И это было

Резонансный проект начала освоения «дальневосточной» части Томска обсудили на уровне экспертного сообщества.

Компании:

В отчаянно кризисном, как тогда казалось, 2015 году мы решили порассуждать на тему «пространственного развития Томска в условиях нестабильности экономики». Напомним, что в тот момент эту самую экономику действительно поддавливал эффект санкций за Крым, усиленный повсеместной вялостью и неуверенностью в завтрашнем дне. И в части градостроительных «веяний» все это проявлялось вполне отчетливо.

Кто-нибудь еще помнит, чем была наполнена повестка первой половины 10-х годов? Например, мэрия всерьез продвигала проект скоростного трамвая – ветка должна была соединить Северск с Томском и предопределить полное стирание существующих границ (вплоть до освоения пустующего участка между городами). Затем уже областные власти объявили о том, что Томск будет двигаться на запад – идея заключалась в создании «намывных» территорий правого берега Томи, на которых в итоге должен быть построен новый и крайне современный центр города.

Так как к 15 году все это потеряло и без того спорный смысл, речь зашла о более приземленных вещах – в частности, об альтернативе «Север – Юг», но уже без скоростных монорельсов и оазисов с небоскребами. Редакционный проект получился большим и растянутым по времени, то есть нам удалось опросить достаточно большое количество причастных к данной теме. В итоговые публикации попало далеко не все, при этом общий тон комментариев был достаточно монолитен – оба направления напичканы проблемами, но юг это совсем не вариант. Причины:

— там нет инженерных сетей (в советский период что-то такое пытались тянуть, но от этого остались лишь полусгнившие фундаменты), а строить новые – развяжется не только пупок;

— там нет ничего для детей, при этом попытка «освоить» сельские учреждения закончится понятными конфликтами;

— там нет дорог, и вообще уже на этапе строительства все встанет и умрет сначала на Степановке, а затем и в районе Богашевского тракта;

— там уже живут люди, которым не нужны «скворечники» под боком – зайти туда не получится, да и вообще потребитель пойдет сюда только за частным жильем.

В итоге все вышло несколько иначе, а в части решения транспортных вопросов именно наличие проектов комплексной застройки помогло привлечь сюда столь необходимое федеральное финансирование.

«В 2022-2023 годах власти Томской области подготовят проекты развязок, которые должны улучшить транспортную доступность в южной части Томска. В ближайшие годы на юге Томска должны появиться две развязки – на Транспортной площади и на трассе Томск-Аэропорт, на примыкании автомобильной дороги Томск-Аникино-Ярское. Кроме того, уже в этом году пройдет аукцион по выбору подрядчика для строительства Малого транспортного кольца на участке 0-5 км».

Вести-Томск, 28 мая 2022.

То есть в 2015 году можно было рвануть на себе рубаху и твердо заявить: «Мы будем мужественно ждать принятия генплана, постройки автобанов и школ, а также протягивания сразу нескольких линий водо-, тепло- и электроснабжения (чтобы была конкуренция поставщиков) – и до этого сюда не упадет ни один «жилой» кирпич, ибо все это бессмысленно». И в итоге не получить ничего, потому что именно так, к большому сожалению, пока что устроена наша градостроительная практика. Для того, чтобы получить средства на инфраструктурные проекты, той же федерации необходимо предъявить уже действующую стройку – так было с программой «Жилье для российской семьи», так устроен и актуальный ныне «Стимул».

Что же касается восточного направления, то с ним вся описанная выше история началась еще в нулевых. «Вы собираетесь строить нечто под названием «Солнечная долина»? Да кому это нужно, там всю жизнь был золоотвал, нет и не предвидится дорог, и вообще так называемые комплексные районы ушли в прошлое вместе с этим самым прошлым. Больше того, в этих краях уже живут люди, которые никогда не рассчитывали на такое соседство». В итоге крупнейший в современной истории Томска градостроительный проект уже состоялся, хотя – по самым разным причинам – завершать его придется уже после начала освоения супервосточного направления.

Очередную реинкарнацию стадии отрицания должна была подытожить экспертная дискуссия, организованная мэрией Томска и аккумулировавшая мнения профессионалов. Мы же позволили себе сделать ряд собственных выводов из сказанного за этим круглым столом.

Фото shutterstock.com

Подход

Рассуждения о том, что так называемое супервосточное направление было выбрано по принципу «хоть что-нибудь и неважно где», опровергаются довольно длительной историей вопроса. Само название родилось еще в советскую эпоху и было сформулировано проектировщиками, работавшими над долгосрочной перспективой развития города. В свое время (а споры вокруг проекта также возникли не вчера) этот момент породил даже нечто вроде теории заговора – дескать, в СССР слова супер не было, а если и было, то находилось под запретом из-за фильма про Супермена. То есть все это выдумано, поэтому и строить здесь ничего не надо.

Однако фактически стройкомплекс, застраивавший Каштак и районы Иркутского тракта, был обязан распланировать то, чем он займется потом – хотя бы просто для того, чтобы избежать простоев. То есть застройка этого района была признана целесообразной и даже необходимой еще во времена комплексного планирования развития территорий.

В новое время, наступившее после слома 90-х, город вернулся к освоению восточного направления.

Павел Семенюк, технический директор ТДСК

– Развитие Томска в восточном направлении предусмотрено многочисленными документами – в частности, речь идет о тех соглашениях, которые подписывали действующие губернаторы и градоначальники в 2008-м, 2015-м и 2018 годах. И предложенный нами проект является продолжением этой большой и планомерной работы. Он подтверждается и генеральным планом развития города.

Как было не раз упомянуто в ходе дискуссии, история с созданием конкретного проекта застройки этого участка длится уже более 10 лет. Например, существует проектное предложение, разработанное компанией известного томского архитектора Александра Скрипника – в итоге до этапа принятия соответствующего проекта планировки территории дело так и не дошло, и об этой коллизии мы еще поговорим. Кроме того, участники дискуссии ссылались на разработку новосибирской компании, которая также осталась на уровне проектного предложения.

То есть в сухом остатке мы имеем многолетнюю работу, основанную на документах регионального уровня, учете объективных факторов и усилиях сразу нескольких проектных команд. Поэтому и говорить о каком-то хаотическом наскоке, вызванном сиюминутными интересами, здесь точно не приходится.

Участок

В самой ТДСК запланированный к постройке комплекс предпочитают называть не микрорайоном, а жилой группой. Дело в том, что принадлежащий компании участок является лишь частью территории, именуемой «Супервостоком» – то есть пока речь идет о флагманском проекте, который в дальнейшем может вырасти во что-то большее (к примеру, до масштабов собственно микрорайона).

Территория, предназначенная под застройку, является достаточно компактной и явно недостаточной для заселения теми десятками тысяч «понаехавших», о которых принято говорить в сети. В текущих планах ТДСК значится строительство 17 жилых домов различной этажности для 5 200 новых жильцов. Первые этажи жилой группы изначально проектируются под размещение всех необходимых торговых и сервисных точек (включая аптеку, банковскую инфраструктуру и даже почтовое отделение), то есть район будет вполне автономен и даже отчасти замкнут в себе. Наименьшее расстояние до уже существующей малоэтажной застройки должно составить 92 метра – проектировщики считают это вполне достаточной для комфортности совместного проживания дистанцией.

Павел Семенюк, технический директор ТДСК

– Кто бы и что ни говорил, но Томск это отнюдь не маленький город, все-таки в нем проживает почти 600 тысяч жителей. И если речь идет именно о городе, а не о большой деревне, он должен иметь высокую плотность застройки, мы же пока отстаем в этом плане от других крупных сибирских городов. К примеру, территории, прилегающие к этому участку, имеют крайне низкую плотность – это значит, что использование городских земель на данной территории является неэффективным. На мой взгляд, с точки зрения градостроительства здесь есть над чем поработать, и наш проект весьма актуален в этом плане. Тем более, что проектируемая жилая группа уже прилегает к многоэтажной части города и вписывается в застройку «Солнечной долины», которая, как известно, пока еще не завершена.

Коллизия

Итак, речь идет о достаточно компактном решении, родившемся отнюдь не вчера и имеющем под собой вполне достаточные обоснования. Казалось бы, откуда мог взяться такой шум? На наш взгляд, причина заключается в следующем – на этот раз застройщик проявил упрямство и пошел против того, что можно назвать «теневым генпланом».

Как известно, существующий в Томске генплан уже давно считается провальным, неактуальным и даже мертворожденным. Нового документа все еще нет, поэтому город живет именно по «теневому генплану», в котором прописан всего один короткий пункт: «Не торопиться и ничего не трогать». Собственно говоря, такая осторожность (в чем-то даже вполне понятная) во многом и породила системный кризис жилищного строительства в областном центре.

По отношению к территории большого Супервостока это, судя по всему, проявилось в виде «заморозки» проектов планировки территории (ППТ). Как мы уже упоминали, как минимум один такой проект был завернут – причем в ходе дискуссии прозвучала опять-таки осторожная мысль о том, что «видимо, его все-таки надо было принять».

Зачем могла понадобиться подобная «заморозка»? В принципе это классический вариант постоянно откладываемого решения, принимать которое по каким-то причинам не хочется. Люди будут волноваться, от нас потребуются какие-то ресурсы – давайте лучше подождем, вы доработаете проект, а потом мы, скорее всего, подождем еще раз.

Наша версия заключается в том, что на этот раз застройщик поставил всех перед следующим фактом – вопрос пора решать и такая возможность у нас есть. Дело в том, что участок (не весь Супервосток, но наиболее перспективная его часть) находится в собственности ТДСК и уже подготовлен к строительству. А это значит, что собственник может реализовать свои права через проект застройки, то есть без утвержденного ППТ.

Конструктив

Здесь необходимо отметить тот факт, что за исключением активных противников проекта (которые пока не вписались в подобный поворот), все причастные заняли вполне конструктивную позицию.

Нарушитель спокойствия (то есть застройщик) компенсировал отсутствие ППТ сразу по двум направлениям. Во-первых, компания не стала отказываться от уже знакомых властям и экспертному сообществу решений.

Игорь Карпенко, главный архитектор ПКБ ТДСК

– Наши разработки основываются на выполненных ранее проектах. Это, к примеру, вариант застройки, выполненный проектным бюро Александра Скрипника. Напомню, что им была предложена квартальная схема застройки с разбивкой на отдельные кварталы и обеспечением всего района объектами соцкультбыта. При этом предложенная улично-дорожная сеть соответствовала проекту планировки магистральной УДС города Томска. В своем проекте застройки мы развили эту тему.

Напомним, что речь идет о части большого проекта, который «видимо, надо было принять».

Во-вторых, ТДСК вынесла свои решения на суд экспертного сообщества (хотя, по идее, могла бы этого и не делать).

Сергей Худяков, глава правления Томского отделения Союза архитекторов России

– Данное проектное решение мы рассматривали на экспертном совете, который собирается по инициативе заказчиков и проектировщиков. Учитывая то недовольство и те проблемы, которые были озвучены в СМИ, мы решили не просто вынести общий вердикт, но и предложить какие-то решения. И, судя по выступлению главного архитектора ТДСК, те же самые варианты организации транспортной сети были разработаны по итогам работы нашего экспертного сообщества.

Нюансы организации транспортных потоков внутри жилой группы и в ее окрестностях мы затрагивать не будем – частично этот вопрос уже осветили наши коллеги, ну а полноценный разбор проблемы требует отдельного материала. Главное заключается в том, что эксперты не увидели здесь чего-то критического, а власти заняли вполне взвешенную позицию, предполагающую реконструкцию дорожной сети восточной части города.

Сергей Чиков, и.о. начальника Департамента архитектуры и строительства Администрации города Томска

– Мы пошли по самому правильному пути – речь идет о подготовке проекта планировки и ПСД работ от улицы Энтузиастов до улицы Высоцкого и начале поэтапной реализации этого проекта. Если мы поймем, что денег на его софинансирование в областном бюджете нет, то проблему можно будет решить в локальном ключе – то есть разработать проект планировки от кольца на улице Ивановского через улицу Тургенева. Задача такая есть, и мы планируем изыскивать необходимые средства.

Общие выводы

Перед нами очередной пример подготовки большого проекта по комплексному освоению пустующих территорий.

В свое время для каждого из них находились эмоциональные контраргументы, однако в итоге дело заканчивалось их практическим опровержением.

Очередность «сначала дороги и прочая инфраструктура, а потом дома» не оспаривается никем и ничем, кроме существующего финансового уклада – и застройщики, и местные власти были бы только за. Между тем, денег на это (несмотря на положения, закрепленные в Градостроительном кодексе) для большей части страны не находится.

В результате решения о строительстве школ, поликлиник и дорог появляются после старта крупных (именно крупных, это важно) проектов.

Для того, чтобы раскачать власти (причем на всех уровнях плоть до профильных министерств) иногда необходимо принимать нестандартные решения.

Через несколько лет все это приходится повторять заново.

Компании:

Читайте также: