2019. Импорт и экспорт

Органика торжествует.

Компании:

Весной 2012 года на «гребне» очередного потепления в экономике Владимир Путин разразился знаменитым спичем про галоши. Свежеизбранный Президент, следуя протоколу, должен был посетить Думу и поделиться с ней видением того, откуда и куда он поведет страну (к слову говоря, днем ранее им были подписаны знаменитые «майские указы) – в Думе его спросили об экономических делах и все еще актуальном на тот момент кризисе 2008-2009 годов.

Глубину российского варианта этого кризиса Путин объяснил однобокостью экономики, доставшейся в наследство от СССР – дескать, только и делали, что клепали никому не нужные галоши, вот и заложили очередную мину в фундамент постсоветского развития.

На самом деле СССР экспортировал в основном галоши в Среднюю Азию (к примеру, в тот же Афганистан) – там «классические» галоши с красной подкладкой ценятся до сих пор. Однако поток этот сформировался еще до революции, а «никому не нужную обувь» делали не где-нибудь, а в столичном Петербурге.

«В январе-ноябре 2018 года Томская область стала лидером среди субъектов РФ, экспортирующих водонепроницаемую обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы.

На долю региона пришлось 32,7% в общероссийском экспорте данной продукции. Вторую строчку рейтинга занимает Московская область (15,7%).

Экспорт водонепроницаемой обуви с подошвой и с верхом из резины или пластмассы из Томской области составил $2,94 млн в количестве 1 410 291 пары. При этом в стоимостном выражении объем экспорта сократился на 0,5%, в количественном – напротив увеличился на 8,2%.

В основном Томская область осуществляла экспортные поставки водонепроницаемой обуви в Киргизию (70,6%), Казахстан (25,1%), Узбекистан (4%) и на Украину (0,3%)».

Портал «Экспортеры России», январь 2019-го.

Фото: galoshi.org.ua

Почти три миллиона долларов – и речь идет, прежде всего, именно о тех самых галошах «азиатского фасона». К примеру, по данным аналитического портала Российского экспортного центра, объем регионального экспорта услуг за 2018 год составил немногим более 300 млн рублей – при этом в их число входят и IT-услуги, и сектор технологических разработок, и даже медицина. То есть все скопом было оценено в сумму около 5 млн долларов. Регион объявлен технологически развитым, сектор получает довольно внятную господдержку, однако итоговое соотношение экспортной выручки от галош и «постиндустриального продукта» все же не впечатляет. Быть может, проблему нужно искать не только в далеком прошлом?

По итогам первых шести месяцев 2019 года структура товарного экспорта Томской области выглядела так.

Древесина и изделия из нее занимали 60% (прирост на 3,4%) от общего стоимостного объема поставок за рубеж. Вкупе с продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, занявшими 6,7% от общего пирога, на долю томской «органики» (дерево + еда) пришлось около 70% всей экспортной выручки. При этом стоимость вывезенного продовольствия в годовом выражении увеличилась сразу на 49,3% – вот вам и технологический центр, и рискованное земледелие в одном флаконе.

Так называемые минеральные продукты (обобщенно нефть) в структуре регионального экспорта заняли 16,4%. Снижение стоимости перекачанного составило 27,4% – сократились и объемы добычи, и цена на нефть марки Urals.

Химпром, некогда числившийся в лидерах, занял всего 4,3% со снижением внутреннего показателя на 5,8% – здесь, прежде всего, сказалось двукратное сокращение поставок метанола, а также снижение объемов вывоза сывороток и вакцин.

Машиностроительная продукция, в которую записали и электронные изделия, заняла в общей структуре почетное третье место (9,6%). Снижение общей выручки при этом составило почти 20% – статистику «подвела» та самая электроника.

«До конца 2019 года текущие тенденции сохранятся и внешнеторговый оборот Томской области составит по оценке 679,3 млн. долл. США или 105,1% к уровню 2018 года, что выше, чем заложено в государственной программе «Улучшение инвестиционного климата и укрепление международных и межрегиональных связей Томской области» – 103,4%. Экспорт составит 322,3 млн долл. США или 100,4% к уровню 2018 года».

Администрация Томской области.

Постепенный переход региона в статус «деревянного сердца России», обязывает подробнее остановиться на теме экспорта древесины. В марте губернатор Иркутской области Сергей Левченко (недавно снят со своего поста) поднял проблему вывоза необработанной древесины. В частности, он предложил – а открытое письмо было направлено непосредственно Президенту – повысить экспортные пошлины на грубообработанные лесоматериалы.

Не вдаваясь в подробности, проблему можно описать так – граждане, стремящиеся уйти от фактически заградительных пошлин на вывоз «кругляка», подвергают его так называемой грубой обработке. После чего оформляют все это в качестве обработанной древесины (вплоть до пиломатериалов) и спокойно вывозят за рубеж. К примеру, в Томской области принято акцентировать внимание на том, что экспорт «кругляка» составляет всего 0,2%, все остальное считается «продуктом переработки».

Photo by Nicola Pavan on Unsplash

«Минпромторг РФ выступает против повышения экспортных пошлин на пиломатериалы, проблема заключается в контроле экспортного декларирования, заявили ТАСС в пресс-службе министерства со ссылкой на слова замглавы министерства Виктора Евтухова…

По мнению ведомства, основной причиной «перетока» грубо окантованных лесоматериалов при экспорте из товарной позиции «необработанные лесоматериалы» в позицию «пиломатериалы» является недостаток администрирования при контроле декларирования этого товара на экспорт.

На грубообработанную древесину действует экспортная пошлина в размере от 10 до 80%, но не менее €55,2 за 1 куб. м, а также установлены тарифные квоты».

ТАСС, октябрь 2019-го.

Собственно говоря, именно в этой «вилке» 10-80% и кроется вполне понятный соблазн. И укрощать его должны те же самые структуры регионального уровня, которые отчего-то не справлялись с этим ранее. С этой точки зрения год для экспортеров леса вышел хотя и нервным, но в итоге вполне благополучным.

Так, в августе глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин заявил о возможности полной приостановки экспорта российского леса в Китай. Долгая дискуссия о том, «гробят ли китайцы сибирский лес», была подытожена таким вот нехитрым образом – оказалось, что все-таки гробят. В саму перспективу такого запрета, впрочем, не поверил никто, и в первую очередь, не поверили в нее китайцы.

Между тем, к 2019 году основные объемы томского лесного экспорта сменили свое направление – с Китая на Узбекистан. В самом Узбекистане это объяснят общим экономическим ростом и связанными с этим растущими объемами строительства. Вот и журнал The Economist объявил республику страной года, имея в виду некие демократические и рыночные реформы. Согласно официальным данным, ВВП Узбекистана за 2019 год должен прирасти на 5,5% (в 2018-м – 5,1%), а рост капитальных вложений в экономику на 28,6%. Для томских экспортеров – и не только леса – это, безусловно, позитивные новости.

«В первом полугодии 2019 года объем импорта составил 189,9 млн долл. США и вырос на 49,6%. Доля импорта за январь-июнь 2019 года увеличилась до 55,8% (соответствующий период 2018 года 44,7%).

Товарная структура импорта Томской области выглядит следующим образом:

— продукция химической промышленности доля 61,8% (рост в 2,3 раза до 117,4 млн долл. США в связи с увеличением ввоза продуктов неорганической химии и фармпрепаратов);

— продовольственные товары и сырье 25,2% (снижение на 3,6% до 47,9 млн долл. США за счет уменьшения ввоза какао-пасты и порошка, морепродуктов и некоторых видов фруктов и овощей);

— продукция машиностроения 10% (сокращение на 5,5% до 18,9 млн долл. США в связи со снижением импорта машин и механических устройств, аппаратуры для передачи данных).

Импорт составит 357 млн долл. США или 109,7% к уровню 2018 года».

Администрация Томской области.

Где-то явно не задалось импортозамещение (там объемы ввозной продукции растут), где-то (как в той же «кондитерке») снижаются объемы завязанного на импорт производства, для каких-то отраслей покупка зарубежного оборудования остается малодоступной по цене.

Изображение: www.краеведческий-музей.рф

Звали его Владимир Владимирович Маяковский. Поэт активно участвовал в рекламной кампании, продвигающей продукцию советских изделий из резины. Как сказали бы сейчас – разрабатывал концепции и слоганы для плакатов.

«Резинотрест –

защитник в дождь и слякоть.

Без галош

Европе –

сидеть и плакать».

В. Маяковский, 1923 год.

Компании:

Читайте также: