Государев заказ

Об областном государственном секторе в томской экономике.

Компании:

Изображение suwichan pralomram с сайта Pixabay

Вопрос о растущей доле госсектора в российской экономике и порождаемом ей «эффекте торможения» в ближайшем рассмотрении распадается на две части.

В первой «локализованы» крупнейшие отечественные компании с государственным участием. Это могут быть унитарные предприятия – к примеру, «Московский метрополитен» (выручка за 2017-й – 108 млрд рублей), ВГТРК (30 млрд) или же демонизированная «Почта России» (178 млрд). Или же известные всем акционерные монстры, 28 из которых вошли в Топ-100 рейтинга «Эксперт РА» за тот же 2017 год. Объединяет их одно – несмотря на регулярные и столь же стабильно вялые предложения о приватизации «чего-нибудь этакого большого», статус-кво никто пока всерьез нарушать не собирается. И это притом, что на упомянутые 28 компаний в 2017 году пришлось 50% от общей выручки всей «большой сотни».

Поэтому и очистительный пафос в духе «снизим долю госучастия в экономике к 2020 году!» приходится на сегмент небольших (прежде всего региональных) унитарных предприятий.

Согласно данным мартовского бюллетеня Аналитического центра при Правительстве РФ, посвященного госсектору в российской экономике, по состоянию на начало 2019 года в стране насчитывалось около 17 тысяч унитарных предприятий. Начиная с 2016 года, их число снижалось в среднем на 2,7 тысяч в год – при этом ежегодно регистрировалось порядка 600 новых предприятий. 28% их выручки в 2017 году приходилось на 10 крупнейших организаций – вроде той же «Почты России» или Петербургского водоканала. При этом для 8,3 тысяч подобных организаций объем выручки не превысил 120 млн рублей.

«В настоящее время, по данным СПАРК, доля унитарных предприятий в общем количестве организаций в России составляет порядка 0,3%, а по размеру выручки большинство могли бы быть отнесены к микропредприятиям».

Источник – Бюллетень о развитии конкуренции АЦ при Правительстве РФ, март 2019.

Искомое зло, взятое в масштабах страны, оказалось довольно игрушечным, однако и священной борьбы с ним никто не отменял. В частности, крайне живуч тезис о том, что наличие госсектора (не муниципального, это отдельная и крайне печальная тема) в региональных экономиках существенно подрывает конкурентные возможности в ряде отраслей. Более того, в результате «не так работает» и специально выстроенный механизм закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

«На отдельных конкурентных рынках наблюдается высокая доля государственных и муниципальных закупок, где унитарные предприятия выступают в качестве поставщиков: закупки услуг транспорта и складского хозяйства (доля в общем объеме заключенных контрактов по стоимости – 15%), услуг в области информации и связи (5,0%) и строительных работ (4,5%) и другие.

Значительная часть госзакупок распределяется среди компаний с государственным участием, что приводит к снижению их потенциала как института развития. В рамках закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с 44- ФЗ минимальная оценка доли поставщиков из числа госкомпаний в 2015-2018 годах составила от 23 до 28% в стоимостном выражении».

Источник – Бюллетень о развитии конкуренции АЦ при Правительстве РФ, март 2019.

Справедливости ради отмечается и тот факт, что самые большие объемы по контрактам в рамках 44-ФЗ за 2018 год пришлись на сферу оказания финансовых и страховых услуг – около 77% этого объема в стоимостном выражении пришлось на госбанки.

То есть выяснилось, что государство предпочитает заказывать у себя любимого, отбирая как бы предназначенные частным организациям «куски» дефицитного ныне спроса.

Итак, в середине июня в Законодательную думу Томской области был направлен отчет о деятельности областных государственных унитарных предприятий (ОГУП) за 2018 год. Из него следует, что по состоянию на начало 2018 года государственный сектор областной экономики был представлен пятью ОГУП, два из которых имели 13 обособленных подразделений без образования юридического лица.

«Империей неэффективного зла» такое назвать затруднительно, однако, исходя из общего тренда, одно из них было лишено статуса ОГУП. Речь идет о «Томском областном центре технической инвентаризации», решение о реорганизации которого было принято областной администрацией еще в июне 2017 года. Контору перевели в статус областного государственного бюджетного учреждения (ОГБУ) и переименовали в «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ 10 января 2018 года. В результате область получила более позитивную аббревиатуру (ОГБУ ТОЦИК) и, вероятно, расцвет конкуренции на ниве кадастровых и связанных с ними услуг.

Еще один «душитель рыночных свобод» сам находится в весьма придушенном состоянии. ОГУП «Первомайское ДРСУ» (на всякий случай – дорожное ремонтно-строительное управление) было признано банкротом с открытием конкурсного производства еще в 2015 году. В мае этого года областной арбитражный суд продлил конкурсное производство на срок до 4 октября, и, скорее всего, сделал это не в последний раз.

Итого фактически на плаву остается три ОГУП – два ДРСУ («Областное» и «Кожевниковское»), а также «Областной аптечный склад».

«Суммарная выручка от реализации товаров (работ, услуг) трех действующих областных государственных унитарных предприятий, осуществлявших в 2018 году финансово-хозяйственную деятельность, составила 2 412 685 тыс руб., что на 0,2% выше значения показателя четырех действовавших областных государственных унитарных предприятий (с учетом ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации) за 2017 год (2 408 066 тыс руб.). Плановое задание составляло 2 062 293 тыс. руб.; план выполнен на 117,0%.

При этом на двух предприятиях объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) в 2018 году относительно показателя 2017 года увеличился:

ОГУП «Кожевниковское ДРСУ» на 5,7% и составил 126 298 тыс руб. (размер выручки за 2017 год 119 432 тыс руб.),

ОГУП «Областной аптечный склад» на 20,8% и составил 625 705 тыс руб. (размер выручки за 2017 год 517 963 тыс руб.);

на одном предприятии уменьшился: ГУП ТО «Областное ДРСУ» на 5,3% и составил 1 660 682 тыс руб. (размер выручки за 2017 год 1 753 189 тыс руб.).

Кроме того, 10.01.2018 из состава областных государственных унитарных предприятий исключено ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» (выручка за 2017 год составила 17 482 тыс руб.).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), приходящаяся в среднем на одно областное государственное унитарное предприятие, в 2018 году составила 804 228 тыс руб., что на 33,6 % выше уровня 2017 года (602 017 тыс руб.)».

Источник – Отчет о деятельности областных государственных предприятий Томской области за 2018 год.

Все три предприятия по итогам года получили чистую прибыль. «Областное ДРСУ» – 21,2 млн рублей (в 3,4 раза выше планового значения), «Кожевниковское ДРСУ» – 10,9 млн рублей (в 1,6 раза), «Областной аптечный склад» 1,2 млн рублей (54,4% от плана).

При этом плановая недостача в деятельности аптечной организации уже проанализирована:

«Следует отметить снижение уровня конкурентоспособности ОГУП «Областной аптечный склад», что связано с открытием в 2015-2018 гг. на территории Томской области многочисленных аптек-дискаунтеров (федеральные аптечные сети), которые предлагают в розницу лекарственные препараты по более низким ценам.

Руководством предприятия в настоящее время проводится оптимизация организационной структуры: в 2018 году закрыт филиал «Губернская аптека», расположенный по адресу: Томск, ул. Обручева, 6; в декабре 2018 года принято решение о закрытии филиалов «Губернская аптека», расположенных по адресам: Томск, ул. Учебная, 38; Северск, ул. Славского, д. 16.

Одновременно ОГУП «Областной аптечный склад» совместно с Департаментом здравоохранения Томской области рассматривается вопрос об открытии в 2019 году двух филиалов: в п. Зональная Станция Томского района и в помещении центра амбулаторного диализа ООО «Нефролайн Томск» по адресу: Томск, ул. Ивана Черных, 94».

То есть выясняется, что вопрос о том, кто кого конкурентно давит, может работать в обе стороны.

Часть прибыли ОГУП, подлежащая перечислению в областной бюджет, по итогам 2018 года составила 22 млн рублей (в 3,3 раза больше, чем в 2017). Платежи в бюджет и внебюджетные фонды по налогам и сборам в среднем на одно предприятие составили 123,1 млн рублей, что на 44,8% больше, чем годом ранее.

Здесь, разумеется, можно привести аргумент по поводу того, что те же дорожники получили свою прибыль, осваивая, прежде всего, государственные средства (в том числе – деньги областного бюджета), выделенные на ремонт и строительство дорог. То есть рубли как бы просто перекочевали из одного госкармана в другой. Однако, во-первых, часть из них являлась деньгами федеральными. Во-вторых, результатом их освоения стало некое качество (хочется верить, что должное) отремонтированных и кое-где новых дорог. Ну и в третьих их можно было освоить с убытками.

«ОГКУ «Томскавтодор» признало несостоявшимся аукцион на реконструкцию 15 км автодороги Могильный Мыс Парабель Каргасок в Томской области, поскольку на него была подана лишь одна заявка, следует из данных системы «СПАРК-Маркетинг».

Заявку на участие в тендере подало ГУП «Областное ДРСУ», комиссия признала эту заявку соответствующей требованиям аукционной документации. В связи с этим контракт будет заключен с единственным участником торгов, однако итоговая сумма контракта не указана. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 410,066 млн рублей.

Источник – «Интерфакс», 8 июля 2019

Выходит так, что не спешат конкуренты бороться за этот заказ, далеко, наверное, и не совсем выгодно. А дорогу ремонтировать надо, пускай и с «порчей» статистики по доле госсектора в госконтрактах.

Впрочем, судя по всему, история с ОГУП в ближайшем будущем может закончиться победой формального подхода к развитию конкуренции. На это, конечно, уйдет какое-то количество денег, связанных с перерегистрацией и прочей бумажной волокитой, но правда ведь выше всех этих мелочей, не так ли?

«Вместе с тем при определении перспектив деятельности областных государственных унитарных предприятий следует иметь в виду, что Государственной Думой РФ в первом чтении принят законопроект, предусматривающий реорганизацию либо ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий в срок до 01.01.2020 (в конечном варианте закона срок может быть увеличен).

Учитывая, что ГУП ТО «Областное ДРСУ» и ОГУП «Кожевниковское ДРСУ» работают на развитом рынке товаров и услуг, они могут продолжать существовать в форме коммерческого предприятия, в том числе хозяйственного общества с государственным участием Томской области.

Поскольку ОГУП «Областной аптечный склад» осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, которую могут выполнять государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, в дальнейшем данное предприятие может быть преобразовано в областное государственное учреждение».

Компании:

Читайте также: