Это 10-й показатель соответствующего рейтинга.
Фото: shutterstock.com
Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» совместно с оператором фискальных данных «Платформа ОФД» опубликовала итоги очередного исследования, посвященного развитию безналичных платежей в России.
Так, в I квартале доля товаров и услуг, оплаченных по карте, продолжила расти и составила 53,1% (что соответствует изменению на 3,6 п. п. в годовом выражении). Впервые порог 50% был преодолен в прошлом квартале и, вероятнее всего, показатели в 2020 года уже не опустятся ниже этого значения.
В пяти регионах России доля безналичных платежей превысила 60% (в прошлом году такой показатель наблюдался лишь в одном регионе).
Лидером по-прежнему является Мурманская область, где 62,6% товаров и услуг были оплачены по карте, на втором и третьем местах находятся Республика Коми (61,8%) и Республика Карелия (61,3%).
«Показательно, что даже на фоне заметного роста доли безналичных покупок отрыв регионов-лидеров от среднего показателя по стране сохраняется примерно на одном уровне уже продолжительное время. К примеру, доля безналичных платежей в Томской области (58%, 10-е место в рейтинге) превышает средний показатель по стране на 4,9 п. п.
Таким образом, хотя рынок карточных платежей приближается к точке насыщения, активное развитие наблюдается даже в регионах с высоким проникновением», – говорится в сообщении Сбербанка.
Отмечается, что эпидемия коронавируса может привести к заметному росту доли безналичных расчетов – потребители предпочитают оплату картами, особенно бесконтактными, из опасений заражения, кроме того, многие торговые точки отказались от приема наличных денежных средств, особенно при заказах через интернет.
За первую неделю апреля 2020-го доля «безнала» в обороте, по оценке «Платформы ОФД», увеличилась на 8 п. п. к аналогичному периоду прошлого года. Магазины у дома, как и в I квартале, являются источником наиболее заметных изменений – 52% покупок в них были совершены по карте (+14 п. п. к аналогичному периоду прошлого года).
Фактор коронавируса и общих экономических последствий пандемии также значительно повлиял на величину среднего чека. По данным «Платформы ОФД», в I квартале отмечается рост в категориях «Электроника» и «Одежда», что может быть связано со снижением курса рубля. В сегменте «Гостиницы и отели» падение составило 11%, что объясняется резким падением спроса, аналогичная картина наблюдается в общепите. Основная часть этих изменений приходится на март, но оказалась настолько значительной, что повлияла на результат всего квартала.