Полторы интриги

Посмотреть на всех и выбрать пальцем.

Компании:

Фото: сайт Думы Томска

Очередным выборам в Думу города Томска не повезло уже на уровне самой даты их проведения. И дело не в 13-м числе, на которое изначально выпал день всеобщего волеизвержения. И даже не в сезонном факторе, благодаря которому «на сентябрьских выборах всегда побеждает картошка». В конце концов, мы живем в эпоху инноваций, а потому единый день голосования теперь можно растянуть сразу на несколько дней.

Речь идет о неистовом 2020-м со всеми его трагедиями и завихрениями – понятно, что после всего случившегося и продолжающего случаться внимание публики может привлечь исключительно полноценное событие. Для местных выборов им мог бы стать Обама, принявший туркменское гражданство, прописавшийся во Фруктовом переулке и возглавивший местный список «Единой России» (говорят, что осевшие граждане Туркмении по каким-то забытым причинам имеют право избираться на муниципальном уровне).

Вспомните голосование по поправкам к Конституции – тут были и масштаб, и агитация с Газмановым, и даже известный вызов. По итогу в Томске явка не дотянула до 40%, куда уж там вопросам уровня «где строить детскую площадку, если на это когда-нибудь найдутся деньги?» Про площадки, кстати, взято не с потолка, а напрямую из откровений некоторых депутатов, опечаленных измельчанием городской повестки.

Поэтому одна из интриг нынешней избирательной компании (оценим ее в 0,5 по выборной шкале) заключается в том, что по идее кандидатам необходимо продать томичам не только себя, но и саму ценность этих самых выборов. Что само по себе логично – если гражданин считает сами выборы, городскую думу, да и весь муниципальный уровень полной профанацией, то его для начала стоит убедить в том, что это не совсем так.

Где кандидаты или объединения, которые вышли с открытым обращением в духе: «Да, на этом уровне решается немногое, но прямо здесь и сейчас он важен по следующим и вытекающим из нынешнего кризиса причинам…»? Это, как минимум, свидетельствовало бы об адекватности и профпригодности, однако в ходу отчего-то самые шаблонные и даже чисто рефлекторные приемы.

«А вот у вас пазики…» У нас действительно пазики, и уже довольно давно – пару уголовно репрессированных мэров назад тоже были пазики. Это действительно убого и попросту неудобно, но вы ведь взяли такую тему из банального «анализа негативных отзывов в интернете» (то есть один знающий парень сказал, что «в коментах ненависть»), не так ли? Ну и что вы с ней сделаете в итоге?

Вот на уровне области совсем недавно как бы решили вопрос с обновлением автобусного парка – машины взяли в лизинг, выплачивать кредит будут долго, и приобретены в итоге были (о, ужас) тоже пазики, разве что чуть посовременнее. И это на уровне области, а что же собираетесь делать вы при известных всем муниципальных возможностях? Просить законсервированные фирмой «Глобус» б/у «Икарусы» у Будапешта?

«В бюджете есть средства, их надо высвободить и развивать электротранспорт». Развивать его действительно надо, вот только где вы там средства умудрились разглядеть? Это без подколов – быть может, вам действительно такое удалось и тогда все голоса точно ваши. Но все же, черт возьми, где, Ватсон?

Пока что все это напоминает рефлекторную работу начинающего специалиста по SMM – главное расставить тэги (электротранспорт, партия власти, современность, урбанизм и т.д.), а там поди куда-нибудь само и вынесет. Однако вера в слова-триггеры мало чем отличается от низовых верований в святой бюджет, который, конечно же, полон скрываемых властями денег.

Интрига номер два – на этот раз уже более-менее полноценная – заключается в том, понимают ли сами кандидаты (про наиболее прожженных речи не идет), во что именно они стремятся попасть?

К примеру, в ходе обсуждения упомянутых уже поправок к Конституции отдельной дисциплиной являлся спор по поводу будущего муниципальной власти как таковой. Специалисты по крючкотворству предупреждали – смена безобидных с виду формулировок может так аукнуться в ходе принятия новых ФЗ, что от реальных муниципальных полномочий останется, мягко говоря, ничего. Поправки эти, как известно, были приняты, теперь дело за конкретным (то есть законодательным) оформлением воли тех, кто почему-то захотел включить пункт о муниципалитетах в общий «поправочный» котел.
Но это так, из области самых общих рисков. Конкретика же заключается в том, что никаких увлекательных диспутов о необходимости велодорожек и зон опережающего развития в обоих концах Фрунзе развернуть не удастся.

– Да, мы видим сегодня недофинансирование по целому ряду налогов из-за пандемии. НДФЛ – у нас основной налог, получаемый в городской бюджет, и по нему идет очень жесткая просадка. Мы уже принимали ряд мер по сокращению некоторых расходных статей бюджета. Понимаем, что весь масштаб мы еще не видим, понимаем, что снижение будет и осенью, потому что часть налоговых отчислений отправлена на следующий год, а часть ожидается в конце года. Недофинансирование неизбежно, и оно уже есть. Поэтому мы бюджет на следующий год будем планировать с учетом этого сложного времени. По укрупненным оценкам объем выпадающих доходов по году составляет более 1 млрд рублей налогов, это значительная сумма. Я думаю, что на ближайшем собрании или уже в сентябре будут приниматься меры по уменьшению ряда статей.
Сергей Панов, спикер Думы города Томска VI созыва. «Интерфакс-Сибирь», 27 июля 2020 года.

В переводе на простой новорусский это означает, что избранным депутатам безо всяких прелюдий придется заняться так называемым секвестированием – то есть весьма неприглядным и даже противным духу «народного избранничества» занятием. Резать при этом придется сразу два бюджета – как текущий, так и бюджет 2021 года, который этим же депутатам буквально с ходу придется как-то лепить в части доходов. И да – пространство для маневра в процессе такой резки также будет в дефиците, ибо трогать наиболее тучных и священных коров вам никто особо не даст.

К примеру, вы попытаетесь посягнуть на финансирование дорожных программ с целью уберечь от секвестирования дома детского творчества (допобразование в целом). И вам тут же объяснят, что это не просто приоритетный нацпроект и практически единственное из оставшегося на городском уровне по части капвложений. Это еще и довольно жесткая математика – вынете отсюда рубль, потеряете (опять же условно) три: один свой, один региональный и один федеральный. Просто потому, что последние два вам давали на условиях софинансирования, то есть наличия в процессе того самого городского рубля, на который вы решили покуситься.

Добавьте сюда строительство школ с детсадами, выкуп уже готовых социальных объектов, расселение аварийного жилья, фонд оплаты труда бюджетников с необходимым размером индексаций – и на этом как бы все, других денег в бюджете остается немного.

Что же в итоге придется резать? Скорее всего, под нож пойдут те направления, на обещаниях профинансировать которые и строится заметная часть нынешних предвыборных программ – экология, транспортные проекты, благоустройство, формирование современной среды и т.д.

Видел ли кто-нибудь кандидата, который в общении с избирателями трезво оценивал бы свои непосредственные задачи в рамках, скажем, ближайшего полугода? «Да, я знаю, что поначалу работать придется не над развитием, а над секвестированием бюджета – я изучил тему, у меня есть свое видение этого вопроса, вот мои предложения». Люди живут не на Марсе и довольно хорошо понимают сложившуюся ситуацию – однако вместо этого им подсовывают очередные фото с бесполезных субботников, обещания «заставить работать» и найти потаенные закрома.

Кстати, по части закромов будущих депутатов также ждет не самая приятная коллизия. Дело в том, что вообще-то заделы в виде, скажем так, не вполне освоенных доходов у городского бюджета есть. И связаны они со сборами налога на имущество физлиц (НИФЛ) по его кадастровой стоимости. Нынешний состав думы ограничивал себя в соблазнах брать с населения столько, сколько им позволяет имеющийся в наличии закон – перед новым может возникнуть объективная необходимость вскрытия этой своеобразной кубышки. Мера окажется крайне непопулярной и «имиджево токсичной», и вот тогда депутатов попросят предложить альтернативные способы пополнения городской казны. А какими они могут быть, эти самые альтернативы? У кого-нибудь из кандидатов есть хотя бы «эскизные варианты»?

Мэр Томска Иван Кляйн уже заявил, что на 2021 год планов по реконструкции коммунальных сетей у городской администрации нет. Деньги внезапно кончились, а потому их (вот такими прямолинейными методами) выпрашивают у области и Москвы. А если вам – уже конкретно вам – их не дадут? Где вы будете их искать? Вариант с концессиями мэр уже как бы сам отмел, да и избиратели его не простят.

Ну и наконец – что предлагается делать с очевидным управленческим кризисом внутри городской администрации? Одних без продыху «задерживают по подозрению», другие упорно занимаются тем, за что непосредственные избиратели уже готовы отрывать им руки. Область, которой явно поднадоело это шапито, не скрывая своего отношения к происходящему, забирает с городского уровня все новые полномочия. Строительная (да и инвестиционная в целом) активность в городе близка к тому, чтобы считать ее никакой – получается, что деньги к этой администрации уже не идут, и даже наоборот значительный их объем откровенно бежит за черту города Томска. Что делать с этим кризисом? «Мы снизим расходы на пиар в СМИ». Да хоть съешьте их без последней соли, где системные предложения?

Говорят, что чего-то подобного стоит ждать после окончательного завершения этапа регистрации – дескать, до обретения реального статуса будущим кандидатам не хочется раскрывать все задуманное. Будет ли в этом дополнительная интрига? Ответ, как водится, дан уже в заголовке.

Компании:

Читайте также: