Тюбик с пиццей

О поддержке малого предпринимательства в Томской области.

Компании:

Изображение skeeze с сайта Pixabay

В Москве презентовали концепцию популяризации предпринимательства на 2019 год – информационная кампания, реализуемая в рамках соответствующего нацпроекта, стартует в сентябре и завершится в конце этого года. Конкурс, объявленный Минэкономразвития в мае, выиграли университет «Синергия» и аналитический центр «НАФИ» (последний занимается социологическим обеспечением начинания). Общая сумма госконтрактов на популяризацию, а также сопутствующие мероприятия (в частности, образовательные) составила более 1 млрд рублей.

«В числе задач «Синергии» – разработка образовательных методик и подготовка тренеров в региональных центрах «Мой бизнес» для обучения целевых групп – действующих предпринимателей, школьников, студентов и тех, кто планирует открыть собственный бизнес по программам, утвержденным Минэкономразвития.

Победители должны разработать единый узнаваемый фирменный стиль нацпроекта, привлечь к его освещению публичных лиц и известных предпринимателей, создать мотивационные видеоролики, разработать федеральную и региональную информационные кампании, а также вести мониторинг медиапространства.

– Победитель конкурса к концу 2019-го должен показать конкретные результаты. В 2020-м конкурс будет объявлен повторно и станет ежегодным до окончания реализации нацпроекта. Таким образом, к проведению федеральной информационной кампании по популяризации предпринимательства смогут присоединиться и другие заинтересованные подрядчики, – отметил министр экономического развития Максим Орешкин».

Источник – сайт Минэкономразвития

Уже в этом году в рамках представленной концепции планируется задействовать весь спектр каналов продвижения – от офлайн-мероприятий до работы с блогерами и соотечественниками, проживающими за рубежом. В результате «мероприятия по популяризации» должны охватить не менее 500 тысяч человек с итоговым результатом в 9 тысяч созданных предприятий МСБ. Кроме того, до конца года «Синергия» обязуется обучить 2 тысячи региональных команд, обслуживающих инфраструктуру поддержки малого бизнеса на местах. Связующим звеном кампании в целом выступит бренд «Мой бизнес», уже ассоциирующийся с набором государственных сервисов в области предпринимательства.

Главной задачей разработчики концепции назвали формирование устойчивого позитивного образа предпринимателя – национального героя, обласканного вниманием государства и приносящего значимую общественную пользу. Предприниматель в итоге должен восприниматься населением – очевидно, включая и его чиновную прослойку – в качестве «космонавта наших дней» (это дословно).

Что же мы имеем на данный момент в качестве государственного «космического» меню?

На этот год в Томской области запланировано создание единого регионального центра для реализации задач нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он будет сформирован под упомянутым уже брендом «Мой бизнес» и станет «единой площадкой доступа ко всем элементам экосистемы поддержки предпринимательства». На создание центра из федерального бюджета должно быть выделено 56 млн рублей. Кроме того, заявлено создание региональной (пока прецеденты созданы только в Северске и Стрежевом) микрофинансовой организации с льготными ставками для субъектов МСП.

В конце мая губернатор области Сергей Жвачкин заявил о том, что в 2019 году объем поддержки МСП из средств регионального бюджета составит 300 млн рублей. То есть речь идет о сумме, превышающей существующие требования по софинансированию профильного нацпроекта. Также Жвачкин отметил, что приоритет при распределении мер и инструментов поддержки будет отдан компаниям-экспортерам и так называемому социальному предпринимательству.

Касательно общего объема государственных средств, затраченных на поддержку томских предпринимателей в 2018 году, принято говорить об абстрактном миллиарде рублей. Между тем, бюджет конкретного приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» составил 142,1 млн рублей, из которых 37,6 млн пришли из Москвы.

«По итогам реализации приоритетного проекта достигнуты следующие результаты

– более 200 уникальных субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области открыли, и (или) расширили, и (или) продолжают ведение собственного бизне­са с помощью сервисов геомаркетинговой информационно-аналитической системы для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (Бизнес-навигатор МСП);

– по результатам проведенного регионального конкурса «Лучший экспортер года» в 2018 году определены победителями 4 субъекта МСП Томской области;

– годовой объем закупок у субъектов МСП Томской области крупнейшими заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, по итогам 2018 года составил 16,1%;

– реализован образовательный проект АО «Российский экспортный центр», 8 обучаю­щих модулей с 55 обученными субъектами МСП;

– реализован образовательный проект АО «Корпорация «МСП» «Школа предприни­мательства», в результате которого проведено 8 семинаров с количеством участников 162 субъекта МСП и 232 человека».

Источник – Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2018 год.

Имущественную поддержку в 2018 году получили 65 субъектов МСП, имеющих статус резидентов местных бизнес-инкубаторов. Уже упомянутыми микрофинансовыми организациями Северска и Стрежевого (чей опыт планируется масштабировать на регион в целом) было выдано 27 микрозаймов на общую сумму около 14,7 млн рублей. Те самые три субъекта, получившие материальную поддержку по направлению лизинга, создали в итоге три рабочих места и вложили в приобретение оборудования более 500 тыс рублей.

Гарантийный фонд Томской области (ГФТО) за год предоставил поручительства 45 субъектам МСП на сумму 245,1 млн рублей – что, в свою очередь, позволило бизнесу привлечь 780 млн рублей банковских кредитов. Впрочем, поддержка областного гарантийного фонда проходит по особой статье, так как является, грубо говоря, возмездной и приносит этому фонду ощутимую прибыль. Так, за 2018 год чистая прибыль ГФТО составила 14,55 млн рублей, 25% которых было выплачено в областной бюджет в качестве дивидендов. Рентабельность деятельности фонда достигла 17,36% (что, тем не менее, ниже утвержденного в установленном порядке значения). Кроме того, известно, что за год фонд осуществил всего две выплаты по поручительствам за просрочивших должников, общая сумма которых составила 5,2 млн рублей.

В числе прочих мер поддержки в отчете перечислены различные конкурсы, семинары, стажировки и даже работы по подготовке «иноязычных» презентационных материалов томских компаний. Список довольно обширный и даже солидный, хотя и огорчающий тех, кто предпочел бы «просто деньгами».

Много это или мало – особенно в преддверии ответственной «космической эры» – решать должны адресаты поддержки и никто другой. Факт же заключается в том, что в космонавты (как и положено) возьмут далеко не всех. Все-таки, если вы не работаете, скажем, в «Синергии», то и место в бюджетном батуте вам никто не гарантировал – за него еще придется побороться, возможно, даже локтями.

Компании:

Читайте также: