Это вам не в булочную

Томский предприниматель Вадим Лобатенко создает в городе сервис по сопровождению детей.

Компании:

Поскреби любого из нас и почти каждый скажет – вот я-то в детстве был ууу. Сам везде ходил, родителей не беспокоил и вообще был жуть каким самостоятельным. И почти у каждого, рассуждающего подобным образом, уже есть дети, которым никто не собирается предоставлять ту же самую степень самостоятельности.

Не те времена (хотя какими они были, к примеру, в 90-е?), другие расстояния (в общем-то, те же самые), изменившиеся люди (то есть мы с вами в качестве взрослых), ускорившийся темп жизни и многое прочее.

Факт заключается в том, что нынешние дети вынуждены перемещаться по городу несколько активнее нас с вами ***дцать лет назад. И для многих это является большой и даже неразрешимой проблемой.

– Вадим, откуда и как все это взялось?

– Идея в ее законченном виде – от мотивационной основы до модели конечного продукта – формировалась достаточно долго. Вообще, в бизнесе я с 2005 года – по большей части речь шла о компаниях, специализировавшихся на торговле и строительных работах. Масштабы были небольшими, однако все это приносило относительно легкий заработок. Проблема (по крайней мере, лично для меня) заключалась в том, что помимо денег бизнес должен приносить что-то еще, для простоты назовем это развитием.

Так вот, с годами у меня сложилось четкое понимание того, что в этих нишах развиваться я уже не буду. Что мне уже попросту неинтересно, а потому нужно что-то срочно менять – найти интересный, уникальный для Томска и при этом действительно полезный обществу проект.

В общем и целом на «поиски себя» ушло почти два года. Я пробовал различные направления, открывал бизнесы, выходил на какие-то результаты (не всегда положительные), и понимал – это тоже не мое.

И здесь во многом помог случай. Однажды я забирал дочь из детского сада и стал свидетелем разговора двух мам – ребенок одной из них уже пошел в первый класс, а она зашла, что называется, проведать и поделиться новым опытом. Из беседы выяснилось, что все бы хорошо, но есть одна большая проблема (точнее сразу несколько однотипных и при этом повседневных проблем): теперь у ребенка появился довольно четкий и сложный в пространственном отношении распорядок.

То есть в сад вполне можно было опоздать или прийти заметно раньше, ну и забирать ребенка нужно было вечером. В школу опаздывать уже нельзя, забирать нужно днем, а затем (чуть позднее) везти на кружок, в спортивную секцию, занятия в школе искусств – и там тоже есть строгое расписание. В результате родителям приходится опаздывать самим, постоянно отпрашиваться с работы, придумывать другие варианты, тратить на это нервы и драгоценное время.

– Ситуация, вроде бы, вполне обыденная по нынешним временам.

– Очень может быть, но меня это зацепило сразу – хотя бы потому, что моя дочь вскоре должна была пойти в первый класс и передо мной вставали те же самые вопросы. Кто и как будет возить её на занятия? И если это будем не мы с женой, то где можно найти человека, которому можно будет полностью довериться?

Я приехал домой и принялся искать в сети уже имеющиеся варианты. Затем начал общаться на эту тему со своими знакомыми, изучать различные форумы и отзывы. Выяснилось, что потребность в качественных услугах по сопровождению детей у нас никак не удовлетворена, хотя спрос на нее достаточно большой.

– Опирался при этом на чей-нибудь опыт?

Скажем так – в Москве и Новосибирске люди работают с этой услугой уже не один год, и у них весьма неплохо получается. Другое дело, что на рынке сложилась заметная разница в подходах. К примеру, в Москве есть один уровень, на который я и стараюсь ориентироваться. В Сибири этот уровень несколько другой, здесь компании выстроены по «домашнему» типу – у них все просто, нет ничего «лишнего» в плане развития и усложнения услуг. Дескать, вот мы нашли водителя, он возит определенного ребенка, так зачем придумывать что-то еще?

– Если это действительно перспективная ниша, в ней уже должны присутствовать как минимум крупные и всем известные «таксомоторные» агрегаторы. Не боишься опоздать?

– Здесь, в первую очередь, нужно задаться вопросом, что такое такси и кто в нем работает. В лучшем случае это просто случайные люди, в массе – не очень ответственные и опрятные, про граждан с криминальным прошлым я уже не говорю. И в этом смысле такси для многих это определенный ярлык, от которого я хочу максимальным образом дистанцироваться.

При работе с детьми нет места случайностям. В частности, и я, и мои клиенты должны иметь точную информацию о работнике – каково его прошлое, чем он живет сейчас, что происходит у него в голове и так далее. То есть при дальнейшем наборе персонала будет осуществляться весьма жесткий отбор.

Второй момент – такси занимается банальными перевозками из точки А в точку Б. Мы же оказываем целый комплекс услуг. К примеру, забирая ребенка с тренировки, сопровождающий помогает ему собраться, одеться, донести до машины его вещи. Далее ребенка усаживают в подходящее ему по возрасту кресло, пристегивают, если это нужно – развлекают в дороге, довозят до дома и передают непосредственно в руки родителям, бабушке или еще кому-то из домашних. Кроме того, сопровождающий может высылать родителям фотографии ребенка на различных этапах своей работы или же организовать прямую видеотрансляцию – технических проблем с этим сегодня нет.

То есть здесь выстраивается четкая цепочка, внутри которой ребенок ни секунды не предоставлен самому себе: его принимают у одного взрослого и передают другому взрослому, и все это время он находится под тщательным присмотром. Ну а безопасное перемещение из точки А в точку Б здесь подразумевается само по себе, это базовая составляющая стандарта услуги.

– Но если от чего-то максимально дистанцироваться, то в итоге придется к чему-то приблизиться. Разве не так?

– По сути, это альтернатива профессиональному шоферу, которого семья нанимает на полный день. Вы знакомитесь с уже проверенным нами человеком, затем одобряете его кандидатуру или просите подыскать другого, составляете нужный вам график, заключаете договор и получаете комплекс прописанных в нем услуг. Разница с наемным шофером заключается в меньших затратах – хотя и тут все, конечно же, зависит от объема потребностей. Дело в том, что нанимая водителя, вы должны обеспечить ему хорошую зарплату, либо предоставить автомобиль, ну и проверить его, опираясь на собственные ресурсы. В нашем случае клиент платит только за оказанные ему услуги.

Для того, чтобы найти подходящего сотрудника, нужно по-настоящему потрудиться – приложить усердие, деньги, время и даже смекалку. В настоящее время я работаю сам, со мной работают еще несколько человек, это мои друзья, которых я хорошо знаю и в которых полностью уверен. Пока что развитие идет по линии сарафанного радио: кто-то попробовал, оценил, посоветовал своим знакомым. То есть работы хватает, но в планах, конечно же, и другие масштабы, и другой уровень организации бизнеса. С механиком, врачом, психологом, диспетчером и так далее.

– Выходит, что конкурентов на местном рынке пока нет?

– На сегодняшний день в Томске я такой один, то есть подобные услуги в полном их объеме здесь не предлагает никто. Есть услуги няни с автомобилем по такой же примерно цене, но тут сразу же возникает вопрос о квалификации, безопасности и контроле.

Да, как няня она может быть хорошим специалистом. А как водитель? Речь ведь идет о целом комплексе услуг, поэтому один и тот же человек должен сочетать в себе самые разнообразные навыки. Вы знаете, как эта няня водит и обслуживает свой автомобиль? И какая у нее статистика по авариям? А ее работодатель знает? Думаю, что вряд ли кто-то за этим по-настоящему следит.

Это должен быть семейный человек, совсем необязательно женщина. Наверное, такой подход не вполне справедлив, но у нас многие весьма осторожно относятся к женщинам за рулем. А еще у него обязательно должны быть дети – это совсем другая степень ответственности за маленьких подопечных. Я знаю это по себе. У меня есть ребенок, и ту же самую меру ответственности я проецирую на детей, с которыми сейчас работаю.

Кандидаты, как я уже говорил, будут проходить тщательный отбор. Мы изучим их прошлое, настоящее, актуальные навыки, с ними будет работать психолог – то есть происходящее с человеком за пределами анкет меня тоже очень сильно интересует. Я не возьму на работу с детьми человека, которому не доверяю на все сто процентов.

– Что с ценовой политикой? Как-то обсчитывал местный рынок?

– Я не теоретик – привык все решать на практике и видеть результат своими глазами. То есть высчитывать заранее ты можешь все что угодно, но на выходе – с большой степенью вероятности – получишь нечто другое. И это не с потолка, я в бизнесе уже много лет. Здесь есть определенные издержки и есть определенные потребительские предпочтения, факт в том, что качественная и комплексная услуга всегда будет стоить дороже «просто поездки». Ну а про разноплановую ценовую политику можно будет говорить при стабильном клиентском потоке. Думаю, что это вопрос нескольких месяцев.

Фотографии предоставлены Вадимом Лобатенко

Компании:

Читайте также: