«Улучшения есть»

Эксперты и участники рынка о системе закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Компании:

За 2020 год на региональном уровне системы закупок Томской области было заключено около пяти тысяч контрактов общей стоимостью 14,3 млрд рублей (против 9,1 млрд годом ранее). На муниципальном уровне – речь о закупках городов и районов области в рамках 44-ФЗ – было зафиксировано 107 тысяч контрактов на сумму 12,6 млрд рублей (против 15,5 млрд в 2019-м).

В рамках 223-ФЗ было заключено 70,5 тысяч договоров (в 2019-м – 72,5 тысяч), из них в рамках конкурентных закупок – около 1,8 тысяч. Суммарный объем контрактной массы достиг 8,2 млрд рублей и за год почти не изменился.

Показатели, несмотря на их разнонаправленность, достаточно внушительны, однако бизнес – и это следует из большого количества несостоявшихся конкурентных процедур – зачастую игнорирует столь значимый и формально доступный источник спроса.

За круглым столом, инициированным нашим изданием, был представлен самый разнообразный опыт работы с системой – от закупок крупной энергетической компании, реализующей масштабную инвестиционную программу, до будней контрольно-надзорных органов.

Евгений Вайсер, заместитель генерального директора по инвестиционной деятельности «Россети Томск»

– Компания «Россети Томск» обеспечивает передачу и распределение электрической энергии по всей территории Томской области. Наши сети являются ключевым элементом энергетической инфраструктуры региона – общая протяженность линий электропередач, обслуживаемых компанией, составляет около 18 тысяч километров, также в число объектов электрохозяйства входят 137 крупных центров электропитания и более 3 тысяч распределительных подстанций.

Помимо обслуживания этой сети компания осуществляет присоединение различных объектов (в том числе таких крупных, как площадки томского промпарка) и строительство новой сетевой инфраструктуры.

Общий масштаб стоящих перед нами задач, безусловно, сказывается и на закупочной деятельности компании. Мы проводим закупки в рамках операционного и инвестиционного направлений – в разрезе 2020 года общая сумма проведенных закупок составила порядка 2 млрд рублей. Если говорить о динамике показателя, то по итогам 2019-го речь шла об 1,67 млрд, в 2018-м – об 1,2 млрд рублей.

Проблемы несостоявшихся конкурентных закупок у нас, в общем и целом, нет – в среднем на одну процедуру приходится три участника. Доля закупок, осуществленных у субъектов малого и среднего предпринимательства, по итогам 2020 года составила 82,5%. То есть при законодательно утвержденном минимуме в 18% для субъектов МСП у нас эти самые 18% приходятся уже на сегмент крупных поставщиков. В денежном выражении на малый средний бизнес в 2020 году пришлось контрактов на общую сумму 1,2 млрд рублей.

Мероприятия по расширению доступа субъектов МСП к закупкам компании закреплены целым рядом внутренних документов. Во-первых, речь идет о Совещательном органе ПАО «ТРК», отвечающем за общественный аудит эффективности проводимых закупок. Заседания этого органа проводятся на регулярной основе, таким образом, мы осуществляем постоянный мониторинг этой темы.

Во-вторых, внутри Группы компаний «Россети», начиная с 2018 года, действует программа партнерства с субъектами МСП. В рамках этой программы утверждаются перечни товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться у малого и среднего бизнеса. Кроме того, у нас действует приказ, направленный на усиление контроля за сроками оплаты договоров, заключенных с субъектами МСП.

Если же говорить об изменениях в профильном законодательстве, то здесь прослеживается четкая тенденция на упрощение участия в закупках и сокращение объемов необходимых документов.

Мы работаем в рамках 223-ФЗ и хорошо понимаем, что для предпринимателей наиболее существенным моментом в этом плане является требование о сроке оплаты, не превышающем 15 дней с момента сдачи работ. Так вот, компания «Россети Томск» строго выдерживает эти сроки.

Объем документов, который требуется от участников торгов, минимален несмотря на все сопутствующие риски неисполнения контрактов. Мы регулярно выявляем недобросовестных участников, у которых все в порядке с подаваемыми документами – при этом более глубокая проверка показывает, что у них есть проблемы с необходимым опытом.

В части структуры и объема закупок 2020 год не принес каких-то глобальных изменений. Да, мы были вынуждены закупать те же антисептики, маски и прочую антивирусную номенклатуру, однако в рамках операционного и инвестиционного направлений изменений не последовало – все шло по плану, так как компания не могла позволить себе снижение установленных показателей.

Галина Гонгина, начальник Департамента государственного заказа Томской области

– По итогам 2020 года объем закупок на региональном уровне в рамках конкурентных процедур по 223-ФЗ и 44-ФЗ составил 20,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2019 году речь шла о 16 млрд рублей – в основном прирост был обусловлен национальными проектами, деньги на них выделяются, и, на мой взгляд, по итогам нынешнего года этот показатель станет еще больше.

Если говорить про закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках ФЗ-44, то на них пришлось 2 848 контрактов или 50% от общего количества конкурентных процедур. В денежном выражении речь шла о 2,65 млрд рублей.

В том, что касается отношения бизнеса к системе закупок, сохраняется некоторая степень недоверия. Быть может, где-то оно и является обоснованным, однако в определенной мере речь идет о лености самих предпринимателей – к примеру, это относится даже к таким банальным вещам как техобслуживание автомобилей. То есть мы сами звоним на СТО и предлагаем поучаствовать в конкурсных процедурах, нам же сообщают о том, что не работают с бюджетом.

Между тем, я могу утверждать, что наш департамент является добросовестным заказчиком – да и вообще, большинство региональных заказчиков работают с установкой оплачивать заказы в максимально короткие сроки. Если взять тот же 2020 год, то в области действовало отдельное поручение об оплате контрактов в течение пяти рабочих дней. По состоянию на сегодняшний день у отдельных заказчиков имеются долги по контрактам, при этом все они находятся на контроле прокуратуры – в основном это заказчики из сферы здравоохранения, у которой есть свои особенности в плане закупок.

Константин Метла, предприниматель

– Мы присутствуем на рынке, начиная с 2012 года. За год компания принимает участие приблизительно в 500 торгах, при этом выигрываем мы – опять же в среднем за год – 70-80 таких конкурсов. Годовой оборот достигает 300 миллионов рублей, то есть по всем формальным признакам речь идет о малом предприятии – хотя мы, разумеется, считаем себя относительно большими в рамках своей ниши.

Для получения таких результатов мы пользуемся целым рядом правил, которые, что называется, проверены практикой. Думаю, понятно, что регулярно выигрывать в таком количестве конкурсов и при этом исполнять контракты, не попадая в неприятные ситуации – это достаточно сложно и потому требует некоторых особенных знаний и навыков.

Во-первых, мы очень тщательно изучаем условия конкурсов. Несмотря на то, что требования к проведению торгов по федеральным законам довольно хорошо формализованы, до сих пор между строк прячется очень много обязательств, которые трудно выполнимы – либо вовсе невыполнимы – в установленный заказчиками срок. Этим, к слову, достаточно часто пользуются нефтяные компании – например, для того, чтобы вас не сняли с объявленного ими конкурса, зачастую необходимо иметь соответствующую аттестацию. Ну а процесс получения такой аттестации занимает около полугода и стоит кучу денег – сам конкурс при этом длится две недели, то есть для того, чтобы попытаться поработать с этой компанией, нужно заблаговременно потратить много времени и средств.

Во-вторых, в ответ на слова Галины (Гонгиной), по моему мнению, в большинстве своем причина невостребованности значительной части конкурсов заключается в том, что они банально невыгодны. Конкурс может быть плохо проработан заказчиком, в условиях могут быть прописаны неактуальные сроки и так далее.

Мы сталкивались с конкурсами газовиков и нефтяников, в рамках которых на севере Томской области необходимо было произвести определенные работы – так вот, закончить их нужно было осенью, сам конкурс объявлялся летом, а добраться туда можно было только по «зимнику». И когда я спрашивал представителей заказчика, для чего они это делают – а в условиях при этом были прописаны сумасшедшие штрафы – мне отвечали следующим образом: «Мы обязаны – мы и проводим, а ты, если не хочешь, не приходи». То есть я вижу, что именно такой подход является причиной многих провальных конкурсов.

В третьих, мы изучаем самого заказчика. Не скажу, что у нас действует служба разведки и контрразведки, однако такая работа ведется, потому что заказчики тоже сильно отличаются друг от друга. Кто-то платит хорошо, другие платят плохо, третьи принимают работы с придирками (этим грешат наши недропользователи). То есть на рынке существуют компании, внутри которых действует специальный норматив – например, объем выписанных штрафов должен составлять не менее 5% от общей стоимости контракта, и они будут всеми силами придираться, для того чтобы отыграть эти пять и более процентов. То есть вы со своей стороны также должны предусмотреть это заранее и при просчете экономики контракта заложить определенную сумму на штрафы, принятые у этого заказчика.

Переходя к позитиву, хотелось бы отметить, что при всем сказанном я наблюдаю улучшение на рынке закупок – как государственных, так и корпоративных. Маразма действительно становится меньше и вход на новые рынки – в особенности по сравнению с тем, что наблюдалось лет пять тому назад – дается все легче.

Если говорить об инструментах, которыми мы пользуемся, то в первую очередь на рынке появилось много программ, позволяющих довольно-таки легко фильтровать конкурсы по конкретным заказчикам и ключевым словам. Мы занимается электромонтажными работами, поэтому мне ежедневно подается список конкурсов, которые: а) содержат такие ключевые как слова «электрохозяйство» или «электрооборудование»; б) проводятся на территории Томской или Кемеровской областей. Несколько лет назад такого подспорья у нас не было.

Кроме того, мы пытаемся внедрять программы, позволяющие отслеживать исполнение контрактов. Нужно понимать, что в конкурсе недостаточно победить – его необходимо выполнить в срок и соблюсти при этом все соответствующие нормы и регламенты. За каждый проступок заказчиком прописана ответственность исполнителя, которая выражается в конкретных деньгах, поэтому этот процесс также следует обеспечить цифровым сопровождением.

Что же касается компании «Россети Томск», то это действительно один из лучших заказчиков – причем не только в Томской области, но и по стране в целом. Могу подтвердить, что приведенная здесь статистика по конкурентности торгов компании и прочему вполне соответствуют действительности.

Мария Ямпольская, ведущий специалист Фонда развития бизнеса Томской области (Центр «Мой Бизнес»)

– Первым направлением деятельности нашего центра в области госзакупок является содействие организации взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупнейшими российскими заказчиками. В 2020 году у нас провели четыре таких мероприятия – речь идет о рабочих встречах и круглых столах – с представителями РЖД, «Интер РАО», «Газпром нефти», Росатома и Газпрома. Стоит отметить, что подобные мероприятия мы поводим ежегодно.

Вторым направлением является обучение особенностям участия в госзакупках. В рамках этой работы мы проводим различные мероприятия: семинары, тренинги и круглые столы по построению закупочной деятельности в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и тендерных торгов.

Начиная с 2019 года, ежегодно проводится от четырех до шести подобных образовательных мероприятий – при этом, если в 2019 году обучение прошли 24 предпринимателя, то в 2020-м востребованность этой темы значительно выросла и речь шла уже почти о 60 слушателях. В настоящее время нам поступает огромное количество тематических запросов, однако здесь нужно отметить одну важную вещь – в рамках таких мероприятий преподается именно теоретическая часть.

Соответственно, третьим направлением выступает консультационная поддержка, с помощью которой решаются уже сугубо практические вопросы. Мы сотрудничаем с экспертами, которые готовы помочь бизнесу в подготовке документов для участия в закупках, а также ответить на все вопросы по этой теме.

Виталий Лосев, заместитель начальника Отдела контроля закупок Томского УФАС

– Если говорить о рисках предпринимателей в части отклонения их заявок, нужно помнить, что комиссия заказчика будет изучать их буквально по буквам и до запятой. Это значит, что не следует пытаться приукрашивать себя – в итоге комиссия не поймет этих «улучшений» и отклонит заявку.

Такая практика достаточно распространена, и в итоге предприниматели обращаются к нам. Мы разбираемся в вопросе, также находим эти «улучшения», отказываем и тут же становимся плохими, потому что не удовлетворили жалобу неудавшегося поставщика. При этом заказчик также нами недоволен, ведь мы приостановили его закупку, и теперь он не успевает по срокам.

Мы открыты для обращений, однако при этом необходимо помнить, что УФАС это контрольная структура, которая заформализована 44-ФЗ. Поэтому, пожалуйста, закрепляйте подаваемые документы своей подписью – личной или электронной. В противном случае мы не рассматриваем заявления: для нас это анонимка, которую мы отправляем назад.

И еще один момент – выражайте свои требования конкретно, то есть так, как это прописано в законе: каким образом были нарушены ваши права, кто именно их нарушил и так далее. Зачастую при рассмотрении жалобы мы сталкиваемся со следующим набором претензий: «А вот у меня есть товар и его не стали брать, а я хочу, чтобы взяли, потому что тот товар, который взял заказчик, он плохой, и вообще давайте переделаем техзадание».

Участники торгов должны понимать, что по большому счету 44-ФЗ и 223-ФЗ действуют для заказчика, который закупает то, что нужно ему, а не вам. И если он где-то перегибает палку, обращайтесь к нам, но при этом помните обо всем сказанном выше.

Фото Серафимы Кузиной

Компании:

Читайте также: