Нулевая координата?

Нынешний День строителя как повод задуматься о главном. В местных, разумеется, масштабах.

Компании:

По итогам I полугодия в Томской области зарегистрировано сокращение ввода новых площадей в размере 24,5% (по отношению к аналогичному периоду 2015 года). Это чуть меньше, чем, скажем, в Москве, и почти ровно столько же, сколько в Ставрополье. А если взять напугавшую многих статистику за I квартал, когда речь шла о 64% спада, то получится, что область и вовсе «снова на коне».

Вот только спрос при всем этом упал почти вдвое.

Объясняется такое положение дел просто: у людей нет денег. Но ведь их, по большому счету, и не было никогда, уж в требуемых объемах точно. Быть может, дело еще и в том, что у людей нет мотивации? Тот же Борис Мальцев, например, оценивает банковскую «кубышку» томичей едва ли не в 150 млрд рублей. И сетует на то, что строители никак не могут привлечь эти деньги в отрасль. Но только ли в строителях дело?
Перспективы можно рисовать, вешать на них цифры и источники финансирования, подкреплять их какими-то мероприятиями и «встречами на высоком уровне». Однако если люди не чувствуют никакого движения, они делают для себя простой вывод: город тоже по своему «схлопнулся». А если так, то зачем рисковать и вкладывать в него деньги, часть жизни, что-то еще? Зачем привязывать себя к нему «якорем» личной недвижимости?

В похожей ситуации оказались и застройщики – город для них уже фактически «кончился». Нет новой пригодной для строительства земли; нет ясности в системе координат «историческое наследие – градостроительное будущее»; критически мало проектов в сфере общественных и коммерческих зданий; зато есть серьезные ограничения по инженерным сетям.

Строители любят рассуждать о том, что их отрасль является локомотивом развития. Это во многом так, но без путей, линий электропередачи, графика движения и экономической целесообразности перевозок современные локомотивы бесполезны. Строительство как таковое обслуживает и реализует большие проекты – будь-то купеческий город или промышленный центр, столица или отраслевой моногород. У нас этого нет, и многое объясняется именно этим.

ИНОТомск, разумеется, лучше, чем ничего, но давайте говорить по-честному. В прошлом году довелось слушать доклад об изменениях в государственном финансировании села. До глав поселений чиновники несколькими рангами выше пытались донести следующую главную мысль: деньги будут давать только под «комплексные решения». Хочешь построить полтора километра асфальтовой дороги – запланируй их там, где это будет отвечать интересам сразу нескольких федеральных программ и ведомств. Это инструмент, помогающий чуть ли не силком вытащить федеральные деньги через «комплексное обоснование». Ведомствам предлагают действовать в складчину и тем самым за меньшие деньги получать нужную «галочку» в графе «реализация госпрограмм в регионах». Насколько это все будет отвечать потребностям самого региона – уже третий вопрос.

Что до томских строителей, то последующий год для них точно будет решающим. Им дали новые законы (следствие майского заседания Госсовета), новые программы (в том числе «пилот» по арендному жилью), нового замгубернатора (который знает толк в концепциях) и перспективу решения вопроса с историческими границами. Уже немало, хотя главной проблемы это конечно же не решает.

Компании:

Читайте также: