Кому добавки

Как и на чем могут сказаться два дополнительных процента НДС?

Компании:

Спустя без малого неделю (и треть группового этапа чемпионата мира по футболу) в околоофициозном пространстве окончательно сформировалась картинка, призванная популярно оправдать происходящее.

Выяснилось, что мыслить и чувствовать нужно «пакетом», а не отдельными «штампами» – вроде тех, согласно которым в условиях стагнации налоги, в общем-то, расти не должны.

В компенсационном «пакете» оказалась, к примеру, обещанная бизнесу фиксация ставки страховых взносов в пенсионный фонд. Верить или не верить обещанному правительством (особенно в том, что касается пенсионных вещей) – личное дело каждого. В общем же и целом такую фиксацию предлагают считать мерой, амортизирующей негативное влияние налогов на бизнес. Точнее – на перспективы его развития.

Еще одним «подарком взамен» является запланированная отмена налога на движимое имущество, внезапно признанного «сложным для бизнеса и дестимулирующим инвестиции». Напомним, что в Департаменте финансов Томской области уже оценили соответствующие потери регионального бюджета – речь идет о 300 млн «выпадающих» рублей в год. Региональные бюджеты станут получать меньше, федеральный – заметно больше. Регионы за собственный счет смягчат последствия роста ставки НДС, федеральный центр сконцентрирует ресурсы для анонсированного «прорыва».

В третьих, бизнесу предлагается смотреть на вещи еще шире – правительство инвестирует собранные средства в упомянутый «прорыв», страна прирастет инфраструктурой и человеческим капиталом, предприниматели получат опосредованный эффект, это послужит новым импульсом и так далее.

За рамками предложенного «пакета» общие перспективы выглядят более куда скомканными. Взять, например малый бизнес, работающий на упрощенной системе налогообложения. Более крупные компании, скажем так, не стремились пользоваться его товарами и услугами и при 18% – как раз из-за невозможности возместить НДС. И вот таких неучтенных и незапакетированных моментов во всем этом может обнаружиться великое множество.

Дмитрий Хлопцов, профессор кафедры общей и прикладной экономики ЭФ ТГУ, директор Бюро оценки «ТОККО»

– Решение о повышении ставки НДС до 20% в правительстве обосновали тем, что в результате пополняемость бюджета вырастет на 600 млрд рублей в год. Вместе с тем в этом же правительстве однозначно признали то, что это разгонит инфляцию. Как следствие мы получим рост цен на различные товары, потребительские и не только – повторюсь, это открыто признается правительством.
Если говорить о строительной отрасли, то она вся работает по схемам, подразумевающим уплату НДС. А значит и цены на первичном рынке жилья однозначно вырастут. Другой вопрос – когда они начнут расти, на какую величину и чего (в плане факторов) в структуре такого прироста будет. Именно с этим вопросом уже можно разбираться, что-то анализировать в этом плане, дискутировать и так далее. Пока же очевидно одно – повышение ставки однозначно приведет к росту цен на первичном рынке.

Надежда Кузнецова, директор ООО «Ресурс», эксперт аграрного рынка

– Повышение ставки НДС до 20%, безусловно, скажется на аграриях. Особенно на тех, кто применяет единый сельхозналог – это предприятия с выручкой менее 100 млн рублей в год.

Себестоимость продукции складывается из всех затрат, которые связаны с ее производством – от канцелярских принадлежностей до приобретения техники и оборудования с учетом налоговых выплат. Между тем, в правительстве заявили, что льготная ставка в размере 10% на большую часть сельхозпродукции сохранится – это значит, что предприятия, работающие на общей системе налогообложения, получат меньший размер НДС к уплате. То есть входящий НДС станет больше, исходящий останется на прежнем уровне – вырастет размер вычета.

Поэтому в итоге и в большей степени такая мера ударит по малым сельхозтоваропроизводителям. Ну и по конечным потребителям, разумеется, так как все это приведет к повышению цен на сельхозпродукцию.

Андрей Салдин, ассистент кафедры налогов и налогообложения ЭФ ТГУ, глава аудиторской фирмы «МББ-Аудит-Томск»

– На мой взгляд, на наших глазах повторяется история 2010 года, когда ставки сборов в страховые фонды подняли с 26% до 35%. Тогда меня – да и вообще всех – занимал единственный вопрос: если вы не можете обеспечить собираемость по ставке 26%, зачем тогда ее поднимать?

Нынешняя ситуация во многом является аналогичной. Есть ставка 18%, собираемость по ней явно не 100% и проблема, стоящая перед правительством, весьма понятна – и с точки зрения самой структуры собираемости, и с точки зрения администрирования.

Кроме того, как и в 2010 всем понятно, что для предприятий это очень тяжелая ноша. Налоговое бремя ставит предпринимательство на грань осмысленной деятельности – то есть еще немного, и люди перестанут видеть в этом смысл.

Снова встает вопрос о том, зачем повышать налоговую ставку до 20%, если вы не обеспечили собираемость при 18%. И ведь последствия будут, по сути, теми же. Повышение ставки сборов в страховые фонды привело к резкому снижению привлекательности предпринимательской деятельности. Соответственно, уже в 2011 году 600 тысяч предпринимателей ушли из бизнеса. Очень большое количество (статистика закрытая и я не могу на нее сослаться) юридических лиц прекратили деятельность официально, многие юрлица оказались, что называется, заброшенными.

Поэтому, что бы про это все ни говорили, цель, на мой взгляд, тут одна – снижение привлекательности предпринимательской деятельности. В том числе как вида гражданской активности.

Если говорить о том, кого это затронет в первую очередь, то здесь нужно иметь в виду следующее. НДС – при всей его сложности и зачетном механизме – платится по следующим составляющим. Это заработная плата, плюс отчисления в различные фонды, плюс прибыль компании, плюс проценты банку. Соответственно, чем больше у вас размер таких составляющих, тем заметнее это на вас скажется.

К примеру, речь идет об отраслях с существенным объемом расходов на заработную плату. Или о предприятиях с большой долей заемных средств в обороте – сегодня для того, чтобы заплатить банку миллион рублей, им нужно брать с покупателя один миллион и еще 180 тысяч. А вот, скажем, по тем же оптовикам (и торговле в целом) это не ударит – там есть входной и выходной НДС, небольшая доля оплаты труда в расходах. Никак не скажется рост ставки и на импорте, а вот предприятиям, работающим на экспорт, станет даже полегче в налоговом плане.

Антон Силуанов, первый вице-премьер и министр финансов:

– Готовящийся налоговый пакет правительства предусматривает набор решений по компенсации эффекта от повышения НДС…В частности, предлагается обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три года налогов, дающим право на ускорение и возмещение НДС с 7 до 2 млрд рублей.
Предусматривается снизить нагрузку налогоплательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок и возмещения НДС, отменить сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество.
Все эти налоговые решения будут внесены в составе готовящихся правительством проектов законов и надеемся на принятие парламентом в весеннюю сессию…
Мы планируем зафиксировать базовые параметры налоговой системы и не менять их в ближайший шестилетний период.

Компании:

Читайте также: