Леспром 2.0

Сбербанк представил томским лесопромышленникам стратегию работы с отраслью.

Компании:

Презентация стратегии Сбербанка по работе с ЛПК в 2022 году, утверждение которой закончилось в начале декабря, прошла в формате круглого стола. В мероприятии приняли участие топ-менеджеры банка, представители региональной власти и руководители томских компаний, специализирующихся на заготовке и переработке древесины. В режиме видеоконференции к обсуждению подключились лесопромышленники из Красноярского края.

Андрей Кнорр, вице-губернатор Томской области по агропромышленной политике и природопользованию

– Томская область является восьмой по масштабу «лесной поляной» России, а на территории Сибирского округа мы уступаем лишь Красноярскому краю и Иркутской области. При этом в основу концепции развития лесопромышленного комплекса региона заложена необходимость полной переработки всего леса, заготавливаемого в Томской области. И за последние семь или восемь лет мы практически вышли на заданные показатели – «кругляком» из области уходит около 1% всей отгруженной продукции. Думаю, что с точки зрения строительства объектов переработки и объемов выпуска – в особенности по плитному производству – мы занимаем одно из ведущих мест в Сибири. По структуре производства Томская область и вовсе является лидером: у нас налажен выпуск ДСП и МДФ, завершается строительство крупного завода по изготовлению OSB-плит.

Теперь к вопросу о том, чего нам не хватает и в чем мы отстаем от мировых стандартов. Прежде всего, речь идет о выходе продукции с одного кубического метра и с гектара – в данной части мы пока работаем далеко не эффективно, и это нужно признать со всей прямотой. То, что остается в лесу после заготовки и на площадках после переработки, свидетельствует именно о недостаточно эффективном (по современным меркам, но тем не менее) подходе – поверьте, что многие из присутствующих здесь вспомнят об этом через пять-семь лет, и им станет стыдно.

Другие остающиеся в отрасли темные пятна связаны, прежде всего, с организацией работы. В области есть районы, экономика которых строится именно вокруг лесопромышленного комплекса – например, в Тегульдетском районе это 94%, и другой возможности развивать экономику здесь нет. Наиболее болезненными точками являются Верхнекетский и часть Первомайского районов, где произрастает большая часть хвойных пород. То есть для нас – и мы уже говорили об этом с представителями Сбербанка – важна помощь в разработке лесопромышленного кластера для таких предприятий. И насколько я знаю, вы готовы в этом участвовать, потому что там у нас нет хорошего утилизатора.

Почему это важно? Дело в том, что на многих предприятиях работа с отходами оставляет желать лучшего. То, что мы сегодня делаем, этого не достаточно и в лучшем случае сводится к переработке и утилизации отходов через энергоблоки на наших крупных предприятиях плитного производства, которые используют полученное тепло для сушки древесины или других собственных нужд.

У нас есть компании, которые делают пеллеты и брикеты Pini key и Pini coal, но это совсем небольшие, непромышленные объемы.

Думаю, что большая часть бизнеса понимает нашу озабоченность – не за горами повторение того, что уже происходит с сельхозпредприятиями. Раньше там тоже считали, что для утилизации отходов достаточно вывезти навоз на поле либо складировать на задворках предприятия. Сегодня они получают за это крупные штрафы. Пройдет год или два, и те, кто так и не поймет, где и как им утилизировать отходы, начнут закрывать надзорные органы за несоблюдение экологического законодательства.

На мой взгляд, сегодня вообще нельзя открывать новое предприятие, не имея представления о том, как выстроить полный цикл со схемой утилизации отходов лесопереработки. И в тех документах, которые поступают нам из правительства и различных служб, занимающихся экологическими вопросами, этот тренд прослеживается достаточно четко.

Игорь Чепеньков, управляющий головным отделением ПАО Сбербанк в Томской области

– На сегодняшний день один из приоритетов в работе с томским ЛПК мы видим в развитии малого бизнеса, специализирующегося на лесопереработке. Степень важности этой задачи определяется высоким потенциалом малых предприятий – и по количеству персонала, и по объему выручки многие из них уже близки к критериям, соответствующим среднему бизнесу. А это значит, что в работе с ними мы можем применять несколько другие подходы. Поэтому мы обратились к представителям этих компаний со следующим предложением – если у нас сегодня что-то не получается, мы готовы это обсуждать, детально изучать проекты и подходить к ним строго индивидуально. Сбербанк – и коллеги из центрального аппарата это наглядно продемонстрировали – действительно нацелен на обеспечение роста этой отрасли.

Алла Сбитнева, исполнительный директор Департамента развития корпоративного бизнеса ПАО Сбербанк

– Мы считаем Томскую область инвестиционно-привлекательным регионом и видим в ней серьезный потенциал развития. Подтверждением может считаться тот факт, что стратегия, о которой мы расскажем вам сегодня, будет презентована впервые.

Сбербанк ввел отраслевое управление бизнесом почти четыре года тому назад. По поводу целесообразности этого решения существовало множество споров, однако время показало, что кластерное управление это зрелый и правильный подход. В результате мы – совместно с бизнесом и властями региона – можем качественно оценить лесосырьевое обеспечение и необходимый объем инвестиций в отраслевые проекты. Речь, в частности, идет о направлениях, позволяющих утилизировать низкосортную и перезрелую древесину и при этом качественно инвестировать.

Александр Спичак, портфельный управляющий ПАО Сбербанк

– В течение трех последних лет Сбербанк наращивает присутствие в лесопромышленной отрасли. В дальнейшем мы планируем углублять сотрудничество с лесопромышленными компаниями, так как отрасль выглядит перспективной сразу в нескольких аспектах – к примеру, низкая себестоимость позволяет ей хорошо смотреться на экспортных рынках. И несмотря на то, что сейчас отрасль в целом занимает небольшую долю в ВВП страны, банк рассчитывает, что в дальнейшем она будет уверенно расти. Поэтому мы активно идем на сотрудничество с экспортно-ориентированными производствами и очень рассчитываем на развитие глубокой переработки. В части продуктов – это бумага, картон, целлюлоза, древесные плиты, также мы активно поддерживаем направление пиломатериалов – в общем, практически все, кроме газетной бумаги, которая по понятным причинам уходит в прошлое.

Второй аспект заключается в том, что банк активно занимается ESG-трансформацией. Не секрет, что в отечественном ЛПК заметная часть производств отличается экологическими рисками. И банк, выстраивая сотрудничество с предприятиями отрасли, надеется устранить эти моменты. Это значит, что мы готовы вкладываться в модернизацию производств, в том числе – поддерживать ее финансовыми преференциями. К примеру, речь может идти об отработке – совместно с госорганами, разумеется – вопроса выплаты определенных субсидий и так далее.

Мы идем навстречу в части ESG-ковенант, то есть предлагаем вам – с нашей помощью – определиться со стратегией развития на ближайший период и начать двигаться в этом направлении. Другими словами, банк устанавливает определенные критерии, при достижении которых мы будем идти вам навстречу. К примеру, Сбербанк уже выпускает «зеленые» облигации – планируется, что для бизнеса будут введены бонусы в части снижения налогов с купонного дохода.

Алексей Мальцев, директор по продуктам консалтинговой компании Strategy Partners (входит в экосистему Сбера)

– На сегодняшний день ESG-повестка является ключевым элементом развития любого предприятия, рассчитывающего как минимум среднесрочную перспективу. Как было сказано ранее, пока что заемщикам и контрагентам не предъявляются соответствующие ковенанты, однако уже сейчас многие компании получают преференции при выпуске «зеленых» облигаций (в первую очередь, это скидки на процент и купонный доход), а также преимущества при работе с экспортными контрактами. Мы ожидаем, что в 2022 году эта тенденция окрепнет – как по экспорту, так и в рамках работы с источниками капитала.

В связи с этим, мы сформировали три ключевых элемента работы с такими компаниями. То есть, как правило, контрагенты говорят о том, что хотели бы рассмотреть ESG-повестку, но не понимают, с чего начать. И в этом случае первым шагом является диагностика готовности компании, при этом фактически речь идет именно про деньги. Мы говорим о том, что любые инвестиции в ESG могут быть оценены с точки зрения их эффекта. В результате мы проводим диагностику компании и помогаем ей сделать первые шаги – намечаем дорожную карту и в случае необходимости помогаем ее реализовать. То есть бизнес получает четкое представление о том, что нужно сделать для того, чтобы удовлетворять нужному уровню ESG-повестки и претендовать на возможные меры господдержки либо дальнейшее снижение процентных ставок (к примеру, по заемному капиталу).

Второй элемент касается формирования целевого видения. Мы отлично понимаем, что многие предприятия хотят получить в результате вполне простые вещи – например, ESG-рейтинг и проработку каких-то базовых вещей с точки зрения общей повестки. Тем не менее, ситуация развивается и сейчас очень важно сформировать ее видение на три или пять лет вперед – это позволит компаниям инвестировать именно в то, что создаст долгосрочное конкурентное преимущество или же позволит сохранить позиции в отрасли.

Следующим элементом является дорожная карта реализации стратегии – фактически речь идет о том, что мы помогаем формировать компаниям нужные компетенции и идти вперед в рамках реализации выбранной стратегии. Общую проблему можно описать следующим образом: несмотря на широкое обсуждение ESG-тематики, профильных экспертов в стране совсем немного. То есть найти специалиста, который мог бы помочь выполнить все необходимые мероприятия – а их достаточно много – и получить рейтинг нужного уровня, не так просто. Мы работаем для того, чтобы обеспечить максимальный эффект вложений в ESG-повестку и готовы взаимодействовать по всем перечисленным направлениям.

Алла Сбитнева, исполнительный директор Департамента развития корпоративного бизнеса ПАО Сбербанк

– Предприятиям – и не только лесопромышленным – нужно быть готовыми к предстоящим изменениям. Если сейчас государство и финансовые институты стимулируют внимание к реализации ESG-политики и готовы оказывать соответствующие преференции, то через определенный период времени платить придется уже бизнесу, не сумевшему или не пожелавшему перейти на новую стратегию работы. Именно поэтому мы предлагаем открытый диалог, который позволит подготовиться к меняющимся требованиям банковского финансирования.

В конце июля текущего года Сбер опубликовал свою ESG-политику, в которой определил основные направления взаимодействия с акционерами, сотрудниками, обществом и клиентами. Одним из восьми обозначенных направлений является развитие практик ответственного финансирования. Мы рекомендуем бизнесу создание собственных стратегий устойчивого развития. Вы можете разработать ее с помощью экосистемы Сбера или обратиться к нам с уже готовым документом, который верифицируют наши специалисты – решение полностью за вами. Однако в будущем отсутствие стратегии и отчетов по ее реализации, к сожалению, создаст сложности в наших взаимоотношениях.

Другими словами, если компания не будет являться ответственным лесопользователем, будет игнорировать социальные проекты и не начнет работать над корпоративным управлением – привлекать заемное финансирование будет крайне сложно.

Ответственное инвестирование

ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) – совокупность характеристик управления, позволяющих вовлечь компанию в решение экологических, социальных и управленческих проблем, а также обеспечить ее устойчивое развитие.

В основе стремительно набирающего масштабы ответственного инвестирования лежит проверка компаний на соответствие принципам ESG. Рассчитывая соответствующие индексы, инвесторы получают представления о стратегии компании, условиях труда сотрудников и том, как предприятие заботится об экологии.

ESG-принципы все чаще становятся решающими для инвесторов и финансовых институтов, а также контрагентов и поставщиков. Собственную ESG-политику, призванную осовременить отечественную экономику, разрабатывает и внедряет в практику государство в лице самых различных органов и ведомств.

Компании:

Читайте также: