Долгово-размышлительный центр

Заместитель руководителя УФНС по Томской области Ирина Жалонкина об урегулировании налоговой задолженности.

Компании:

Вебинар, посвященный вопросам налоговых недоимок, состоялся 30 октября. Практически месяцем ранее в Томской области начал работу специализированный Долговой центр, наделенный «функциями по управлению долгом». Это, что называется, пряник, поэтому берите и активно пользуйтесь. Мало ли что.

Фото предоставлено пресс-службой УФНС Росси по Томской области

Центр-«Юрику»

– В Управлении ФНС по Томской области несколько изменилась организационная структура – начиная с 1 октября, полноценную работу начала отдельная инспекция с централизованными функциями по управлению долгом (в прессе ее называют Долговым центром). Задачами центра являются урегулирование налоговой задолженности и представление интересов государства в делах о банкротстве, кроме того, в составе этой инспекции создается Единый регистрационный центр Томской области. Стоит отметить, что это не первый Долговой центр в России – всего их создано 18, причем девять из них начали работу как раз 1 октября.

В Томской области Долговой центр создан на базе межрайонной инспекции №7, расположенной на площади Соляной. При этом отделение инспекции, занимающееся вопросами урегулирования налоговой задолженности, находится по адресу Герцена 68. Между тем, нужно сказать, что в условиях действующей в регионе повышенной готовности, связанной с распространением коронавируса, налоговые органы были вынуждены переориентироваться на дистанционный формат взаимодействия с налогоплательщиками.

Слава Роботам

– В соответствии с 69-й и 70-й статьями Налогового кодекса (то есть в случае возникновения недоимки) первое, что делает служба – направляет требование о ее уплате. И вот тут довольно часто возникает следующая коллизия: налогоплательщик, получивший такое требование, уверен в том, что задолженность уже погашена. Такие ситуации возникают по причине того, что само отражение платежа в информресурсе налогового органа происходит не сразу. Оплата проходит через органы Федерального казначейства в среднем до трех дней (иногда это занимает 10 дней), то есть налоговый орган попросту не видит зачисление платежа.

Сами требования формируются автоматически – в настоящее время в ФНС все автоматизировано, поэтому ручной работы с подобными документами у нас нет. При этом перед формированием требования об уплате недоимки производится анализ различных сведений, в том числе поступивших из Федерального казначейства. И если мы видим уплату или же имеющуюся переплату по каким-то налогам, то оперативно проводим работу по уточнению либо зачету платежей.

Однако в силу того, что количество создаваемых требований достаточно велико, программа формирует их поэтапно. И для того, чтобы учесть время прохождения платежей через органы Федерального казначейства, требования по уплате налоговой задолженности формируются по истечении 10 дней с начала срока уплаты налога.

Предельный срок направления недоимки в соответствии с Налоговым кодексом составляет три месяца со дня ее выявления, или же – если объем задолженности не превышает трех тысяч рублей – ровно один год. Однако нужно понимать, что это предельные сроки, поэтому ориентиром для предпринимателей должен быть срок 10 рабочих дней после срока уплаты налога.

Если задолженность уплачена в последний день этого десятидневного срока или срока, установленного в требовании (который при этом уже наступил), я предлагаю следующее решение этого вопроса, позволяющее избежать последующих этапов взыскания. А для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей речь, напомню, идет о взыскании за счет денежных средств на банковских счетах.

Так вот, я предлагаю оперативно обращаться в Долговой центр с сообщениями о факте уплаты и погашения недоимки. В настоящее время мы активно работаем с налогоплательщиками по данному вопросу – по крайней мере, именно в целях исключения негативных последствий для налогоплательщиков все и было централизовано на базе Долгового центра.

Взять сберкассу

– В случае если налогоплательщик все-таки не погашает задолженность, начинается следующий этап, прописанный в 46-й статье – взыскание за счет денежных средств. И здесь также возникает множество вопросов: какие именно счета приостанавливаются, применительно к каким счетам выставляются инкассовые поручения и так далее.

Мы хорошо понимаем, что блокировка счета это одно из самых негативных последствий для налогоплательщика. И в том случае, если нам присылают платежные поручения с просьбой открыть счета или снять инкассовое поручение, то мы – опять же при наличии подобных документов – стараемся снять все блокировки в течение одного дня.

Приостановка операций по счету также производится автоматически и поэтапно, то есть участия инспекторов здесь нет. Налогоплательщику дается пять рабочих дней, после чего начинает формироваться решение о взыскании задолженности, которое в итоге направляется в соответствующие банки.

Некоторые налогоплательщики также обращаются к нам с вопросами о том, почему налоговая служба выставила инкассовое поручение именно на этот счет. Дело в том, что инкассовые поручения направляются на те счета, по которым проходит основное движение денежных средств за последние периоды. То есть, если налогоплательщик имеет один или два счета, выбран будет основной. В отношении крупных налогоплательщиков, имеющих десятки расчетных счетов, программа осуществляет выбор, исходя из последнего периода обращения к счетам.

Решения же о приостановке операций формируются и направляются по всем открытым счетам налогоплательщика. Налоговому органу при этом дается всего один день для снятия ограничений при погашении задолженности.

Пианино любимой бабушки

– Следующим этапом является 47-я статья. То есть если на счетах налогоплательщика недостаточно денежных средств для погашения задолженности, она взыскивается за счет его имущества. По сроку, который уставлен налоговым законодательством, решение о взыскании за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока уплаты по требованию. Но это опять же предельный срок – существует практика, когда налоговый орган может принять подобное решение в более сжатый период (причем срок этот начинается с пяти рабочих дней после поступления сведений об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика). Происходит это в том случае, если у налогового органа появляются основания предполагать, что плательщик уклоняется от уплаты налоговой задолженности.

После того, как мы приняли решение по 47-й статье и направили пакет документов в Службу судебных приставов, ФССП возбуждает исполнительное производство. В результате к нам опять-таки поступают обращения по поводу того, что налогоплательщик уверен в существование платежей на дату возбуждения производства.

Здесь необходимо отметить, что кроме всего прочего весьма негативным последствием этого процесса является следующий момент – факт возбуждения исполнительного производства становится общедоступной информацией как для контрагентов налогоплательщика, так и для всех заинтересованных лиц. Мы проанализировали упомянутые обращения налогоплательщиков и можем предложить следующее решение – старайтесь оплатить задолженность до возбуждения исполнительного производства. Оперативно сообщайте о факте уплаты в Долговой центр и Управление ФССП для того, чтобы процесс взыскания был завершен. Ведь из-за чего может происходить «потеря» платежей? Служба судебных приставов производит взыскание не только по налоговой недоимке, но и по другим документам. То есть процедура выяснения обстоятельств и отражения уплаченных сумм в информресурсе налогового органа является довольно сложным и длительным процессом.

Если исполнительное производство уже начато, мы рекомендуем оплачивать задолженность напрямую в ФССП – то есть именно по тем реквизитам, которые указаны в постановлении о возбуждении производства. В этом случае решение вопроса будет оперативным, ну а если налогоплательщик оплатит недоимку в течение пяти дней, то ему удастся избежать еще и взыскания исполнительского сбора.

Следите за руками

– Еще одна проблема, из-за которой возникают негативные последствия для налогоплательщиков (это и 47-я статья, и приостановка операций, и прочее), касается ошибок в реквизитах платежного поручения. То есть в процессе отработки такие платежи попадают в категорию невыясненных, что приводит к появлению необоснованной задолженности и принятию мер принудительного взыскания.

Так, за девять месяцев этого года налогоплательщиками было уточнено 108 тысяч платежных документов на общую сумму 2,5 млрд рублей. Причины уточнения были самыми разнообразными: неверно указанные код бюджетной классификации, ОКТМО, ИНН и КПП инспекции или обособленного подразделения, статус налогоплательщика и так далее. То есть незначительные ошибки в заполнении платежных документов привели к тому, что уточнять пришлось 2,5 млрд рублей, были потрачены значительные ресурсы налоговых органов и бизнеса (вопросом занимались как бухгалтеры, так и непосредственно руководители).

И я хотела бы отметить, что в текущей обстановке бухгалтерам нужно более детально относиться к этому вопросу. Элементарный пример из недавнего – налогоплательщик лишился средств поддержки в виде субсидии, из-за того, что на нем «висело» инкассовое поручение в размере семи тысяч рублей. В результате выяснилось, что при заполнении документов произошла ошибка в ИНН организации, как итог – предприниматель не получил 300 тысяч рублей субсидии.

Компании:

Читайте также: