, и мы будем продолжать работать в этом направлении, чтобы индекс промпроизводства рос не на 8%, а на 15% в год.

Надеюсь, всем заметно то, что наши дороги становятся все лучше и лучше. На территории области насчитывается более 11 тысяч километров дорог. Федеральных всего 35 км, 4,2 тысяч км относятся к областным, еще 6,8 тысяч км к муниципальным. На их содержание и поддержание тратится порядка 2 млрд рублей в год. Для улучшения качества муниципальных дорог у нас уже четвертый год действует специальная губернаторская программа: на ее нужды из областного бюджета выделяется 500 млн рублей. В прошлом году в рамках этой программы мы отремонтировали 97 км дорожного полотна.

Дороги

– Большой проект, в рамках которого мы тесно работаем с федеральными ведомствами, называется «Безопасные и качественные дороги». По этому направлению мы в прошлом году получили из федерального бюджета 730 млн рублей, с учетом местного софинансирования ее бюджет составил порядка 1,5 млрд. В целом за 2018 год мы (с учетом средств дорожного фонда) отремонтировали 250 км дорог и 8 км пешеходных дорожек, а также привели в соответствие 92 пешеходных перехода.

Разработана девятиуровневая система контроля за ремонтом. В 2017 году мы предупредили всех подрядчиков – некачественную работу вы будете исправлять за свой счет. И в том же 2017 они таким образом переложили около 8 км асфальта, заработав штрафов на сумму более 9 млн рублей. В прошлом году было «переложено» всего 800 метров, сумма штрафов составила 2,3 млн. Думаю, что подрядчики нас услышали.

С этого года заказчикам на муниципальном уровне поставлена задача не ждать активности от подрядчиков – если видно, что кто-то явно не справляется с поставленной задачей, то контракт должен быть расторгнут в одностороннем порядке (в нем прописывается такая возможность) и отдан на торги. Лето в Сибири короткое, а задач перед нами стоит очень много.

В рамках большого федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) для Томской области в Минтрансе и Росавтодоре уже сформирована своя программа – до 2024 года включительно нам выделяется около 23 млрд рублей. Эти деньги привязаны к определенным критериям: например, мы должны привести в нормативное состояние 50% региональных дорог. В рамках томской агломерации этот показатель составляет 85%.

В целом на территории области нам потребуется отремонтировать более 1 300 км дорожной сети. Это очень и очень серьезная задача, нужны подрядчики, нужны материалы, необходимо разработать проектно-сметную документацию. К этой работе мы приступили в конце прошлого года. На этот год размер дорожного фонда составляет 5,8 млрд рублей, из них по программе БКАД – 1,76 млрд. По предварительным оценкам в 2019 году мы должны отремонтировать 113 км дорог. В частности, будет завершен ремонт нашего участка федеральной трассы, речь о последнем 12 км участке подъезда к Томску, договоренность об этом уже есть.

Авиасообщение

– Для Томской области транспортная доступность это один из самых проблемных вопросов – как для инвесторов, так и для жителей. И если говорить об авиаперевозках, то в прошлом году у нас были отмены несколько рейсов на Москву, в I полугодии были проблемы с федеральным субсидированием некоторых рейсов. Однако пассажиропоток при этом не уменьшился: через томский аэропорт прошло 630 тысяч человек, это немногим больше, чем годом ранее.

Мы провели большую работу с Минтрансом – в результате в этом году федеральный бюджет (без нашего софинансирования) будет субсидировать рейсы с Екатеринбурга, Казани и Красноярска. За счет средств областного и федерального бюджетов субсидии получат рейсы в Абакан и Барнаул. В 2019 году мы открыли десять направлений регионального уровня, восстановили авиамаршрут Томск – Каргасок и продлили его до Нового Васюгана. Этот рейс стал очень востребованным, поэтому мы будем продолжать его субсидирование средствами областного бюджета.

По поводу подъезда к аэропорту – процесс находится на стадии торгов, и уже в этом году там появится удобная парковка. Изменения коснутся и самого аэровокзала – несмотря на то, что недавно была проведена его реконструкция, инвестор принял решение о доработке здания. Им уже проведен конкурс и определен подрядчик, который разрабатывает концепцию развития аэровокзала. Затем будет заказан проект, реализован он будет в ближайшие два, максимум три года. С учетом того, что инвестор прогнозирует увеличение пассажиропотока до 1 млн человек в год к 2023 году, задача стоит успеть к 2021-му.

Кроме того, была проведена огромнейшая работа по проекту реконструкции взлетно-посадочной полосы. Мы сделали новый проект, прошли экспертизу и решили этот вопрос – объект включен в федеральную программу, реконструкция начнется в этом году. Сейчас мы работаем с федеральными ведомствами над тем, чтобы они подготовили техническое задание и определились с подрядчиком. Главная задача, которую мы здесь ставим – реконструкция должна производиться без закрытия аэропорта.

Автотранспорт

– Мы должны навести порядок и выстроить четкую систему пассажиропотока и сети автотранспортных перевозок в рамках агломерации Томск – Томский район – Северск. Подготовить конкурсную документацию и синхронизировать ее со всеми тремя муниципалитетами на областном уровне. Ну и самое главное – обеспечить комфорт для пассажиров. Неприглядные вещи в виде ржавых пазиков нужно убирать с наших дорог. Мы поставили подрядчикам условие – с теми победителями конкурсов, которые не выполнят условие по обновлению автопарка в течение года, контракты будут расторгаться в одностороннем порядке.

Компании:

Читайте также: