Принцип реальной необходимости

К вопросу о перегрузках на рынке технологического присоединения к электросетям.

Компании:

Постепенно уходящий 2021 год изначально расценивался в качестве периода поступательного восстановления – от него ждали выправления основных макроэкономических параметров, возрождения деловой активности и отложенных всплесков на ключевых рынках (от «нефтянки» до строительства жилья).

Реальность, как это ей и полагается, оказалась сложнее и «многовекторнее». О специфике момента и новых рыночных вызовах нашему изданию рассказал и.о. заместителя гендиректора по реализации и развитию услуг компании «Россети Томск» Виталий Власов.

– Виталий Сергеевич, с чем могут быть связаны задержки в реализации услуги подключения?

– Начать следует с того, что компания «Россети Томск» относится к субъектам естественной монополии – это значит, что механизмы рыночной конкуренции для нашей компании имеют свои особенности и ограничения. При этом отсутствие некоторых рыночных факторов компенсируется достаточно жестким государственным регулированием и контролем.

В итоге многие процедуры, связанные со строительными работами – будь то заключение договора подряда или закупка оборудования – осуществляются в рамках федеральных законов, требующих открытых конкурсов. Другими словами, мы не можем обратиться к какой-нибудь годами проверенной торговой организации и в моменте закупить у нее все необходимое оборудование. Для частной компании, занимающейся строительно-монтажными работами, это самый естественный вариант, однако для нас он закрыт.

Мы формируем номенклатуру необходимого оборудования, затем составляем документы для торгово-закупочных процедур, объявляем конкурсы и так далее – разумеется, все это сказывается на сроках оказания услуги. То есть даже без форс-мажорных обстоятельств путь от подачи заявки до завершения этапа строительно-монтажных работ занимает три или четыре месяца, и это, что называется, в лучшем случае.

– А форс-мажоры имели место?

– Разумеется. И особенно тяжелым в этом плане оказался именно 2021 год, и дело здесь не только в коронавирусе – очень многое определила общая ситуация на рынке. Ни для кого не секрет, что в нынешнем году значительно подорожали практически все строительные материалы. К примеру, даже в случае с использованием деревянных опор приходится учитывать высокие темпы удорожания древесины. Про металл и говорить нечего, а ведь это широчайшая номенклатура: катанка, провод, крепеж, перечислять можно долго. То есть закупочные бюджеты, которые были сверстаны в начале года, довольно быстро потеряли свою актуальность.

– И чем все это обернулось?

– Смотрите – мы объявляем конкурс, потенциальные подрядчики оценивают его условия как неподъемные, конкурс объявляется несостоявшимся, нам приходится менять всю торгово-закупочную документацию. То есть увеличивать стоимость в ущерб количеству, потому что ничего другого в плане оптимизации придумать нельзя.

Еще один момент связан с тем, что сетевые организации обязали взять на себя все процедуры, связанные с установкой приборов учета. В итоге мы вынуждены заниматься закупкой этих приборов через те же самые те же торги. Проблема заключается в том, что полностью российских приборов на рынке нет – все отечественные производители в той или иной степени используют импортные комплектующие. Ситуация оказалась настолько сложной, что нынешним летом состоялось всероссийское совещание сетевых и сбытовых компаний, в котором участвовали представители пяти крупнейших производителей приборов учета.

Если коротко, то элементная база и многие другие комплектующие производятся в Китае. В пандемию все это свернули, а в ходе восстановительного этапа в первую очередь приступили к насыщению собственного рынка. В результате наши заводы стоят в очереди на получение комплектующих и потому стремятся работать с наиболее крупными заказчиками из числа сетевых компаний, в зоне ответственности которых несколько регионов. Это тоже закон рынка – в первую очередь, поставщик заботится о наиболее крупных клиентах. Мы к таковым по вполне объективным причинам не относимся.

– Начиная с прошлого года, в Томской области фиксируется стабильный рост объемов ввода загородного жилья. Как вы справляетесь с этим потоком?

– Понятно, что ограничения на выезд обусловили рост интереса к загородной недвижимости, и данные по рынку это подтверждают. Однако этот спрос нельзя назвать равноценным по качеству. Для кого-то земельный участок за городом это действительно новое пространство для жизни – некоторые полностью переезжают за город, другие используют его в виде дачи. Вместе с тем, есть и те, кто приобретает участки в чисто спекулятивных целях, то есть в расчете на перепродажу. Земля постепенно растет в цене сама по себе, однако если подключить участок к электросетям, то его можно продать заметно дороже уже через несколько месяцев – и многие пользуются подобной возможностью и неосведомленностью потенциальных покупателей.

То есть подобный «инвестор» использует государственную льготу на подключение к сетям, платит за него всего 550 рублей и повышает цену участка на несопоставимо большую сумму. Само подключение при этом не осуществляется – для этого собственнику необходимо выполнить свою часть условий договора, а это тоже требует определенного времени и средств. В итоге участок выставляется на продажу с пометкой «есть договор о техприсоединении к сетям» и завышенной ценой. Проигравшими же остаются все остальные, включая явно переплачивающего покупателя, которому к тому же предстоит завершать процедуру подключения. И сетевая компания, которая не может закрыть соответствующий договор и потому несет прямые издержки. И те собственники участков, которые действительно нуждаются в подключении, но вынуждены терять время в очереди, заполненной такими вот «инвесторами». Кроме того, в накладе остается государство, которое реализует льготу, в итоге используемую для откровенного обогащения отдельных лиц. Ну и все остальные потребители – чудес не бывает, поэтому все эти издержки так или иначе оказываются в тарифе.

– А если выстроить какие-нибудь внутренние приоритеты?

– Мы не имеем права осуществлять дифференциацию заявителей – для компании они равны и обладают одинаковыми правами. Но по факту разница между ними является крайне существенной.

В одном случае речь идет о том, чтобы присоединиться к проходящей рядом с участком линии и установить прибор учета. В другом – и это заметный массив заявок – нам необходимо вести капитальное строительство, то есть протягивать линии 10 кВ длиной до километра, затем строить трансформаторную подстанцию, вести от нее линии 0,4 кВ и так далее. Заявитель заплатит за все это те же самые 550 рублей, однако реальные затраты могут достигнуть уровня трех или четырех миллионов.

И самое неприятное, что здесь же существует еще одно различие – кому-то это подключение по-настоящему необходимо, а кто-то просто набивает цену своему участку. Во втором случае мы, как правило, сталкиваемся с такой коллизией: компания выполняет свою часть договора, то есть тратит деньги, время и ограниченные – особенно в нынешних условиях – ресурсы, но в итоге не может закрыть договор техприсоединения. Просто потому, что собственник участка к этому не готов: земля ему пока не нужна, поэтому там нет ни одного энергопринимающего устройства.

Как итог – мы имеем порядка 700 «подвисших» договоров, при этом только за 2019 год сумма затрат по ним превысила 38 миллионов рублей.

– Что вы планируете предпринять для улучшения ситуации?

– В нынешнем году компания активно занялась аудитом технологического присоединения. Дело в том, что это комплексный бизнес-процесс, в котором задействовано сразу несколько подразделений компании, и на каждом из таких этапов возникают проблемные моменты, ведущие к увеличению сроков подключения. Таким образом, задача состоит в выявлении и устранении этих проблем, что позволит оптимизировать процесс.

В части руководства к действию поставлены две взаимосвязанные задачи. Во-первых, мы планируем создать цифровую оболочку, позволяющую вести мониторинг ситуации и оперативно выявлять договоры с потенциальными рисками по срокам исполнения. То есть по всему бизнес-процессу будет распределено большое количество контрольных точек, позволяющих четко локализовывать и обнаруживать эти риски. Во-вторых, речь идет об оптимизации процессов и минимизации сроков по каждому отдельному этапу – там, где это возможно, мы будем автоматизировать процессы, в остальных случаях добиваться их совершенствования.

На следующий год запланировано создание складского запаса необходимого оборудования. То есть компания проведет закупочные процедуры, что называется, на полгода вперед и получит определенную защищенность от колебаний цен и возможных дефицитов по отдельным позициям. Работа «с колес», имевшая свои преимущества и хорошо отлаженная в доковидную эпоху, стала невозможной.

Ну и в третьих, это та же самая работа по взысканию ущерба и доведению до сознания потребителей простой мысли – льготами и государственными средствами злоупотреблять нельзя.

– Какое поведение со стороны заявителей вы назвали бы правильным?

– Здесь необходимо отметить, что в части работы с населением мы полностью открыты – кроме прочего это означает, что заявитель имеет возможность выяснить, на какой именно стадии находится процесс подключения. Другое дело, что этой возможностью пользуются далеко не всегда, и в результате мы сталкиваемся со случаями, когда подача жалобы на компанию и процедура подключения происходят практически одновременно.

Многие игнорируют важность этапа, предшествующего покупке земельного участка, хотя ничего сложного в том, чтобы обратиться за необходимой информацией в муниципалитет и сетевую компанию, на самом деле нет. То есть человек приходит и говорит: «Я хочу купить вот этот участок, при этом продавец уверяет меня в том, что никаких проблем с подключением здесь нет, потому как линию электропередач видно невооруженным глазом». Ему отвечают, что линию, может быть, и видно, но для подключения его участка необходима еще и трансформаторная подстанция, строить которую для одного потребителя нецелесообразно. Ну и советуют подыскать другой участок, дабы не тратить впустую время, нервы и деньги. То есть это всего лишь один пример того, как человек может уберечь себя от необдуманного шага – сбор достоверной информации о сетевой инфраструктуре, расположенной поблизости от участка, должен стать обязательной частью подготовки к покупке.

Ну и конечно, необходимо иметь хотя бы приблизительный график обустройства участка. Если вы действительно планируете им заниматься, то помните – по закону вас должны подключить в течение шести месяцев, поэтому ориентироваться следует именно на этот срок. Не нужно подключаться «сильно заранее» и на «всякий случай» – этим самым вы перегружаете систему и создаете риски для тех, кто действительно нуждается в подключении. Думайте не только себе, но и о других, в нынешних условиях это самая верная и выигрышная стратегия.

Фото компании «Россети Томск»

Компании:

Читайте также: