Показательная история

Газете «Вакансии для всех» исполняется 20 лет.

Компании:

Слева направо: Татьяна Басова, Лариса Кривцова (дизайнер), Олеся Кремлёва, Татьяна Шапоренко

1999 год стал для страны годом большой перезагрузки, в том числе масштабной экономической. За шоком августа 98-го последовали оживление отечественного производства, модернизация подходов к управлению предприятиями и, соответственно, увеличение спроса на рабочую силу. Одним из результатов такой перезагрузки стало появление в Томске специализированного издания, публикующего информацию о спросе и предложении на рынке труда.

Сегодня подобный формат кажется банальностью, однако в условиях хаоса 90-х и разложения остатков советской экономики такого рода данные необходимо было доставать «вручную» и в нужных местах, почти как колбасу в годы дефицита. Начиналось же все при Томском университете: именно там располагалось кадровое агентство «Вариант», созданное как коммерческое структурное подразделение университета в 1996 году.

Основатель издания Татьяна Шапоренко:

– Услуги агентства по подбору персонала оплачивал работодатель. Ему нужны были 1-2 работника – а безработных было море. И из этого моря мы должны были выбрать двух-трех профессионалов, отвечающих требованиям работодателя. На нас часто обижались те, кому позарез нужна была работа, но в силу объективных причин мы не могли отправить его на собеседование. Нужно было каким-то образом делать доступной всем соискателям информацию о всех вакансиях в городе. Так и родилась идея создания газеты. Изначально ее тираж составлял всего 300 экземпляров. Газета печаталась на ризографе в частной типографии, и мы сами в сумках на автобусе увозили ее на склад Роспечати. Стоила она очень дешево.

Работы было много – двум сотрудникам редакции приходилось обзванивать массу работодателей и таким образом собирать недельный массив томских вакансий. При этом изначально модель построения газеты базировалась на принципе бесплатного приема объявлений и от соискателей, и от работодателей. Исключение в виде платных макетов сформировалось в ходе эволюции предпринимательского сознания и экономики как таковой: кадры снова стали востребованы, и многим работодателям захотелось обособить свое предложение, сделать его более заметным и привлекательным.

Оператор приема звонков Татьяна Басова:

– В «Вакансиях» я с 2002 года, сейчас принимаю звонки, а раньше, кроме приема объявлений по телефону, на мне была вся работа с кадровыми агентствами, которые активно пользовались услугами нашей газеты. На пике – в 2006 – 2008 годах – их было более 30. Не все они работали честно: с людей брали деньги за уже закрытые или никогда не существовавшие вакансии. А, так как газета выступала посредником между соискателями и кадровыми агентствами, часто приходилось выслушивать жалобы от соискателей, а порой и просто угрозы за якобы неверную информацию, размещенную в газете. Поэтому мы старались уйти от таких недобросовестных «работодателей» и размещать на страницах газеты только те агентства, которые работали честно и оперативно, были заинтересованы в результатах своей работы.

Электронная площадка появилась у издания довольно спонтанно: в редакцию пришли студенты, заявили, что им нравится наша газета, и предложили сделать сайт за свой счет. К этому предложению отнеслись с известной долей осторожности, однако студенты не подвели и создали довольно простой и в то же время функциональный ресурс. Принцип его работы оставался тем же – прямые объявления от работодателей и соискателей публиковались на бесплатной основе.

Еще одной знаковой приметой нулевых стало «отщипывание» активов устоявшихся к тому времени региональных компаний (от средних до совсем небольших) силами так называемых рейдеров – как системных, так и достаточно спонтанных. Возможности большого передела 90-х в стране были к тому времени уже исчерпаны, сам же подход «хапка чего-то работающего» сохранял свою привлекательность. В том числе для тех, кто не успел в силу возраста, но кое-что, тем не менее, усвоил.

Предприимчивые молодые люди предложили издателю обновить сайт и сделать из него нечто полностью отвечающее требованиям времени. В итоге сайт, что называется, «увели» и начали размещать на нем едва ли не порнографическую рекламу. Редакция не сдалась и обратилась к органам, которые сумели убедить «инноваторов» в неправомерности их подхода к получению быстрых денег. Сайт вернули редакции, очередное же его обновление, на этот раз прошедшее без эксцессов, состоялось в 2014 году.

Менеджер по работе с клиентами Олеся Кремлева:

– Я здесь с 2003 года. Технологически все, конечно, очень сильно изменилось. Например, тогда объявления присылали в бумажных конвертах или через SMS, в огромных количествах диктовали по телефону. Информацию для номера набирали каждый раз заново вручную, используя самых простых компьютерных редакторов. В пятницу по окончании рабочего дня всю накопленную за неделю информацию нужно было обработать и сверстать газету. Задерживались до поздней ночи, в типографию увозили плоды нашего труда на кальках. Сейчас весь процесс создания газеты автоматизирован. У нас сформирована большая информационная база, в которой хранится история объявлений конкретного клиента и список актуальных для него вакансий – это заметно экономит время (наше и клиента) и позволяет избежать ошибок. В понедельник утром программа автоматически выгружает оплаченные объявления на сайт. Не изменилось понимание того, что мы делаем большое и полезное дело: все-таки люди не могут жить без работы, а предприятия без работников. И когда нас благодарят за проделанную работу, мы понимаем, что по-своему занимаемся поддержанием жизни в городе и области.

Следующим испытанием, которому издание подверглось вместе со многими другими представителями российского бизнеса, стало штампование непродуманных запретительных норм. В данном случае речь идет о так называемом «антидискриминационном законе», который в числе прочего запретил детализацию в объявлениях о вакансиях.

Основатель издания Татьяна Шапоренко:

– Работа в газете сама по себе очень напряженная: газету надо выпускать каждую неделю, несмотря ни на какие обстоятельства. Но в это время в законодательстве происходят изменения и на нас обрушиваются многочисленные проверки контролирующих органов с последующими судами за нарушения закона о дискриминации. На моей памяти около 20 административных дел было возбуждено областным Департаментом труда и занятости против газеты. Вместо работы над качеством газеты мы вынуждены защищаться по нелепым обвинениям с надуманными пострадавшими. По новому закону мы потеряли право уточнять детали вакансии, пожелания работодателей к искомому сотруднику. Например, ищет пенсионерка подработку, тратит последние деньги на телефонные переговоры, едет куда-то на собеседование. А там ей отказывают, потому что вакансия предназначена для молодого человека. Ну не выстоит женщина в возрасте за барной стойкой в шумном зале весь день. В итоге от этого закона никто не выиграл: ни работодатель, ни соискатель, ни мы, так как теперь не имеем права поделиться очень важной для соискателей информацией. Мы не имеем право опубликовать объявление типа: «Возьмем на работу студента» (дискриминация по социальному положению) или же «Примем для работы за городом семейную пару с предоставлением комнаты для проживания» (дискриминация по семейному положению). Приводить примеры таких «дискриминационных» объявлений можно бесконечно. Доходит до абсурда. Если вашей маме нужна медсестра-сиделка, добавьте в объявление медбрат-сиделец, иначе нашу газету опять привлекут к ответственности за дискриминацию по половому признаку. Это далеко не всё. И кого же в этом случае дискриминировали?

С наступлением пенсионного возраста Татьяна Шапоренко решила, как все нормальные люди, уйти на заслуженный отдых, передав газету в управление Издательскому дому «Бизнес журнал», до этого специализировавшемуся на выпуске глянцевых изданий.

Главный редактор «Вакансий для всех» и руководитель ИД «Бизнес журнал» Дмитрий Шиптенко:

– Мы уже давно работаем с томским бизнесом, и нам захотелось предложить ему обновленную площадку по работе с кадровым ресурсом. При этом мы имеем возможность помогать клиенту посредством других своих медиа-ресурсов – в общем это и называется синергетическим эффектом. Планов – в особенности по развитию электронных сервисов – множество, хотя они и ограничены общей для всех нас низкой планкой рентабельности. Происходит адаптация под мобильные устройства и платежные системы, сайт будет переводиться на более мощную и современную платформу. Свои преимущества перед федеральными игроками мы оцениваем трезво. Во-первых, это близость к клиентам и чуткость к изменениям их потребностей. Во-вторых, это наличие востребованного печатного издания, критически важного для многих ниш реального сектора. В-третьих, это возможность создания качественного местного контента, посвященного будням предприятий, их кадровых служб и освещению производственной практики томских компаний. Уверен, что федеральные площадки всем этим заниматься не будут, а мы будем делать на этом акцент. Двадцать лет жизни издания, которое вместе со всеми пережило и преодолело многочисленные вызовы этой эпохи, означают главное. Мы мало чем отличаемся от вас. Мы пережили и переживаем то же самое, меняемся, боремся и продолжаем работать. Мы здесь и для всех, как и было заявлено изначально.

Компании:

Читайте также: