Осетрина 2.0

Томская область сверстала прогноз социально-экономического развития на 2021 год.

Компании:

В самом начале октября губернатор Сергей Жвачкин принял участие в церемонии открытия рыбоводного комплекса по выращиванию осетров в селе Копылово Томского района. Некоторые написали об этом, используя привычное в таких случаях «открыл», что явно противоречит фактам и логике – открыла модернизированное (то есть, не с нуля возникшее) хозяйство структура под названием «Томский научно-производственный рыбоводный комплекс». Люди подготовили проект, привлекли инвестиции, закупили оборудование и организовали строительно-монтажные работы – выходит, что именно они и открыли. Область оказала финансовую поддержку из бюджета, это хорошо и даже правильно, но зачем же перегибать с верноподданством? Тем более что сам ритуал привлечения руководства к порче ленточек отчетливо напоминает запуск кота в новое жилье. Чем поможет – неизвестно, но раз уж повелось, то и химикатами не выведешь.

Фото: сайт Администрации Томской области

В перспективе двух лет предприятие планирует выйти на объем производства осетровых и сиговых пород в размере 35 тонн товарной рыбы в год. Между тем, самой Томской области придется довольно существенно урезать уже собственного осетра – запланированного, как бы просчитанного и даже в чем-то заявленного.

Ситуацию нельзя назвать новой – вспомните хотя бы историю с так и не построенным томским Аквабиоцентром (сначала первым в стране, потом за Уралом, после – еще где-нибудь). Изначально создать его планировалось за 700 млн рублей образца 2013 года, масштабные эскизы подкреплялись обещанием привлечь иностранного (и при этом шибко подкованного в теме) соинвестора, избытки ценных пород рыбы, в том числе сибирского осетра, должен был утилизировать консервный завод, запланированный к строительству непосредственно в черте Томска. К настоящему моменту урезанный чередой кризисов проект без вести пропал в заводях различных кабинетов, а его своеобразной заменой стал копыловский комплекс – куда как более скромный, но при этом действующий.

Мы уже давно не строим «Дубай на Васюгане» – идея с насыпными территориями, отвоеванными у Томи под застройку «нового центра», почила вместе с кризисом 2015-2016 годов. То есть труп этого обрезанного «осетрища» проплыл мимо собравшейся на берегу публики уже довольно давно, вслед за ним настойчивым косяком потянулись куски поменьше.

Обжегшиеся на этом власти крепились вплоть до прошлого года, к середине которого запас как бы накопленной прочности позволил ей вновь выйти на публику с большими по нашим меркам проектами. Современное университетское Левобережье, Арена «Томь», Дворец спорта имени Белова, перенос железнодорожного вокзала – глаза, как говорится, разбегались, но руки при этом помнили. В итоге под нож попали даже вполне диетические проекты капремонта зданий БКЗ областной филармонии и Театра драмы, денег не хватило даже на разработку проектно-сметной документации.

Нынешний прогноз социально-экономического развития Томской области на следующий год по самым понятным причинам наполнен обрезками самых различных «осетров». При этом к самому суши-сету прилагается углеводородный нож с довольно понятной инструкцией.

«В базовый вариант прогноза заложена оценка Минэкономразвития России цены на нефть «Юралс» (около 40 долл. США за баррель) до конца 2020 года и ее умеренный рост (около 45 долл. США) к концу 2021 года».

То есть, как только вы увидите падение биржевых цен на Urals ниже отметки 40, начинайте понемногу урезать осетра, разложенного в базовом (то есть компромиссном) варианте этого прогноза.

Формально прогнозные показатели на 2021 год могли бы заинтересовать китайцев в период их пресыщенности западными инвестициями. То есть прирост валового регионального продукта за следующий год ожидается на уровне 7,7%, самое время приглашать Газманова и кидать в собравшийся народ излишками урожая облепихи. Между тем, Газманов будет сидеть дома, потому что этот прогноз базируется на основании так называемой низкой базы текущего года.

«В 2020 году существенное влияние на развитие томской экономики оказала пандемия коронавируса, когда ряд организаций были вынуждены прекратить деятельность, перейти на дистанционную работу, а также снизить объемы произведенных товаров и услуг из-за сокращения спроса и разрыва кооперационных цепочек поставок. Кроме того, негативное влияние на развитие экономики оказало снижение добычи нефти (соглашение с ОПЕК+), а также падение цен на нефть, в результате чего, сохранилась тенденция сокращения добычи полезных ископаемых в Томской области (по оценке 2020 года 70,7%), формирующей почти треть добавленной стоимости региона. Существенно снизился оборот организаций в области культуры, спорта, туризма, общественного питания, транспорта и пр. В результате, темп роста ВРП в 2020 году прогнозируется на уровне 91,8% (ВВП России 95,2%)».

Падение в томской нефтянке по итогам этого года прогнозируется на уровне почти 30%. И нашему региональному руководству, которое вроде как держится, нужно отдать должное – по факту, это самый настоящий шок, невиданный с 90-х годов прошлого века.

Еще один момент, о котором нельзя забывать при оценке урезания осетра, заключается в следующем.

«Реализация комплекса мер, направленных на достижение национальных целей, позволяет прогнозировать положительную динамику индекса физического объема ВРП по всем сценариям развития. По базовому варианту в 2020 году по сравнению с 2019 годом прирост ВРП прогнозируется на уровне 2,1%».

Это взято из документа, составленного и презентованного год тому назад. Кстати говоря, он был едва ли не на порядок объемнее в разделе, посвященном итогам текущего года. То есть когда речь идет о сокращении ВРП на 8,2% к 2019 году нельзя забывать о том, что вместо него планировался прирост на 2,1%. Это значит, что недополучим мы в итоге несколько больше, чем и без того неслабые минус 8%.

Более того, операцию по корректировке планируемого сокращения на величину запланированного ранее прироста нужно осуществлять и в отношении других ключевых показателей. Ну и да – итоги 2021 года нужно будет сравнивать с показателями 2019-го, дабы не обманываться двузначными показателями прироста, по факту описывающими восстановительные процессы, если таковые, конечно же, будут иметь место.

Индекс промпроизводства в сфере добычи по итогам следующего года ожидается на уровне почти 30% – то есть уже в базовом варианте прогноза власти ждут отката к показателям 2019 года. Не менее, но и не более.

«Негативное влияние на отрасль оказывают, в том числе, ограничения по добыче нефти по соглашению с ОПЕК+ и падение цены на нефть марки «Юралс» в первом полугодии т.г. до 15-40 долл. США за баррель. В связи с этим на 2020 год предприятиями снижены планы по добыче нефти, по объемам эксплуатационного бурения и вводу новых скважин. Добыча нефти сократится с 9 105,6 тыс. тонн в 2019 году до 6 008,8 тыс. тонн в 2020 году».

Напомним, что уже на протяжении долгого времени психологически важная отметка (она же целевой показатель) была установлена на уровне 10 млн тонн в год. И в этом контексте снижение добычи до 6 млн тонн по всему означает отправку в глубокую психологическую, скажем так, яму. Тем более что восстановление добычи на выработанных месторождениях никто не гарантировал даже при росте цен на нефть. Себестоимость сама по себе уже достаточно высока, при этом запуск процесса по новой потребует немалых вложений.

«Впоследствии, по окончании срока действия сделки, для восстановления добычи до прежних значений понадобятся дополнительные инвестиции, связанные с ремонтом текущих или бурением новых скважин».

То есть запланированные +14% в сфере добычи нужно еще сильно заслужить, и даже в этом случае «яма» 2020-го (вкупе с «ямками» других годов) заставит существенным образом скорректировать региональные документы стратегического характера.

«Рост индекса добычи полезных ископаемых в 2023 году по сравнению с 2013 годом по базовому варианту составит 74,2%, что ниже уровня, заложенного в Стратегии развития 102,8%, из-за более низкой динамики добычи, как фактически сложившейся за предыдущие годы, так и прогнозируемой до 2023 года».

Это значит, что уже даже в рамках официального прогноза итоги правления Сергея Анатольевича будут вмещать в себя -25% по индексу добычи полезных ископаемых – хотя брали его, в том числе в силу былых успехов на ниве той самой добычи. Губернатора ни в коем случае нельзя винить в печальной динамике цен на углеводороды или же в картельных сделках (преследуемых на внутреннем уровне и приветствуемых на внешнем). Он опять-таки не причем, хотя за массу искореженных «осетров» ему можно и посочувствовать.

Прогноз по динамике обрабатывающих отраслей и прочих сегментов томской экономики – в следующих материалах по теме.

Компании:

Читайте также: