«Сегодня для банка важно быть не просто партнером, но и советником в вопросах развития бизнеса»

Управляющий ВТБ в Томской области Михаил Гребенников об итогах 2019 года и основных трендах в сфере партнерства с малым и средним бизнесом.

Компании:

– Михаил Львович, каковы количественные итоги работы томского офиса в 2019 году?

– В 2019 году банк ВТБ принял новую трехлетнюю стратегию своего развития. Ключевая задача, поставленная перед нами, заключается в том, чтобы стать для клиентов банком первого выбора. Это значит, что мы должны предлагать различные модели взаимодействия с точной настройкой под конкретные потребности клиента. Иными словами – удобные решения в максимально удобной для клиента форме.

Большая работа по этому направлению ведется на уровне глубинного анализа клиентских потребностей и формирования новых возможностей обслуживания в цифровом формате. Стратегическая цель – перевести к 2022 году все наши продукты в онлайн-каналы предоставления услуг. При этом в интересах клиентов, которые предпочитают личное общение с представителями банка, мы продолжаем развивать сеть своих отделений.

Если же говорить о конкретных цифрах, то они подтверждают правильность выбранного курса – банк все чаще выбирают в качестве партнера, причем как на уровне бизнеса, так и на уровне частных лиц.

К примеру, за прошедший год наш объем совокупного кредитного портфеля в области вырос на 13% и составил 54,6 млрд рублей. Ресурсный портфель средств населения и юридических лиц увеличился на 16% и превысил 18 млрд рублей.

Кредитный портфель корпоративного бизнеса вырос на 12% и превысил 35,3 млрд рублей. В сегменте малого и среднего предпринимательства размер портфеля составил 7,5 млрд рублей. Значительная часть кредитов, выданных субъектам МСБ, по-прежнему приходится на предприятия сферы торговли (17%), пищевой промышленности и сельского хозяйства (10%), а также машиностроительной отрасли (10%).

– Как вы оцениваете перспективы работы с малым и средним бизнесом и на какие именно продукты существует выраженный спрос?

– Судите сами, всего в Томской области более 40 тысяч предприятий сегмента МСБ, и в этом мы видим потенциал роста.

Если же говорить о текущем спросе, то наиболее актуальными для бизнеса сегодня являются кредитные инструменты в рамках государственной поддержки кредитования бизнеса. В первую очередь для бизнеса актуальны сегодня «Программа 1764» и программа кредитования сельхозпроизводителей, так называемая «Программа 1528».

«Программа 1764», инициированная Министерством экономического развития РФ, реализуется с 2019 года и предусматривает финансирование субъектов МСБ на льготных условиях. Речь, в частности, идет о ставке не более 8,5% годовых на временном отрезке с 2019-го по 2024 годы с последующим субсидированием кредитных организаций из федерального бюджета. Льготные кредиты на пополнение оборотных средств предоставляются сроком до трех лет, на инвестиционные цели – до 10 лет. Воспользоваться этим предложением могут предприятия различных отраслей – будь то сельское хозяйство, обрабатывающий сектор, строительство, транспорт, информация и связь, туристическая деятельность, здравоохранение, образование и так далее.

Программа льготного кредитования сельхозпроизводителей («Программа 1528») направлена на развитие отраслей растениеводства и животноводства, переработки продукции этих отраслей. Предприятия сферы АПК могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%.

Кроме того, банк ВТБ обновил собственную линейку кредитных продуктов для сельскохозяйственных предприятий среднего и малого бизнеса, существенно упростив требования к залоговому обеспечению. В частности, стала возможной реализация сделок, в которых единственным залогом выступает основной актив предприятий АПК – земли сельскохозяйственного назначения. Финансирование по ней также может предоставляться по ставке до 5% годовых по льготной программе Министерства сельского хозяйства.

Всего за 2019 год ВТБ в Томской области заключил 28 соглашений в рамках действующих государственных программ льготного кредитования бизнеса, объем финансирования по этим направлениям составил 1,3 млрд рублей. Размер кредитного портфеля ВТБ, связанного с реализацией госпрограмм, за год увеличился на 30% и превысил 2,7 млрд рублей. На эти средства предприятия различных отраслей промышленности и сельского хозяйства модернизировали производства; покупали новое оборудование, автотранспорт и спецтехнику; строили и приобретали объекты недвижимости.

Более 1,2 млрд рублей – составляют кредиты, выданные по программе Министерства сельского хозяйства РФ. Свыше 1,4 млрд рублей приходится на льготное кредитование в рамках «Программ 1706-1764», реализуемых совместно с Министерством экономического развития.

– За счет чего – кроме условий кредитования – банк наращивает предпринимательскую клиентскую базу?

– Рост объемов сотрудничества с сегментом малого и среднего бизнеса является одной из ключевых задач ВТБ. И мы очень хорошо понимаем, что при выборе банка современный предприниматель оценивает не только стоимость расчетно-кассового обслуживания, но и то, насколько удобно ему будет работать с тем или иным финансовым учреждением.

В 2019 году ВТБ предложил малому и среднему бизнесу обновленную линейку пакетов расчетно-кассового обслуживания (РКО). Линейка состоит из четырех пакетов услуг. При подключении любого из них у предпринимателя появляется возможность открыть расчетный счет как в российской, так и в иностранной валюте без дополнительной платы к стоимости пакета. При использовании интернет-банка обслуживание счета в рублях и проведение внутрибанковских платежей в российской валюте осуществляются бесплатно. К пакетам услуг бизнесмен может подключить дополнительные опции, настраивая их под собственные потребности.

Благодаря внедрению новой удобной линейки услуг РКО и планомерной работе банк увеличил клиентскую базу в этом сегменте на 9%. Всего за 2019 год новыми клиентами ВТБ в Томской области стали более тысячи субъектов среднего и малого предпринимательства.

– Что изменилось в обслуживании клиентов?

– Банк начал переход на использование безбумажной технологии во второй половине 2019 года. Сегодня наши частные клиенты могут оформить документы в онлайн-режиме, без бумажных носителей во всех томских офисах ВТБ.

Как это происходит? Сотрудник формирует операцию в системе банка и направляет электронный документ на подписание пользователю в мобильном приложении ВТБ-онлайн. Клиент получает смс или push-сообщение со ссылкой, авторизуется в личном кабинете приложения и попадает на страницу с оформляемой операцией. После ознакомления с договором клиент подтверждает операцию простой электронной подписью. Созданный документ хранится в электронном архиве и в любой момент доступен пользователю в приложении. Ожидается, что в целом по банку благодаря использованию технологии за три года будет сохранено 13 тысяч деревьев.

Основным трендом рынка в 2019 году действительно стал дальнейший перевод банковских операций в цифровые каналы вкупе с активным развитием сопутствующих небанковских сервисов. Это удобно, эффективно, безопасно и неизбежно. При этом наша бизнес-модель предполагает, что банк не только помогает клиентам эффективно пользоваться финансовыми услугами, но и выступает в качестве советника и консультанта.

В настоящее время в Томской области насчитывается девять точек обслуживания ВТБ. Мы понимаем, что не все клиенты готовы пользоваться услугами банка только в режиме онлайн – для многих важным является личное общение с сотрудником банка, причем это касается как частных лиц, так и предпринимателей.

Людям часто требуются консультация эксперта, оценка имеющихся вариантов – поэтому мы продолжаем развивать сеть физического присутствия. Так, в марте 2020 года мы открыли в Томске еще один формат обслуживания частных клиентов – это премиальный сегмент «Прайм». Ранее клиенты этого сегмента обслуживались в соседних городах – Новосибирске, Кемерово.

В 2020 году планируем и ряд перемещений, что улучшит доступность наших офисов, решит вопрос с парковкой автомобилей. Продолжим работу по развитию сервиса по обслуживанию юридических лиц на базе розничных офисов с целью повышения доступности услуг для клиентов корпоративного сегмента.

– Возвращаясь к теме потребностей МСБ – по каким направлениям вы планируете развивать сотрудничество с этим сегментом?

– Один из главных запросов со стороны малого и среднего бизнеса заключается в оперативном управлении своим делом, а значит – в получении максимального количества услуг онлайн. При этом речь идет не только о классическом онлайн-банкинге, но и таких сервисах как обучение, поиск бизнес-партнеров и целом ряде нефинансовых услуг, доступных через мобильные устройства.

Сегодня клиентам важно, чтобы банк был не просто партнером, но и советником в вопросах развития бизнеса, поэтому мы готовы оказывать предпринимателям Томской области поддержку такого рода. И наша принципиальная позиция в этом вопросе заключается в индивидуальной работе менеджеров с каждым клиентом банка.

Компании:

Читайте также: