Ягодный ресурс региональной экономики

В Томске идёт активное обсуждение масштабного проекта промышленного культивирования дикоросов.

Компании:

Новость о проекте промышленного культивирования лесных ягод, вышедшая в свет 1 ноября 2018 года на телеканале «Томское время».


«Проект промышленного культивирования сибирских лесных ягод, инициированный группой компаний «ТИСК» и ТГУ, очень амбициозен. У него, как и у всех амбициозных проектов, есть только два пути. Или он умрёт, не родившись, либо станет великим».
Виктор Альт, академик Российской академии наук, профессор Новосибирского государственного аграрного университета.

Популярность экопродуктов в последние годы набирает обороты – потребители стремятся покупать натуральную еду и напитки, пользоваться природной косметикой и лекарственными средствами. И в ближайшей перспективе эта тенденция будет только возрастать. Сибирь в этом смысле – настоящая кладовая для здоровья, однако, наши прилавки заполнены импортными товарами, за которые мы готовы платить немалые деньги. Изучая томский продуктовый рынок, эксперты, например, пришли к выводу, что здесь неплохо продается ягода из других регионов России и дальнего зарубежья, а своей, томской – почти нет. Между тем, в Томском районе сложились оптимальные возможности для промышленного выращивания разных сортов ягоды, которые сегодня можно использовать с пользой для областного бюджета.

Вместо импорта – своя

Инициатор масштабного инвестиционного проекта, руководитель ООО «Управляющая Компания ТИСК» Александр Беляев, рассказывает, что идея родилась из беседы со специалистами администрации Томского района. Дело в том, что в районе преобладают кислые почвы, которые максимально подходят для культивирования диких ягод. Проработав эту тему с сотрудниками и магистрантами Экономического института ТГУ, предприниматели увидели, что рентабельность ягодного производства, при применении современных методов механизации сельского хозяйства, может быть очень высокой.

– Мы изначально говорим о выращивании ягоды в промышленных масштабах. Настоящая сибирская ягода будет расти в естественной для себя среде – на почвах, где все время произрастала. По оценкам специалистов, такая ягода способна содержать даже больше полезных веществ, чем дикая, – говорит Александр Беляев.

На сегодняшний день проект «Промышленное культивирование лесной ягоды на территории Томской области» уже презентован в администрации Томской области и Томского района. Он также включен в Реестр инвестпроектов, планируемых к реализации в регионе. Проект предусматривает формирование промышленных плантаций лесной ягоды под механизированную уборку в количестве 10 000 гектаров, вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения и низкобонитетных земель лесного фонда, создание питомников саженцев и специализированного биотехнологического комплекса клонального микроразмножения лесной ягоды, а также строительство завода по заморозке сырья. Бюджет десятилетней реализации проекта – около 5 млрд рублей. Сегодня «ТИСК» совместно с властями прорабатывает вопросы территориальной привязки.

– Проект рассчитан на максимальную механизацию – техника будет работать все лето и до октября, – поясняет руководитель НИИ Садоводства Сибири имени М.А. Лисовенко Александр Канарский. – Аналогичные по масштабу идеи в России реализуются только при разведении яблоневых садов, но не ягоды. За границей механизированные ягодные проекты ориентированы только на одну культуру, а в Томске речь идет о поликультурном ягоднике, где будут выращиваться сразу многие виды ягод. Наш институт сегодня осуществляет полное научное сопровождение проекта. Отобрано до десяти самых перспективных и быстро окупаемых культур, разработаны технологии возделывания и защиты растений, переработки плодов. Очень важный момент: у нас есть совместные с инициаторами проекта наработки, благодаря которым один комбайн сможет собирать до 6-7 различных культур по периоду их созревания, что кратно повышает рентабельность всего производства. В целом, проект предусматривает внедрение максимального числа самых современных разработок.

Масштабность этого инвестпроекта впечатляет. Тем более, сегодня наша страна практически отсутствует на мировом рынке культивированной ягоды: например, лидером по экспорту клюквы является Чили. При этом годовой объем мирового рынка одной лишь клюквы оценивается примерно в $1,8 млрд. В то же время, единственная в России большая плантация клюквы занимает всего 120 гектаров.

Выгоды очевидны, риски взвешены и минимизированы

В конце октября, по инициативе Томской ТПП, концепция проекта была представлена на обсуждение городской Общественной палате при обширном участии экспертов и специалистов отрасли. По словам одного из разработчиков идеи, доктора экономических наук, профессора ТГУ Дмитрия Хлопцова, при подготовке проекта группа университетских биологов особое внимание уделяла возможности использования почв Томского района для промышленного выращивания ягоды.

По словам экономиста, культивированная ягода намного выгодней. Например, урожайность садовой черники в пять раз больше, чем дикорастущей. Та же ситуация и с клюквой, при этом показатели полезности такие же – по составу микроэлементов и витаминов культивированные ягоды практически ничем не отличаются от дикорастущих.

– За один сезон все собранные дикоросы области – брусника, клюква и черника – оцениваются всего в 25 тысяч тонн, из них 650 тонн приходится на Томский район. По словам руководства перерабатывающей компании «САВА», они готовы принять все 25 тысяч тонн, поскольку им не хватает ягоды и приходится её самим высаживать на Алтае, а также импортировать. Мы же предлагаем выдавать 75 тысяч тонн ягод ежегодно, и при этом плантации в сотни раз меньше и ближе к перерабатывающим мощностям, транспортным магистралям и конечному потребителю, – пояснил Дмитрий Хлопцов.

По словам профессора кафедры экологического менеджмента ТГУ Александра Адама экономический потенциал только лишь ягодных ресурсов региона заметно превышает стоимость всей древесины Томской области, и не использовать этот ресурс областной экономики просто глупо.

– Лично мне понравился представленный проект, он не является фантастическим. Но как эксперт я вижу здесь риски по подбору сортов. – Например, облепиха в естественных условиях лучше всего растет на южной границе Томской области. И для всего этого требуется особый температурный режим, то, что растет в Австрии вряд ли подойдет нам, – заметил Александр Адам. – Среднегодовая температура в Томске 0,7 градуса, и многие сорта у нас просто не приживутся. Вместе с тем, развитие закрытых ягодных полей позволит сформировать здесь более комфортный микроклимат.

Особо отметим, что подбором сортов занимается НИИ Садоводства Сибири имени М.А. Лисовенко, имеющий 85-летний опыт выращивания плодово-ягодных культур в условиях Сибири.

По словам Александра Адама, нужно внимательно отнестись к структуре почв: если клюква растет на болотистой, то для облепихи нужны дренируемые и песчано-гравийные. Но здесь свое плечо подставил Биологический институт ТГУ.

Заметим, что использование земель под промышленное производство ягоды на два порядка эффективней, чем, например, под заготовку леса. Судите сами. Средний доход от лесного хозяйства составляет примерно 6 000 рублей с гектара в год, а с промышленного культивирования ягоды – как минимум, 600 тысяч.

Эксперты-биологи считают, что применяя методы интенсификации, в том числе грамотное орошение, сборы облепихи в нашем регионе могут вырасти с пяти тонн с гектара (при ручной сборке) до двадцати. В настоящее время в НИИ садоводства Сибири им. Лисавенко разрабатываются промышленные технологии для таких методов.

– Общее правило гласит, что чем больше сад, тем меньше срок окупаемости проекта. Но при использовании комбайнов он может быть снижен до 3-4 лет (1-2 промышленных урожая). Таким образом, первый промышленный урожай способен окупить первоначальные вложения, – поясняет Александр Канарский. – Наш институт готов выполнять функции генерального проектировщика этого проекта. Речь идет о научном сопровождении по закладке и уходу за многолетними насаждениями, а также технологий механизации возделывания ягодных культур. Кроме того, мы готовы снабжать ягодные плантации перспективным посадочным материалом. Уверен, что томский проект промышленного культивирования ягод станет первым по масштабам на территории Сибири и Дальнего Востока.

Новая отрасль для региона

Во многом планы по промышленному культивированию сибирских ягод зависят от наличия собственного завода по производству саженцев. Посадочный материал, качество которого имеет для проекта важное значение, сегодня очень недешев. Но часть саженцев можно закупить в Бакчарском центре, часть в Барнауле и в Костроме, в Польше и Голландии. Далее предприятие начнет культивацию саженцев самостоятельно. Предполагаемая стоимость завода оценивается в полмиллиарда рублей, но строить его под небольшие площади посадки просто нецелесообразно.

– На проект планируется привлечь федеральные средства, выделяемые под приоритет развития современных агротехнических форматов. Участие соинвесторов, которые уже проявили интерес к проекту, рассматривается как своего рода страховочный вариант. В плане финансов мы рассчитываем на собственные силы, а также кредитные средства банков в рамках проектного финансирования. На данный момент два крупных банка выразили принципиальную готовность сотрудничать с нами, – отметил Александр Беляев.

– Проект довольно интересный, – считает ведущий сотрудник Федерального научного центра имени И.В. Мичурина Ирина Козлова. – Но если вы хотите выйти на уровень окупаемости, то у вас должно быть производство интенсивного типа и современные технологии. И, конечно, развитая инфраструктура – дороги, машины и мощности по внесению удобрений.

Отметим, что именно поэтому инициаторы проекта планируют разместить ягодное производство именно в Томском районе.

Как заметил депутат областного парламента Владимир Пономаренко, на сегодняшний день в Томской области используются лишь 7-8 процентов всех дикоросов в регионе.

– Конечно, существуют большие риски, связанные с урожайностью ягод и влиянием сибирского климата. Однако денежный эквивалент имеющегося ягодного ресурса, действительно, сравним c реализацией нефтегазовых запасов региона. Думаю, что не использовать такой потенциал было бы неразумно, необходимо всячески поддерживать интерес и стремление бизнеса развивать промышленное культивирование ягод.

По словам председателя Томской городской палаты общественности, профессора ТГУ Алексея Щербинина, речь, по сути, идет о новой отрасли для современного этапа развития области:

– Все мы знаем о том, сколько у нас земель и ресурсов, и как немного промышленных мощностей для их обработки. Вспоминаю, когда заработало тепличное хозяйство при Егоре Кузьмиче Лигачеве. Конечно, тогда была другая система, и Лигачеву никто команду не давал, он просто взял тепло и направил его в теплицы. То же самое произошло с птицефабрикой. Поэтому предлагаю рекомендовать профильным областным структурам и экспертному совету при заместителе губернатора рассмотреть данный вопрос.

Проект с возможностью масштабирования

Особо подчеркнем, что если томский опыт промышленного производства ягод окажется удачным, то его можно тиражировать и в других российских регионах. Инициаторы томского проекта хорошо изучили опыт Костромской области, где есть лесная станция по селекции клюквы с опытными плантациями. Планируется объединить опыт селекции сортов клюквы и использование технологий механизации. Полученные решения будут запатентованы.

Реализацию проекта задумано начинать с тех культур, которые в короткие сроки дадут максимальный результат – это земляника и малина, способные дать урожай уже на следующий год. Брусника даёт промышленные объемы на третий год. Начиная с четырех-шести лет после высадки, в оборот пойдет жимолость и облепиха.

С прицелом на экспорт

Участки, на которых планируется заниматься культивацией ягодных культур, расположены в Томском районе. По мнению экспертов, между Курлеком и Киреевском находится оптимальная почва для выращивания малины, клюквы, жимолости, брусники, черники и морошки. При этом поликультурность эффективна при оптимизации производственных процессов, ведь авторы идеи хотят достигнуть максимальной механизации процесса.

– Мы живем в условиях резко континентального климата, в зоне рискованного земледелия, – поясняет Александр Беляев. – Например, в этом году лето в наш регион пришло на две недели позже, заморозки случаются даже в июне. Вводя поликультурность, мы максимально снижаем такого рода риски. Допустим, если из-за заморозков теряется урожай облепихи, то потери восполняются за счет ягод с другим периодом вызревания – клюквы, брусники и др.

В мире достаточно развита механизация, автоматизация в нише производства ягодных культур. Инициаторы проекта намерены привлекать современные технологии из-за рубежа и адаптировать к нашим условиям. При этом комбайны будут убирать, например, и жимолость, и смородину с малиной. Такое использование техники экономически более эффективно. Другая задача, которую предстоит решить, это постройка современного завода по заморозке ягод в промышленном объеме.

Когда появятся первые результаты реализации проекта? Его авторы уверяют, что на третий год с момента старта. Заметные в промышленном масштабе объемы обозначатся на пятый год. А на седьмой год возникнет прибыль, хотя инвестиционная стадия будет ещё продолжаться.

Отметим, что промышленной культивацией лесных ягод уже заинтересовались в Новосибирске, Красноярске и Алтае. Однако инициаторам проекта хотелось бы реализовать его здесь, в Томской области. Ведь по самым скромным подсчетам он может дать порядка 3 процентов прироста валового регионального продукта и обеспечит до двух тысяч новых рабочих мест.

По словам экс-начальника управления по социально-экономическому развитию села Александра Крикунова, имеющего колоссальный опыт работы в АПК, открытие нового предприятия по культивированию лесных ягод, влечет положительный социально-экономический эффект, поскольку решает реальные проблемы трудоустройства на селе.

– Во-первых, мы получим рациональное использование заброшенных земель. Во-вторых, здесь появятся новые рабочие места, помогающие населению района решить проблему безработицы. В-третьих, это повлечет дополнительные налоговые отчисления в бюджет района. Кроме того, в регионе появится продукция, которая может стать визитной карточкой нашего муниципального образования и области в целом, – сказал Крикунов.

Перерабатывающие компании Томска уже проявили заинтересованность в создании «ягодного кластера». Например, компания «САВА» выразила желание принимать на обработку будущий урожай. Предварительные договоренности есть с заводом «Кахети», с рядом небольших томских переработчиков.

Важно учитывать, что лесная ягода – это не только сладкие угощения в виде варенья, соков, джемов и прочей вкусной продукции. Это еще и богатые фармакологические свойства, которые издавна использовались в медицине. И наладив грамотную переработку лесных ягод, можно выйти на ёмкие азиатские рынки сбыта, где экопродукты и лекарственные препараты из сибирского сырья пользуются большим спросом.

Это также отвечает планам региональной экономики, ведь многие томские предприятия благодаря содействию различных государственных программ и институтов развития уже проторили путь на зарубежные рынки. И можно сказать с уверенностью, появление нового крупного экспортера не останется без поддержки.

Напутствие от светил науки

Завершим наш материал словами академиков РАН, авторитетнейших ученых-аграриев.

– Изучив климатический потенциал Новосибирской области, мы пришли к выводу, – говорит академик Виктор Альт, – что здесь можно выращивать огурцы без полива. Используя опыт фундаментальных исследований и прикладные наработки, мы начали высаживать огурцы обычными сухими семенами, и наш прогноз оправдался. Если научились выращивать огурцы, то культивировать ягоды, которые в Сибири всегда произрастали, вполне реально. Для того, чтобы проект был успешно реализован, нужны промышленные объемы культур, опора на базовый научный опыт и интенсификация производственного процесса.

В качестве подтверждения слов академика приведем интересный факт из биографии крупнейшего ученого-садовода Михаила Афанасьевича Лисовенко. Когда в начале ХХ-го века он только начинал заниматься культивированием, самые крупные сибирские яблоки весили всего несколько грамм. Спустя полвека, благодаря его кропотливой научной работе, плоды уже достигали 150 грамм.


А вот слова, адресованные инициаторам проекта главным научным сотрудником отдела НИИ садоводства Сибири, академиком Российской академии наук Станиславом Хабаровым:

– Клюкву, бруснику и голубику на территории Сибири никогда и никто не культивировал. Однако, наличие в вашем проекте таких основных культур, как жимолости, чёрной и золотистой смородины, малины, земляники, черноплодной рябины, калины, облепихи и других хорошо изученных лесных ягод, – благодаря научным наработкам и тщательной селекции, приспособленных к условиям Сибирского региона, – подтверждают грамотность и перспективность ваших начинаний. И вы на правильном пути!

Такое доброе напутствие от крупнейших в стране специалистов в сфере сельского хозяйства дорогого стоит.

По материалам журнала «Первый экономический».

Компании:

Читайте также: