Поешь слона

О потребительском рынке Томска и области.

Компании:

Изображение RitaE с сайта Pixabay

Сервис Avito, который агрегирует не просто массу объявлений, но собственно популярные еще полгода назад «большие данные», опубликовал материалы собственного исследования о предложениях и спросе на предприятия малого бизнеса во II квартале 2019 года. Исследование затронуло 23 крупных города России, по «транссибирски» обогнув Томск (Новосибирск и Омск с Барнаулом в нем присутствуют).

В среднем по стране стоимость «бизнеса на продажу» снизилась на 8% и составила чуть более 3 млн рублей, ну а в общем и целом цена на готовый бизнес снизилась в 15 из 23 исследованных городов. Лидерами спроса при этом являются предприятия сферы услуг (31%), торговли (24%) и общественного питания (16%). Наибольшими темпами по отношению к прошлогодним показателям вырос спрос на интернет-магазины.

Между тем, индекс деловой активности (PMI) в сфере услуг за июнь 2019 снизился с 52 до 49,7 пункта – об этом свидетельствуют данные исследования HIS Market. При этом ниже критической отметки в 50 пунктов он оказался впервые с января не самого благополучного 2016 года. Отмечается, что сектор сталкивается не только с сокращением заказов, но и с сокращением числа занятых (темпы которого также являются максимальными с апреля 2016-го).

Темпы роста общероссийского оборота розничной торговли в мае продолжили снижение, хотя и оказались выше прогнозного уровня (+1,4% к маю 2018 и 1,7% к январю маю 2018). При этом в самом Росстате отметили, что на замедление роста физического объема ВВП в I квартале повлияла в первую очередь ситуация в розничной и оптовой торговле. Определенные надежды вызывает запланированный рост доходов бюджетников, индексация зарплат которых назначена на IV квартал этого года – прочих «драйверов» спроса на розничном рынке пока не просматривается.

«На потребительском рынке Томской области за январь-июнь 2019 года оборот розничной торговли составил 81 642,4 млн рублей, что в товарной массе на 2,5% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия составил 47,8%, непродовольственных товаров – 52,2%. В июне 2019 года оборот розничной торговли на 95,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 4,6% (в июне 2018 года – 95,3% и 4,7% соответственно)».

Источник – Томскстат

Объем платных услуг, оказанных населению области за I полугодие 2019 года, снизился к аналогичному периоду 2018-го на 0,3% (до 27,3 млрд рублей). Общепит Томской области за тот же период снизил обороты на 4,4% (до 4,6 млрд рублей).

Если говорить о ретроспективе, то за 2018 год темпы прироста оборота розницы в области ни в одном из месяцев не уходили в отрицательную зону. Ну а по итогам I полугодия прирост показателя составил 5,4% по «еде» и 3,5% по непродовольственным товарам.

Общепит Томской области демонстрировал падение годовых темпов роста на протяжении шести месяцев 2019 года (в 2018 году оно было отмечено лишь в июле и августе, что могло быть связано с сезонным фактором). По России в целом оборот общепита за полугодие прирос на целых 5,8%.

По итогам прошлого года динамика количественного прироста субъектов потребительского рынка Томска выглядит следующим образом.

Данные взяты из паспорта города Томска, размещенного на сайте мэрии. В выборку были включены группы субъектов, количество которых за год изменилось хоть сколько-нибудь заметным образом. В ретроспективе последних лет, включая предкризисный 2013-й, картина выглядит следующим образом.

За прошедшие годы у нас были отмечены кризис (который, в общем-то, прослеживается на графике), «война ларькам» и удушение торговых павильонов сетевым форматом розницы. Между тем, по статистике ничего катастрофического в городе со всем этим хозяйством не произошло. Напротив, в 2017 году отмечался прирост по всем указанным направлениям, кроме многострадальных киосков – да и там ничего похожего на «войну» пока не обнаруживается.

Что же касается наметившегося снижения оборотов общепита, то по итогам года – если установившийся тренд так и не удастся сломить в сентябре-декабре – стоит ожидать закрытия части предприятий сегмента. Существует мнение, что формат «готовой еды» освоили те же магазины, начавшие развивать направление кулинарных отделов. И если мы хотим сохранить общепит в его нынешнем состоянии, то слона (как нечто объемное и важное) нужно не покупать в розницу, а есть в специально предназначенных для этого местах – под музыку и прочее «чего изволите». Впрочем, в первую очередь этого должен захотеть сам общепит.

Компании:

Читайте также: