Начнем с себя

И с самого главного рынка

Компании:

Совсем недавно мы инициировали большой проект, посвященный экономической кооперации. Если коротко, вместе должно получаться больше, да и лучше, если постараться.

У такого подхода есть издержки, которые кажутся лишними во времена подъема. Да, где-то придется больше работать, откуда-то брать ресурсы для освоения нового, чем-то делиться и так далее. Ну и что теперь? Труд подавляющего большинства жителей нашей страны стал явно дешевле по отношению к рублю. Практически все остальное выросло в цене, но вот за один рубль вам, скорее всего, придется отдать больше усилий, чем пару-тройку лет назад. Значительная часть организаций и вовсе работает на итоговый ноль, хорошо, если не в минус.

Стоит ли в этих условиях отказываться от выгоды, которую может принести сложение усилий и возможностей? В своем новогоднем проекте мы попытались обнаружить что-то общее для предпринимателей, которые не сдались и посчитали возможным об этом заявить. Одним из главных итогов 2016-го многие из них назвали «долгожданное объединение» внутри сегмента малого бизнеса. Люди стали заметно больше общаться и помогать друг другу, они начали «съезжаться» офисами, производственными мощностями и даже клиентской базой.

В апреле этого года мне предложили возглавить издание «Вакансии для всех». Я, приняв в расчет все сказанное выше, согласился.

Газета «Вакансии для всех» была основана в 1999 году, то есть на волне постдефолтного подъема. В 90-е люди постепенно привыкли к тому, что более-менее «живы и здоровы» в стране лишь два поддерживающих ее кита: финансовый сектор и «нефтянка». 1998-й показал, что не такие уж это и киты: нефть подешевела чуть ли не вдвое ($9,1 за бочку Brent в декабре), финансы едва не умерли в августе.

В 1999-м обнаружилось, что в России еще осталось какое-то производство, больше того – оно способно на рост. Вслед за ним ожили торговля, сфера услуг и так далее. Получилось так, что вакансии стали открываться действительно для всех и практически повсюду, то есть уже не только в двух-трех избранных отраслях. В стране начал складываться полноценный рынок труда, постепенно вытеснявший полудикие формы найма 90-х и остатки советской системы занятости.

Сейчас это может казаться заблуждением, но еще не так давно считалось, что СМИ должны приносить пользу. В том числе конкретную – например, помогать людям в решении их проблем. Будь то яма во дворе, обнаглевший чиновник, незаконное строительство или что-то еще. Является ли поиск работы важной жизненной проблемой? Для человека, столкнувшегося с этим, мало что может быть важнее. Нелюбимая работа, а тем более безработица, бьют по нему куда больнее всяких ям, чиновников и прочего.

Так вот, я не берусь сказать, скольким людям помогла в этом отношении газета (позднее дополненная сайтом) «Вакансии для всех». Факт в том, что, начиная с 1999 года, вряд ли кто-то в Томске сделал для этого больше. Ну и если обобщенно, то несколько сотен трудоустроенных томичей в неделю против одной ямы в месяц – неплохой показатель эффективности для «обычного рекламного листка», не так ли?

Я не собираюсь преувеличивать значение этой площадки, но и преуменьшать его считаю неправильным. Изначально газета работала на свободном информационном потоке, внутри которого складывался рынок труда. Например, раньше можно было встретить объявление «Грузчики, работа за еду, расчет в конце месяца». Затем стали появляться более гуманные по отношению к работнику заявки. Обширный список задавал некий усредненный стандарт (белая з/п, соцпакет, затем ДМС и далее по нарастающей) и даже возводил их в статус нормы. При этом доступ к списку со стороны работодателей был свободным – как хочешь, так и экспериментируй со своим предложением.

Издание работало и продолжает работать именно со свободным потоком информации о местном рынке. Здесь нет «исследований» о том, какая доля томичей ковыряет в носу на рабочем месте правой рукой, а какая – резинкой от карандаша. И пафоса «высоких отношений» тут тоже нет. Есть рынок и есть поток, доходящий в неохваченные интернетом места – раскупаемый тираж газеты на сегодняшний день составляет 10 000 экземпляров в месяц. Аудитория сайта при этом составляет ежемесячно все 70 000 человек.

Разумеется, тут не без проблем, в том числе объективных и накопленных годами. Это нормально, по-другому, наверное, не бывает.

Например, у рынка есть определенные проблемы с законом. Рынок любит конкретику, закон же многие ее появления считает дискриминационными. Чтобы никого не обойти и не обидеть, в объявлении о найме теперь нельзя указывать требования о поле, возрасте и всем таком прочем. Если вам нужен водитель с личным авто, то вам придется искать просто водителя, иначе это может обидеть пеших автолюбителей. На практике кадровикам и предпринимателям приходится принимать массу «лишних» звонков и писем. Чем это оборачивается для другой стороны? Не обиженные в объявлении соискатели тоже в итоге зря тратят время, деньги и нервы. Разве не обидно слышать хоть и вежливый, но все равно отказ? Так кто в этом случае огражден от обид и «предвзятого отношения», если работодатель все равно возьмет только того, кто ему был нужен изначально? А ведь представителей издания по этому поводу регулярно вызывают в суд.

Дело в том, что работодатели сами хорошо знают «края», но в остальном, раз поток более-менее свободный, они не привыкли ограничивать себя политкорректностью. Вычитать суточный массив и найти «преступное», конечно, можно, но в таком потоке вполне возможно и что-нибудь пропустить. Значит надо расширять штат, а это вполне понятные расходы. Да и отклонять раз за разом заявки – значит бить по своему главному преимуществу, то есть плотности информационного потока.

Наверное, можно было бы создать в какой-нибудь соцсети Фан-клуб «Вакансий для всех», и уже туда «зеркалить» весь контент без цензуры. Заходишь на сайт, находишь «укороченную» до формата ссылки вакансию, а за дополнительными подробностями отправляешься на страничку, созданную как бы энтузиастами и в частном, так сказать, порядке. Откуда у энтузиастов информация? Они попросили, мы дали, это изначально предназначенная для открытого распространения информация. Мы же разместили у себя всего лишь ссылку на то, что это объявление заинтересовало наш независимый Фан-клуб.

Я не утверждаю, что этот пример является рабочим, стал бы я раскрывать рабочие примеры. Это к тому, что при желании вполне можно что-нибудь, да и придумать. Другой вопрос, что все это ничего особо не даст, кое-что усложнит и все равно повлечет траты.
Вместе с тем, у меня есть ресурс главреда делового издания, которое отслеживает качество местной деловой среды. И я вполне могу поставить публичный вопрос перед уполномоченными лицами о том, не мешает ли подобная практика реальному делу.
Согласно официальным данным, в Томской области за последнюю отчетную неделю (26.04 – 02.05) на учет в центрах занятости встало 263 человека. 23 из них были уволены или сокращены. За эту же неделю в службу занятости поступили сведения от организаций по поводу грядущего увольнения еще 80 человек. Это, повторюсь, только за неделю и только по каналам официального учета.

Государство тратит немалые средства на поддержку стартующих бизнесов – зачем оно это делает? В первую очередь, в целях решения проблемы занятости. Нам не надо денег от власти. Мы готовы работать над этой проблемой автономно и просим только одного – снимите неуместные барьеры, это ведь и ваших интересах.

Еще одно направление возможной кооперации ресурсов – полноценные журналистские исследования местного рынка труда. Полноценное это не про то, как «56% блондинов мечтают об отпуске до обеда». Это о действительно насущных вещах. Буду ли я публиковать их в издании «Вакансии для всех»? Целиком и полностью, конечно же, нет. Основные цифры и выводы в качестве «берегов» потока – скорее всего, буду. Кроме того, ключи к повестке рынка занятости это само по себе очень много.

Ну и в третьих, я могу попытаться через эту же повестку и ресурс деловых изданий вернуть в «пояс притяжения» «Вакансий для всех» утерянные им фрагменты рынка. Это не значит, что в бумажной ее версии появятся объявления о поиске генерального директора для крупной добывающей фирмы. С сегментом высококлассных и редких для местного рынка специалистов мы вполне можем работать в рамках делового издания. «Фишка» же будет заключаться в том, что теперь мы сможем предлагать крупным компаниям нечто вроде единого окна. Хотите проводить цельную и комплексную рекрутинговую политику? У нас для этого есть все – различные сегменты, ресурсы, медиаинструменты и, в перспективе, вырабатываемая нами повестка.

Навскидку уже три пункта, а вы говорите…

Компании:

Читайте также: