Наше издание запускает новый медиа-проект – речь идет о серии публикаций, посвященных первым лицам томского бизнеса. Того самого малого бизнеса, о необходимости развития которого нам так много говорили все эти годы. И начать мы решили с фундаментального, то есть с темы детства. Мимолетного, хрупкого и даже отчасти дефицитного в наше не особо предсказуемое время.
– Вероника, для чего вам понадобилось заниматься предпринимательской деятельностью? Сейчас отнюдь не многие решаются на подобный шаг.
– Мне всегда хотелось иметь собственное дело. И я над этим работала: пыталась реализовывать различные проекты, однако получалось не особо – не хватало опыта и определенных знаний. Затем я увлеклась фотографией и сразу поняла, что мне хочется работать с детьми. Буквально через два года, то есть в 2013 году был выпущен первый альбом для выпускников детских садов, то есть нынешний сезон для меня в этом плане уже седьмой. Все это время я сама занималась съемками, сейчас понемногу формирую вокруг себя команду. С одной стороны, растут объемы заказов, с другой – желание концентрироваться именно на бизнес-процессах и вопросах управления.
– Почему вы выбрали именно этот формат?
– Во-первых, он пользуется устойчивым спросом – считается, что каждый ребенок при выпуске из детского сада должен иметь выпускной альбом. Во-вторых, здесь мне удалось найти собственный почерк, который пришелся по вкусу аудитории. Традиционно такие альбомы делают в «серьезном» стиле, детей фотографируют «под взрослых». Я же фотографирую так, чтобы сразу было понятно: это именно ребенок, вот его неподдельные эмоции, вот его искренность и непосредственность. Мне нравится называть такой формат «эмоциональной фотографией», можно сказать, что это и есть основа бренда в целом. Во всяком случае, большинству родителей это понятно и близко.
Альбомы мы делаем современные, в виде фотокниги. Ее объем зависит от потребностей клиента – бывает, что родители заказывают только портреты: ребенка, детей и воспитателей, так сказать, «просто на память».
Но чаще всего просят сделать дополнительно сюжетные фотографии ребенка — про его жизнь в детском саду. Опять же по установившейся традиции принято на каждого ребенка выделять по одной страничке, в итоге его становится очень мало. Наши альбомы (и я считаю, что это принципиальный момент) отличаются тем, что конкретный ребенок присутствует на всех фотографиях. Этот альбом именно про него – здесь он с друзьями, вот его «эмоциональные» портреты, во время занятий или обеда. Получается цельная картина, а не обычный набор портретов.
– Если говорить об обстоятельствах времени и места – насколько сезонным является этот бизнес, в какой мере он зависит от «настроений» в администрации детских садов и где вы печатаетесь (как ни крути, но томская полиграфия это та еще история)?
– Сезон выдается достаточно длинным, он начинается в сентябре и длится по май следующего, когда мы выдаем клиентам готовые альбомы к выпускному. Но по факту летом мы заканчиваем работу над заказами тех клиентов, которые долго принимали решение и обратились к нам позже других. Основной поток заказов приходит осенью. Срок работы над каждым из таких проектов проекта бывает разным, все зависит от конкретного детского сада и группы. Нужно «поймать» день, когда дети не болеют, когда вообще есть возможность попасть в детсад – то есть, там не должно быть карантинов, ремонтов, проверок и прочего.
С администрациями мы стараемся поддерживать хорошие отношения, хотя и тут все может быть по-разному. Случались намеки на что-то вроде «откатов», но так как на меня выходят сами родители, то необходимости ввязываться в это не было. Печать альбомов мы заказываем в Московской области на одном достаточно крупном предприятии. В Томске, на самом деле, есть весьма хорошие полиграфические компании, но они просят так много, что если мы будем печататься здесь, то цена одного альбома вырастет минимум в два раза. Мы же хотим, чтобы это было и качественно, и интересно, и по карману родителям с различным уровнем достатка.
– Ключевым вопросом для любого малого предпринимателя – особенно в такой сверхнасыщенной нише как фотоуслуги – является продвижение и работа с аудиторией в частности. Как с этим обстоят дела у вас?
– Большей частью на меня «работает» сарафанное радио. Да, мы стараемся работать с родителями в индивидуальном порядке и планируем развивать это направление. Важно устанавливать с ними контакты, получать какие-то отзывы. Это не так-то просто, но именно через набор отзывов повышается уровень доверия – реальные люди оценивают нашу работу и делятся оценками со знакомыми. Поэтому главная работа над продвижением заключается в поддержании уровня качества, не будет его, нас просто перестанут рекомендовать.
Фотографов на рынке действительно много. Но таких, чтобы они умели и, условно говоря, со светом правильно работать, и с эмоциями, и вообще выдерживали тяжелую работу в детских садах (а это и вправду совсем непросто) – их, мягко говоря, намного меньше. Детей в группе много, они бегают, шумят, у них быстро меняется настроение. Поэтому с каждым из них нужно найти контакт, кого-то развеселить, кого-то успокоить. Многие считают, что это неблагодарная работа, но лично мне она нравится. Кому-то, например, нравятся свадьбы, а я больше люблю детскую фотографию.
– Где вы учились?
– Если говорить о фотографии, то начинала я как самоучка. Смотрела открытые уроки, ходила на индивидуальные платные занятия к фотографам. Затем начала ездить на мастер-классы для фотографов, езжу на них до сих пор, причем делаю это каждый год. На самом деле, искусству детсадовской фотографии у нас в стране мало кто учит на должном уровне, поэтому такие возможности нужно использовать по максимуму. А вообще у меня психологическое образование, я училась на гештальт-терапевта, поэтому вопросы, связанные с детской психологией, мне очень интересны. Хотя бы потому, что я сама мама двоих детей.
– Вопрос, грубо говоря, процедурного характера – как обстоят дела с «текучкой», то есть налогами, онлайн-кассами, профессиональным оборудованием, конкуренцией и так далее?
– Я зарегистрирована как индивидуальный предприниматель и налоги плачу на основе патента. Касса мне пока не требуется, в ближайший год ИП от этого освободили. По патентной системе платится фиксированная сумма за год, поэтому в этом плане все обстоит очень просто.
Что касается фототехники, то она должна быть достаточно высокого качества – для того, чтобы обеспечить резкость, цветопередачу, минимум «шумов» и т.п. Очень важным вопросом является скорость съемки: нужно запечатлеть самые «быстрые» эмоции, зафиксировать ребенка в движении.
В развитие я вкладываю только то, что зарабатываю, не брать кредиты – это принципиальная позиция. В принципе, на свою полупрофессиональную камеру (начинала с совсем простой) я заработала достаточно быстро, затем почти сразу перешла на профессиональную. Камеру меняю раз в два года: работа очень интенсивная, появляются риски в плане работы затвора, начинает уставать матрица и т.д. То есть это уже вполне отработанный процесс.
Ну а конкурентов мы любим. Они позволяют держаться в тонусе и вообще – без них было бы не так интересно.
– В каком направлении вы собираетесь развивать предложение – по возрастной шкале или в том, что касается добавления форматов?
– В этом году мы решили упростить прайс, раньше он был очень сложным. Теперь будут действовать всего три предложения, рассчитанные на различные аудитории: вариант «эконом», «оптимальный» и «максимальный». Это позволит охватить всех детей в рамках одной группы и оптимизировать сам процесс работы над альбомом.
Насчет других возрастов вопрос неоднозначный. Со школьниками все приходится выстраивать иначе. Дети, закончившие 4 класс, уже начинают стесняться, это предподростковый возраст со своими сложностями. Старшеклассники (особенно девочки) очень долго и «сложно» фотографируются, там уже свои представления о, скажем так, идеале. Такие заказы поступают, мы с ними работаем, но основным направлением считаем все-таки работу с дошкольниками.
Очень интересной представляется тема с видео, потому что в этом формате – как ни крути – больше жизни, чем в фотографии. Человек раскрывается в движении, а это очень многое значит. К примеру, можно взять у ребенка интервью, в этом возрасте они наговорят вам массу уморительных вещей. Хотя все это вопрос будущего, пока мы концентрируем ресурсы на нише фотоальбомов.
– Вы не считаете, что главным вашим конкурентом сейчас является пресловутая «хорошая камера в каждом кармане»?
– Такая камера это, в определенном смысле, большая беда. Бывает, что родители просят нас добавить сделанные ими фото в альбом. Проблема же заключается в том, что снимки, сделанные на телефон, часто не подходят для печати, качество съемки все равно оказывается не тем. У меня в телефоне хорошая камера, но я стараюсь снимать на полноценную технику. Просто для того, чтобы это можно было распечатать, сохранить на «бумаге» (диски ведь иногда приходят в негодность), повесить на стену. Сейчас мало уделяют этому внимание, но это очень важно – для каждого конкретного человека и для его семьи.
Мы считаем, что наша миссия — сохранить память о детстве. Дети так быстро растут, и очень скоро уже не вспомнишь, каким ребенок был еще совсем недавно. И для самого ребенка важно иметь представление о своей личной истории, о том, как он рос. Это на самом деле объединяет семью, позволяет заново пережить счастливые моменты детства, понять себя и вспомнить о том, каким ты был раньше. А ведь ты был хорошим, разве не так?