Будь как Медведев

Государство разрешило сказать ему «Денег нет», привилегия дана не всем и ненадолго.

Компании:

Первые опасения по поводу осенних приключений с отложенным налоговым бременем возникли уже весной. Граждане, свыкшиеся с особенностями государственной политики в области пополнения доходов, едва ли не с ходу заинтересовались вопросами о том, за чей счет банкет и с каких именно барышей они будут отдавать накопленные и никем не отмененные долги. В частности, нам вспомнился следующий диалог, возникший в ходе одной из первых антикризисных дискуссий.

Сергей Брянский, депутат от фракции ЛДПР:

– Все, что распечатано – для бизнеса, для малого и среднего предпринимательства – эти вот кредиты, о чем я говорил, и отсрочки. Кредиты и отсрочки. Как экономисту Вам вопрос, Вы же понимаете – это наращивание кредиторской задолженности предприятия, по большому счету. Наращивание, наращивание, наращивание. И когда пандемия закончится, а она закончится, и они начнут работать, мы начнем с них в виде налогов и сборов это собирать. Необходим какой-то бум экономический, чтобы они заработали больше за тот период, когда они не зарабатывали, чтобы это все выплатить. Либо мы просто усугубим их ситуацию, и они не смогут выкарабкаться. Вот как экономист скажите, действенны эти меры будут при наращивании кредиторки? Или просто спасение ради спасения?

Андрей Антонов, заместитель губернатора по экономике

– Это сложный вопрос на самом деле. Дополнительные мероприятия разрабатываются, Вы знаете о том, что озвучен второй, третий и четвертый пакет по мерам поддержки. Соответственно, меры поддержки будут дополнительно разрабатываться и появляться на федеральном уровне.

Одна из дополнительных мер поддержки, которая была озвучена в конце той недели, – это прямые выплаты субъектам МСП за два месяца заработной платы (что дополнительно есть). Сейчас государство начинает анализировать меры поддержки по прямым выплатам. Конечно, что самое простое и быстрое было сделать – это сделать отсрочки, сделать кредиты под 0%, с точки зрения работы системы администрирования.

Государство идет так – что сейчас можно быстро, оперативно с учетом администрирования предложить – это идет, вторым-третьим этапом пойдут прямые выплаты. Это мы уже начинаем видеть по различным отраслям. И государство об этом говорит. Я думаю, что по ряду отраслей будет предусмотрена либо реструктуризация той задолженности, которая есть, либо ее обнуление, но это со временем.

Стенограмма 46 заседания Законодательной думы Томской области VI созыва, 23 апреля 2020 года.

Актуальным мерам государственной поддержки в сфере налогообложения был посвящен вебинар, организованный Томской Торгово-промышленной палатой.

Елена Захарова, заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками регионального УФНС

– С момента вступления в силу постановления Правительства №409 («О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 2 апреля 2020 года – ред.) у нас было достаточно много мер поддержки – это и субсидии, и перенос сроков сдачи отчетности, и прочее. По состоянию на сегодняшний день речь идет о двух основных мерах.

Во-первых, это перенос сроков уплаты налогов. Напомню, что перенос сроков представления отчетности не повлиял на перенос сроков уплаты – это отдельная мера поддержки, предназначенная для тех налогоплательщиков, которые осуществляли деятельность в рамках перечня наиболее пострадавших в период пандемии отраслей.

Останавливаться на всех перенесенных сроках смысла нет, потому что речь идет о большом количестве налогов. Подробную информацию можно получить на сайте ФНС в разделе «Коронавирус: меры поддержки бизнеса» – там содержится полная таблица с указанием каждого конкретного срока уплаты, а также календарь, с помощью которого вы можете перепроверить свои знания и понять, насколько правильной является имеющаяся у вас информация.

Так как наша сегодняшняя аудитория это, прежде всего, представители МСП, я остановлюсь на спецрежимах. Напомню, что для налогоплательщиков-юрлиц, применяющих УСН, срок уплаты годового налога был перенесен на 30 сентября, в случае с ИП речь идет о 30 октября. Соответственно, авансовые платежи по итогам шести месяцев были перенесены на 26 октября. То есть в данный момент наступает время уплаты «перенесенных» налогов за 2019 год и текущий период 2020 года.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на порядок этой уплаты. В 409 постановление была внесена небольшая поправка, согласно которой налоги и авансовые платежи можно перечислять равными долями (в размере 1/12) ежемесячно и не позднее последнего числа месяца крайнего срока уплаты.

Говоря простым языком – для ИП, у которых срок уплаты годового платежа по «упрощенке» приходится на 30 октября, есть возможность разделить этот платеж на 12 частей и, начиная с этого месяца, пролонгировать его на 12 месяцев. Основное условие заключается в том, что эти платежи должны осуществляться ежемесячно равными долями. Кроме того, данная норма предусмотрена для всех налогов, по которым перенесены сроки уплаты.

Что касается ЕНВД, то срок его уплаты за I квартал был перенесен на 26 октября, за II квартал – на 25 ноября. Для ИП, находящихся на общей системе налогообложения (то есть уплачивающих НДФЛ), срок перенесли на 15 октября.

Еще раз обращаю ваше внимание, что перенос сроков уплаты предусмотрен только для тех налогоплательщиков, которые: а) числились в Реестре субъектов МСП до 1 марта 2020 года; б) осуществляли виды деятельности, попадающие в утвержденный правительством перечень.

В том, что касается переноса сроков, хотелось бы обратить внимание и на страховые взносы. Напомню, что их уплата был перенесена на срок от 4 до 6 месяцев в зависимости от того, за какой конкретно месяц или квартал уплачиваются эти взносы. И дата первых платежей по перенесенным взносам назначена на 15 октября.

По налогу на имущество организаций срок уплаты также был перенесен – за I квартал на 30 октября текущего года, за II квартал на 31 декабря. Здесь хотелось бы отметить региональную меру поддержки, закрепленную изменениями в законе 148-ОЗ. То есть эти поправки касаются только налога на имущество организаций, а мера предусмотрена только для юридических лиц.

Тут нужно прокомментировать сразу два закона – майский 46-ОЗ и июньский 66-ОЗ. Это как раз те областные законы, которые внесли изменения в 148-ОЗ по части порядка уплаты налога на имущество организаций.

В 46-ОЗ закреплено уменьшение суммы налога (не более чем на 50%) при условии снижения предпринимателем арендной платы для арендаторов. Другими условиями для применения этой нормы предусмотрено следующее: а) основным видом деятельности предпринимателя должна быть сдача имущества в аренду; б) для арендаторов предусмотрен определенный перечень видов деятельности; в) договор аренды должен быть заключен до 18 марта, дополнительное соглашение о снижении арендных платежей должно быть внесено позднее 18 марта.

В рамках 66-ОЗ также предусмотрено снижение выплат по налогу на имущество не более чем на 50%, но уже по другим основаниям. Во-первых, здесь опять-таки присутствует перечень определенных видов деятельности арендодателя; во-вторых, есть ограничения по общей выручке – то есть данный вид деятельности должен приносить не менее 70% от выручки предпринимателя. Еще одним из условий является сохранение не менее 90% численности работников.

Еще одна мера поддержки, которая приходится на нынешний период, заключается в освобождении от уплаты налогов за II квартал. Одним из условий ее применения является принадлежность налогоплательщика к Реестру субъектов МСП, а также осуществление деятельности по перечню, утвержденному правительством. В этом случае список категорий налогоплательщиков был несколько расширен – в него добавлены социально-ориентированные и религиозные организации.

Освобождение от уплаты налогов и авансовых платежей за II квартал было произведено налоговыми органами самостоятельно. Особенностью стало представление расчетов по страховым взносам за II квартал – их нужно было заполнить таким образом, чтобы по тем авансовым платежам, которые не подлежали уплате, была проставлена ставка 0%. Если кто-то представил расчет с указанием базовых тарифов (сейчас это 30%), то существует возможность подать уточненный расчет и исправить свои налоговые обязательства.

По всем остальным налогам – таким, к примеру, как налог на прибыль, УСН или ЕНВД – каких-либо действий для налогоплательщиков не предусмотрено, списание этих платежей за II квартал (как не подлежащих уплате) налоговый орган произвел самостоятельно. Единственное, на что необходимо обратить внимание, это налог на имущество организаций. Учитывая тот факт, что начиная с 2020 года расчеты по авансовым платежам по этому налогу не представляются (то есть налогоплательщики сдают только годовую декларацию), воспользовавшиеся этой льготой за II квартал должны будут заполнить годовую декларацию именно с указанием кода этой льготы.

Что касается ИП, которые не производят расчетную плату страховых взносов в отношении наемных работников по причине их отсутствия (то есть они выплачивают только фиксированные платежи), по ним также произведен перерасчет – платеж за 2020 год составит 20 318 рублей вместо 32 448 рублей, уменьшение произошло на один МРОТ.

Ну и говоря о страховых взносах, хотелось бы напомнить, что с 1 апреля 2020 года вступил в силу 172-ФЗ, предусматривающий применение пониженных тарифов для тех, кто выплачивает зарплаты свыше МРОТ. То есть налоговая база, превышающая 12 130 рублей, облагается по льготному тарифу в размере 15%. Здесь также присутствуют особенности заполнения расчета – те платежи, которые вы исчисляли по итогам I квартала, не корректируются, то есть вы указываете и код тарифа, и тарифную ставку, предусмотренные для I квартала. А уже для тех взносов, которые вы исчисляете по пониженному тарифу – то есть за апрель, май и июнь – вы можете применять (при соблюдении условий 172-ФЗ) пониженную ставку.

Говоря о 172-ФЗ, хотелось бы обратить внимание и на следующий момент – многие из вас стали участниками программы получения субсидий из федерального бюджета (сначала по постановлению №576, затем №976). У многих возникает вопрос о том, каким образом учитывать полученные средства в целях налогообложения.

Как следует из 172-ФЗ, субсидии, которые выделялись в рамках постановления №576 (если все условия их получения были соблюдены), не учитываются в целях налогообложения в доходах по налогу на прибыль и, соответственно, в доходах при применении УСН. То есть вы не учитываете ни доходы, ни расходы, произведенные за счет полученной субсидии.

По постановлению №976 такого прямого освобождения от учета в целях налогообложения не предусмотрено. Если ваша организация получила по второму траншу эту субсидию, а ОКВЭД, предусмотренный в рамках 576 постановления, является для вас основным, то эти доходы не будут учитываться в целях налогообложения.

Еще один вопрос, который волнует налогоплательщиков, звучит следующим образом. Субсидии не учитываются ни в доходах, ни в расходах, однако за счет этих средств производится начисление и выплата зарплат – производится ли в этом случае налогообложение и каким образом начисляются страховые взносы и НДФЛ?

Изначально выделенные в рамках субсидии средства являлись льготными и не учитывались в целях налогообложения. Однако дальнейшие произведенные расходы являются для работника той же заработной платой, и не имеет значения, за счет каких средств она была выплачена. Поэтому исчисление НДФЛ и страховых взносов производится в общеустановленном порядке.

Надежда Буравченко, начальник отдела по урегулированию задолженности регионального УФНС


– На протяжении уже почти девяти месяцев налоговые органы осуществляют такую меру поддержки как предоставление отсрочек и рассрочек (далее ОиР – ред.). По состоянию на сегодняшний день ими воспользовались 75 налогоплательщиков Томской области. Всего в налоговые органы региона поступило 135 таких заявлений, сумма приостановленной для взыскания задолженности составила 168 млн рублей.

Хотелось бы напомнить, что при предоставлении ОиР должны одновременно соблюдаться два условия.

Первое – организация или ИП должны быть из списка наиболее пострадавших отраслей. Кроме того, эта мера распространяется на тех, кто предоставил отсрочку по арендной плате в рамках договоров аренды торговых объектов недвижимого имущества в соответствии с требованием правительства от 3 апреля за №439. На сегодняшний день в уполномоченный орган Администрации Томской области поступило порядка 15 таких заявлений, вопрос предоставления ОиР рассматривается, итоговый перечень организаций будет предоставлен.

Вторым условием является снижение доходов предпринимателя минимум на 10% к аналогичному периоду прошлого года или наличие убытков при отсутствии таковых в 2019 году.

Также к числу заинтересованных относятся стратегические, системообразующие и градообразующие организации. И этот вопрос требует отдельного разъяснения, потому что к нам обращается большое количество организаций, являющихся системообразующими в рамках Томской области – при этом сам перечень утверждается по отдельному решению правительства.

Отсрочки и рассрочки предоставляются по налогам, авансовым платежам и страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году. Исключением являются такие налоги как НДПИ, НДС, НДФЛ и страховые взносы в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.

Заявления на ОиР принимаются до 1 декабря, то есть у предпринимателей остается не так много времени для того, чтобы воспользоваться этим правом в текущем году. ОиР предоставляются на срок от полугода и до пяти лет. В первом случае поддержка оказывается на основании заявления и обязательства уплаты отсроченных платежей. Для получения отсрочки или рассрочки на более длительный срок необходимо обеспечение в виде залога, поручительства или банковской гарантии. Также необходимо отметить то, что по субъектам МСП, для которых перенесены сроки уплаты налогов, ОиР не предоставляются.

Фото: сайты Думы и Администрации Томской области, пресс-служба региональной УФНС.

Компании:

Читайте также: