Одним из явных проявлений оттепели в экономике стало возобновление международной активности Томской ТПП. Онлайн-мероприятия с участием китайского бизнеса стартовали в конце мая, в июне палата провела сразу две международные онлайн-ярмарки с привлечением более 60 томских компаний. О специфике текущей работе организации Максим Костарев рассказал в ходе своего брифинга.
Родина слышит
– К настоящему времени мер поддержки сформировано достаточно много, при этом палата, конечно же, не реализует их напрямую – скажем, в виде выдачи субсидий или льгот. Можно сказать, что в этом процессе мы выступаем в качестве посредников и драйверов.
Так, в рамках всей сети торгово-промышленных палат вырабатывается большое количество рекомендаций, основанных на результатах проведенных опросов. Затем эти рекомендации направляются правительству для обеспечения законотворческого процесса – ТПП РФ сформировала уже три пакета таких предложений, и большая их часть была учтена. Соответственно, сейчас идет работа над очередным проектом под названием «Бизнес-барометр страны», в рамках которого мы проводим анонимное анкетирование представителей бизнес-сообщества.
В результате у нас появляется возможность сформировать среднюю (как по стране, так и по региону) картину того, кто и как смог воспользоваться определенными мерами поддержки, что у них получилось, что нет, и почему все произошло именно так. Эти данные нужны нам для того, чтобы добиться необходимых бизнесу изменений и повысить эффективность программ поддержки.
Как пример – в Томской области была реализована такая мера как субсидирование затрат на коммунальные услуги для компаний из перечня пострадавших отраслей. В нашем понимании это очень нужная форма поддержки, однако, к сожалению, пока не слишком востребованная – мы участвуем в рассмотрении таких заявок и видим, что их очень мало.
И это при том, что сам инструмент является весьма эффективным, ведь речь идет не об отсрочке и не о пролонгации платежей. Это именно что невозвратные деньги: бизнесу компенсируют затраты, которые он нес, не имея возможности работать в апреле и мае. Понятно, что для многих это обошлось в весьма серьезную сумму – объекты нужно было содержать в рабочем состоянии, чтобы иметь возможность запуститься в любой момент.
Изначально расчет был на то, что этой мерой воспользуются 1,2-1,5 тысячи компаний – оценка строилась, исходя из уже накопленной к тому времени статистики обращений за другими инструментами поддержки. На сегодняшний день речь идет приблизительно о трех десятках выданных компенсаций. Мера действует с 1 июня, то есть вообще-то прошло не так много времени, воспользоваться ей можно в течение трех месяцев, и я бы рекомендовал не затягивать с этим вопросом – чем раньше предприниматели получат эти деньги, тем быстрее смогут их использовать в целях восстановления своего бизнеса.
Мажоро-минор
– В этом году мы начали работать над подтверждением обстоятельств непреодолимой силы, и примечательно это тем, что ранее такие вопросы решались только на федеральном уровне. Для компаний, попавших в сложную ситуацию, вынесение заключения о форс-мажоре дает возможность снизить градус накала по контрактным обязательствам и уйти от оплаты штрафов. То есть в итоге никто не снимает с контрагентов их обязательств в рамках заключенного контракта – одни должны его исполнить, вторые оплатить. Речь идет об отсрочке исполнения и отсутствии штрафных санкций.
Этой работой мы начали заниматься с конца марта. Всего к нам поступило порядка 300 подобных заявлений, к настоящему моменту рассмотрено около 250, число выданных заключений приближается к 30.
Дело в том, что сама процедура выдачи свидетельств имеет ряд ограничительных моментов. К примеру, существуют предпринимательские риски, идентифицированные решениями Верховного Суда, поэтому связанные с ними ситуации – согласно этим самым решениям – не подпадают под категорию непреодолимых обстоятельств. То есть понятно, что в случаях отказов по таким основаниям это не является блажью со стороны ТПП.
Большая часть из вала обращений по поводу форс-мажоров касается невозможности выплаты арендных платежей. И, наверное, в 90% таких заявлений предприниматели указывают на то, что у них не было ограничений по работе, то есть их никто не закрывал. Как известно, в отличие от других регионов в Томске не был закрыт ни один торговый центр, единственное обстоятельство, с которым столкнулись эти предприниматели, заключалось в падении потребительского спроса. Так вот, суд не считает это обстоятельством непреодолимой силы – для него речь идет о предпринимательском риске, который может возникнуть по очень широкому перечню причин.
В отношении некоторых видов деятельности в документах регионального и федерального уровня встречается такое положение как «рекомендовано приостановить деятельность». Но ведь рекомендовать и запретить это разные вещи. И здесь я хочу еще раз обратить внимание на то, что мы детально и плотно ведем беседы с каждым заявителем. Ищем возможность корректно оформить заявление либо найти альтернативные инструменты, но и это удается не всегда.
Повторюсь, все это не блажь, к документу о форс-мажорных обстоятельствах нужно относиться очень серьезно. Если у вас продолжится тяжба с контрагентом, то вы попадете в суд. И для суда это будет не последней инстанцией, а одним из экспертных документов, который позволит ему принять обоснованное решение.
Есть множество случаев, когда суды не принимают некорректно оформленные свидетельства о форс-мажоре. Поэтому мы очень детально прорабатываем поступающие заявления – соответственно, к нам могут быть претензии по поводу того, что мы, якобы, затягиваем рассмотрение документов. Однако работа над ними ведется так, чтобы предприниматель в итоге не попал в рисковую ситуацию.
Наверное, такое свидетельство можно выдать, махнув рукой на все обстоятельства. И тогда предприниматель может, грубо говоря, расслабиться, то есть прекратить выстраивание отношений с контрагентом и поиск альтернативных вариантов выхода из ситуации. Затем дело дойдет до суда, где его развернут, и вся деятельность компании в течение этого периода попадет под риск – такие прецеденты в стране уже бывали, поэтому федеральная палата поставила процесс под тщательный контроль.
То есть приведенная мной статистика характерна – с небольшими отклонениями в ту или иную сторону – для всей России. При этом те свидетельства, которые мы выдали, действительно помогли бизнесу в сложной для него ситуации.
Длинные руки
– Помимо этого мы решаем вопросы, связанные с проблемой межрегиональных коммуникаций. Очень часто при исполнении контрактов (и особенно актуально это для текущей ситуации) сложности, возникающие из-за внешних факторов, не дают сторонам найти общий язык. В таких случаях сетевая инфраструктура торгово-промышленных палат позволяет находить контакт с руководством контрагентов томских компаний – что, в свою очередь, облегчает решение тех сложных вопросов, с которыми бизнес не может справиться на уровне прямого взаимодействия. Обращения в рамках этого направления носят не столь массовый характер, но они есть и работа по ним приносит положительные результаты.
Также палата занимается организацией взаимодействия между томскими компаниями – к нам обращаются и с такими задачами. Для примера: сейчас предприниматели поджимают свои затраты, структурируют бизнес, а также переходят на «удаленку» и использование онлайн-инструментов по управлению бизнесом. Причем многие (и это правильно, на мой взгляд) стремятся решать такие вопросы посредством аутсорсинга.
Резонный вопрос – если вам нужно сопровождать инфраструктуру предприятия, то зачем держать штат администраторов или IT-специалистов, которые загружены лишь частично? Либо брать на субподряд физлицо, которое может заболеть или в силу перегруженности другой работой реагировать на ваши запросы без должной оперативности? В Томске есть ряд компаний, качественно выполняющих эту работу в режиме аутсорсинга. Аналогичные примеры есть в сфере юридических и бухгалтерских услуг, а для небольшого бизнеса все это оборачивается довольно-таки существенной экономией. И в этой ситуации мы также выступаем в качестве посредника, то есть помогаем найти нужное решение.
Чей минус толще
– Однозначную оценку здесь дать сложно, потому что отрасли реагировали на случившееся по-разному. Но и сказать, что кого-то обошло стороной, будет неправильным, сложности есть у всех. К примеру, у компаний, ведущих работы над большими проектами, возникли проблемы внутри логистических цепочек – что-то не выполнили подрядчики, где-то поставщики не смогли доставить нужное оборудование. Либо специалисты этих компаний не могут выехать на объект и запустить его в работу, потому что межрегиональные коммуникации прерваны из-за карантинных ограничений. Если речь идет о международной цепочке, то все обстоит еще сложнее – к примеру, операции по ряду стран (в частности, Узбекистану и Китаю) на какой-то период были полностью приостановлены.
Даже если взять тот же общепит, то и здесь все обстоит по-разному. Понятно, что неплохо чувствуют себя те, кто изначально был нацелен на развитие сервисов доставки. Тем же, кто строил бизнес вокруг формата с четкой географической привязкой, пришлось сложнее. В итоге некоторые из них смогли перестроиться – не сказать, что там все замечательно, но эти компании все же в состоянии пережить ограничительный период. Кто-то перестроиться не смог, потому что сама концепция заведения не подразумевала доставки и прочего.
Что касается крупных холдинговых организаций – казалось бы, те же компании из системы «Газпрома», что с ними может произойти? Однако на самом деле и там есть свои сложности, связанные, к примеру, с вахтовым методом работы. Как минимум, ситуация с вирусом накладывает на все это эмоциональные и организационные сложности, как максимум – ведет к увеличению затрат. Поэтому досталось, конечно же, всем. Однако, исходя из общения с коллегами и предпринимателями, работающими в других регионах, могу сказать, что в Томске все отнюдь не так плохо, как может казаться изнутри.
В качестве заключения, хочу напомнить томским компаниям о возможности обсуждения предложений на нашей площадке, донесения своих идей до власти. Мы всегда вас ждем. Например, на нашем сайте предусмотрено множество полезных сервисов, через которые решаются многие проблемы. Добро пожаловать!