Болевая точка

К вопросу о пространственном развитии Сибири и города Томска.

Компании:

Фото Администрации ТО

Инициатива министра обороны Сергея Шойгу о создании в Сибири новых городских центров, опирающихся на производственную экономику, породила множество разноплановых возмущений. При этом слово возмущение употреблено здесь не в эмоциональном, а именно что физическом смысле – подзабытая уже тема «как нам обустроить что-нибудь» срезонировала в самых разных средах и отдельных умах. Вопрос – при всем предвыборном контексте инициативы – оказался вполне актуальным и востребованным.

Первый и наиболее пенистый слой реакции на предложение Шойгу можно назвать клюквенным – настолько мощно он замешан на политических штампах и карикатурных представлениях о Сибири. В этой вселенной Омск является порталом в полную пустоту; Томск выступает его полуастральным дублером, плавающим по радиоактивным болотам на механическом ките; а еще где-то рядом есть Иркутск, в который можно передать посылочку через тех, кто зачем-то едет в Барнаул (который, как известно, является столицей мира).

В представлениях этих людей – как правило, уже проделавших спасительный маршрут из условного Брянска в какой-нибудь московский гуманитарный центр по анализу всего и вся – предложение Шойгу является «очевидным бредом». Во-первых, потому что власть продуцирует один лишь бред – сомнение в этом считается мыслепреступлением. Во-вторых, это очень напоминает советскую практику, что опять же недопустимо по принципиальным соображениям. В третьих, гражданам, оставившим родной Брянск, процесс «сжатия» и опустения территорий кажется вполне естественным. А потому они не видят никакого смысла терять время в «этой вашей безжизненной Сибири» – ведь их угасающая малая родина в их же клюквенном представлении о мире является самым настоящим раем в сравнении с Новосибирском или Кемерова. Смягчить процесс оттока населения и неизбежного сжатия зон расселения – это еще туда-сюда, но противиться ему…

Кстати говоря, Томску в подобных рассуждениях иногда даже выдаются комплименты. Пускай и достаточно специфичного характера.

– В Сибири было несколько потрясающих историй. В первую очередь это Томск и его скопление сильных университетов. Они котируются на международном рынке, пусть прежде всего и среди азиатских стран. Это город, который производит кучу образованного народа, – его университеты успешно встроились в российские корпоративные сети найма и миграции. В нулевые годы в Томске нарождалась вполне себе инновационная среда, возникали небольшие технологические стартапчики. Но в нулевые сфера стартапов не была так сильно зарегулирована. Поддержите вот это, у вас есть странный расположенный просто в небытии инновационный центр!

Руслан Дохов, экономгеограф, преподаватель МГУ и ВШЭ. «Медуза» (СМИ-иноагент), 6 сентября 2021.

Итак, сфера стартапов, оказывается, сильно зарегулирована, «стартапчики» у нас возникали исключительно в нулевые, и вообще мы странные и расположены в небытии. Но нас при этом нужно поддержать, хотя как и в чем именно – непонятно. Понятно лишь то, что такого рода рекомендации вряд ли впечатлят ответственных лиц.

Второй слой содержит привычные намеки на то, что все уже давно тщательно продумано, спланировано и до поры скрывалось от благодарного народа в самых благих целях.

«Мегапроект, рабочее название которому можно дать «Кузбасс – Баренцево море». Несмотря на то, что информация о нем иногда артикулировалась, широкую известность не приобрел. Но строительство железнодорожной инфраструктуры позволит вывозить уголь из Кузбасса через Северный ледовитый океан, расстояние до которого в 1,5 раза короче, чем до портов Тихого океана. Для реализации проекта необходимо построить:

– Белый Яр (Томская область) – Нижневартовск (ХМАО);

– Надым – Салехард (это Северный широтный ход);

– Усинск (?) – Индига. Почему под вопросом, т.к. вариантов несколько, можно и от Сыктывкара;

– Порт Индига.

Проект амбициозный и сложный. Но его реализация позволит организовать экспорт угля не через БАМ и Транссиб, а совершенно в ином направлении, что обеспечит разгрузку Восточного полигона для более дорогих грузов. О стоимости говорить пока не приходится. Путин полностью поддержал проект и отдал его на глубокую разработку. Надеемся, реализация проекта начнется незамедлительно, т.к. у нас осталось не так много времени, чтобы монетизировать наши огромные запасы угля».

Клуб Двинского, «Мегапроект, о котором мы не знали», 4 сентября 2021.

О том, какое количество времени и ресурсов ушло на создание однопутной железнодорожной ветки от Асина до Белого Яра, авторы, наверное, не знают. И это при том, что к северу от Белого Яра начинаются фундаментально заповедные места, отчасти схожие с фэнтезийными представлениями экспертов ВШЭ.

Впрочем, кого это может смутить или по-настоящему покоробить? У нас ведь будет долгожданная транзитная ветка, на которую можно посадить проект по добыче бакчарской руды (куда без нее) и лесной экспорт вкупе с продукцией нефтехимии, а также аккумулируемыми по всему руслу железнодорожной артерии дикоросами. Как видите, мечтать и мысленно управлять мегапроектами совсем не трудно.

В третьем слое предсказуемо завелись сторонники теории перемещения кроватей, то бишь административных границ сибирских регионов. Давняя забава, подробный разбор которой мы учинили несколько лет тому назад, была спешно вынута из «невестиного сундучка» и развернута на манер павлиньего хвоста.

Легкий намек на федеральные вливания уже породил слухи о возможном объединении Хакасии, Тувы и юга Красноярского края. Вслед за этим в ход пошли прочие части набора диванных аппликаций «Собери Сибирь на свой вкус». То есть некоторые до сих пор уверены в том, что административная реформа по слиянию и поглощению регионов действительно может повлиять на что-то, кроме экономии средств, распределяемых федеральными ведомствами. И ведомствам это, понятное дело, выгодно (и то до поры), а вы то куда?

На четвертом уровне инициатива Шойгу оценивается двояко. С одной стороны, внимание властей к проблемам депопуляции Сибири и отсутствию реальных прорывных проектов считается однозначно позитивным и столь же однозначно запоздавшим. С другой, министра обороны критикуют за условную любовь к чистому полю – хотя тот же заброшенный Электроград крайне трудно обвинить в полной бесплотности. В итоге Шойгу пеняют на то, что усилия и опеку (раз уж так накипело) нужно подарить уже существующим и явно недолюбленным еще с советских времен городам.

Радетелям «старины» отвечают в духе того, что эти города вполне могут (да и должны, по идее) самостоятельно конкурировать за миграционные потоки. Это, в конце концов, заставляет местные власти хоть как-то шевелиться, да и вообще стимулирует живительную конкуренцию между регионами.

Кроме того, тот же самый Новосибирск обвиняют в неспособности переварить уже существующий приток населения – город, бурно и хаотично росший во второй половине прошлого века, уже парализован автомобильными пробками. В Красноярске нечем дышать и вообще «небо черное». Кемерово и Новокузнецк безнадежно застряли в «неуклонно теряющей маржинальность индустриальной ловушке, отпугивающей молодежь». Омск депрессивен, Барнаул – столица мира. Ну и наконец, в Томске негде работать и нет свободной земли.

Мы будто бы находимся на обочине закольцованного аналога многострадальной Левобережной дороги. В свое время ее странное полусуществование объяснялось тем, что Москва вдруг решила дать денег, но нам нечего было предложить взамен – из всех профильных проектов развития в более или менее подготовленном бумажном виде существовал только этот. Сейчас мы – точнее многие из нас – склонны жаловаться на то, что деньги вместе с прочим вниманием уходят мимо, хотя у нас во дворе та же самая Сибирь.

И вот на этом самом месте возникает множество неудобных вопросов.  Что мы можем предложить этим самым уплывающим деньгам? Неумение и нежелание разобраться с земельным вопросом? Отсутствие внятного понимания того, как и зачем мы будем развиваться вне достаточно ограниченной по потенциалу темы со студентами? Давайте хотя бы на минуту представим себе нечто вполне возможное – вот наладит кто-нибудь умный и модный полноценный формат обучения в онлайне, и что нам делать в этом козырном случае? Где наш запасной вариант, если он вообще возможен? И как мы можем доказать свою состоятельность в том, что касается вопросов обращения с пространственными ресурсами?

Об одной из самых актуальных тем беседуем с учеными, предпринимателями, проектировщиками, политиками, представителями томских вузов и вообще всеми, у кого есть содержательное мнение на этот счет.

Компании:

Читайте также: