В роли посредника

Президент Томской торгово-промышленной палаты Максим Костарев о мерах поддержки бизнеса.

Компании:

Одним из явных проявлений оттепели в экономике стало возобновление международной активности Томской ТПП. Онлайн-мероприятия с участием китайского бизнеса стартовали в конце мая, в июне палата провела сразу две международные онлайн-ярмарки с привлечением более 60 томских компаний. О специфике текущей работе организации Максим Костарев рассказал в ходе своего брифинга.

Родина слышит

– К настоящему времени мер поддержки сформировано достаточно много, при этом палата, конечно же, не реализует их напрямую – скажем, в виде выдачи субсидий или льгот. Можно сказать, что в этом процессе мы выступаем в качестве посредников и драйверов.

Так, в рамках всей сети торгово-промышленных палат вырабатывается большое количество рекомендаций, основанных на результатах проведенных опросов. Затем эти рекомендации направляются правительству для обеспечения законотворческого процесса – ТПП РФ сформировала уже три пакета таких предложений, и большая их часть была учтена. Соответственно, сейчас идет работа над очередным проектом под названием «Бизнес-барометр страны», в рамках которого мы проводим анонимное анкетирование представителей бизнес-сообщества.

В результате у нас появляется возможность сформировать среднюю (как по стране, так и по региону) картину того, кто и как смог воспользоваться определенными мерами поддержки, что у них получилось, что нет, и почему все произошло именно так. Эти данные нужны нам для того, чтобы добиться необходимых бизнесу изменений и повысить эффективность программ поддержки.

Как пример – в Томской области была реализована такая мера как субсидирование затрат на коммунальные услуги для компаний из перечня пострадавших отраслей. В нашем понимании это очень нужная форма поддержки, однако, к сожалению, пока не слишком востребованная – мы участвуем в рассмотрении таких заявок и видим, что их очень мало.

И это при том, что сам инструмент является весьма эффективным, ведь речь идет не об отсрочке и не о пролонгации платежей. Это именно что невозвратные деньги: бизнесу компенсируют затраты, которые он нес, не имея возможности работать в апреле и мае. Понятно, что для многих это обошлось в весьма серьезную сумму – объекты нужно было содержать в рабочем состоянии, чтобы иметь возможность запуститься в любой момент.

Изначально расчет был на то, что этой мерой воспользуются 1,2-1,5 тысячи компаний – оценка строилась, исходя из уже накопленной к тому времени статистики обращений за другими инструментами поддержки. На сегодняшний день речь идет приблизительно о трех десятках выданных компенсаций. Мера действует с 1 июня, то есть вообще-то прошло не так много времени, воспользоваться ей можно в течение трех месяцев, и я бы рекомендовал не затягивать с этим вопросом – чем раньше предприниматели получат эти деньги, тем быстрее смогут их использовать в целях восстановления своего бизнеса.

Мажоро-минор

– В этом году мы начали работать над подтверждением обстоятельств непреодолимой силы, и примечательно это тем, что ранее такие вопросы решались только на федеральном уровне. Для компаний, попавших в сложную ситуацию, вынесение заключения о форс-мажоре дает возможность снизить градус накала по контрактным обязательствам и уйти от оплаты штрафов. То есть в итоге никто не снимает с контрагентов их обязательств в рамках заключенного контракта – одни должны его исполнить, вторые оплатить. Речь идет об отсрочке исполнения и отсутствии штрафных санкций.

Этой работой мы начали заниматься с конца марта. Всего к нам поступило порядка 300 подобных заявлений, к настоящему моменту рассмотрено около 250, число выданных заключений приближается к 30.

Дело в том, что сама процедура выдачи свидетельств имеет ряд ограничительных моментов. К примеру, существуют предпринимательские риски, идентифицированные решениями Верховного Суда, поэтому связанные с ними ситуации – согласно этим самым решениям – не подпадают под категорию непреодолимых обстоятельств. То есть понятно, что в случаях отказов по таким основаниям это не является блажью со стороны ТПП.

Большая часть из вала обращений по поводу форс-мажоров касается невозможности выплаты арендных платежей. И, наверное, в 90% таких заявлений предприниматели указывают на то, что у них не было ограничений по работе, то есть их никто не закрывал. Как известно, в отличие от других регионов в Томске не был закрыт ни один торговый центр, единственное обстоятельство, с которым столкнулись эти предприниматели, заключалось в падении потребительского спроса. Так вот, суд не считает это обстоятельством непреодолимой силы – для него речь идет о предпринимательском риске, который может возникнуть по очень широкому перечню причин.

В отношении некоторых видов деятельности в документах регионального и федерального уровня встречается такое положение как «рекомендовано приостановить деятельность». Но ведь рекомендовать и запретить это разные вещи. И здесь я хочу еще раз обратить внимание на то, что мы детально и плотно ведем беседы с каждым заявителем. Ищем возможность корректно оформить заявление либо найти альтернативные инструменты, но и это удается не всегда.

Повторюсь, все это не блажь, к документу о форс-мажорных обстоятельствах нужно относиться очень серьезно. Если у вас продолжится тяжба с контрагентом, то вы попадете в суд. И для суда это будет не последней инстанцией, а одним из экспертных документов, который позволит ему принять обоснованное решение.

Есть множество случаев, когда суды не принимают некорректно оформленные свидетельства о форс-мажоре. Поэтому мы очень детально прорабатываем поступающие заявления – соответственно, к нам могут быть претензии по поводу того, что мы, якобы, затягиваем рассмотрение документов. Однако работа над ними ведется так, чтобы предприниматель в итоге не попал в рисковую ситуацию.

Наверное, такое свидетельство можно выдать, махнув рукой на все обстоятельства. И тогда предприниматель может, грубо говоря, расслабиться, то есть прекратить выстраивание отношений с контрагентом и поиск альтернативных вариантов выхода из ситуации. Затем дело дойдет до суда, где его развернут, и вся деятельность компании в течение этого периода попадет под риск – такие прецеденты в стране уже бывали, поэтому федеральная палата поставила процесс под тщательный контроль.

То есть приведенная мной статистика характерна – с небольшими отклонениями в ту или иную сторону – для всей России. При этом те свидетельства, которые мы выдали, действительно помогли бизнесу в сложной для него ситуации.

Длинные руки

– Помимо этого мы решаем вопросы, связанные с проблемой межрегиональных коммуникаций. Очень часто при исполнении контрактов (и особенно актуально это для текущей ситуации) сложности, возникающие из-за внешних факторов, не дают сторонам найти общий язык. В таких случаях сетевая инфраструктура торгово-промышленных палат позволяет находить контакт с руководством контрагентов томских компаний – что, в свою очередь, облегчает решение тех сложных вопросов, с которыми бизнес не может справиться на уровне прямого взаимодействия. Обращения в рамках этого направления носят не столь массовый характер, но они есть и работа по ним приносит положительные результаты.

Также палата занимается организацией взаимодействия между томскими компаниями – к нам обращаются и с такими задачами. Для примера: сейчас предприниматели поджимают свои затраты, структурируют бизнес, а также переходят на «удаленку» и использование онлайн-инструментов по управлению бизнесом. Причем многие (и это правильно, на мой взгляд) стремятся решать такие вопросы посредством аутсорсинга.

Резонный вопрос – если вам нужно сопровождать инфраструктуру предприятия, то зачем держать штат администраторов или IT-специалистов, которые загружены лишь частично? Либо брать на субподряд физлицо, которое может заболеть или в силу перегруженности другой работой реагировать на ваши запросы без должной оперативности? В Томске есть ряд компаний, качественно выполняющих эту работу в режиме аутсорсинга. Аналогичные примеры есть в сфере юридических и бухгалтерских услуг, а для небольшого бизнеса все это оборачивается довольно-таки существенной экономией. И в этой ситуации мы также выступаем в качестве посредника, то есть помогаем найти нужное решение.

Чей минус толще

– Однозначную оценку здесь дать сложно, потому что отрасли реагировали на случившееся по-разному. Но и сказать, что кого-то обошло стороной, будет неправильным, сложности есть у всех. К примеру, у компаний, ведущих работы над большими проектами, возникли проблемы внутри логистических цепочек – что-то не выполнили подрядчики, где-то поставщики не смогли доставить нужное оборудование. Либо специалисты этих компаний не могут выехать на объект и запустить его в работу, потому что межрегиональные коммуникации прерваны из-за карантинных ограничений. Если речь идет о международной цепочке, то все обстоит еще сложнее – к примеру, операции по ряду стран (в частности, Узбекистану и Китаю) на какой-то период были полностью приостановлены.

Даже если взять тот же общепит, то и здесь все обстоит по-разному. Понятно, что неплохо чувствуют себя те, кто изначально был нацелен на развитие сервисов доставки. Тем же, кто строил бизнес вокруг формата с четкой географической привязкой, пришлось сложнее. В итоге некоторые из них смогли перестроиться – не сказать, что там все замечательно, но эти компании все же в состоянии пережить ограничительный период. Кто-то перестроиться не смог, потому что сама концепция заведения не подразумевала доставки и прочего.

Что касается крупных холдинговых организаций – казалось бы, те же компании из системы «Газпрома», что с ними может произойти? Однако на самом деле и там есть свои сложности, связанные, к примеру, с вахтовым методом работы. Как минимум, ситуация с вирусом накладывает на все это эмоциональные и организационные сложности, как максимум – ведет к увеличению затрат. Поэтому досталось, конечно же, всем. Однако, исходя из общения с коллегами и предпринимателями, работающими в других регионах, могу сказать, что в Томске все отнюдь не так плохо, как может казаться изнутри.

В качестве заключения, хочу напомнить томским компаниям о возможности обсуждения предложений на нашей площадке, донесения своих идей до власти. Мы всегда вас ждем. Например, на нашем сайте предусмотрено множество полезных сервисов, через которые решаются многие проблемы. Добро пожаловать!

Компании:

Читайте также: