Развязка уже близко

Замгубернатора по промышленной политике Игорь Шатурный рассказал о проблемах с нефтью, дорогах и авиасообщении.

Компании:

Автомобильные дороги – в отличие от нефти или же классической советской индустрии – в Томской области всегда были на положении «бабушки на печке». Она положена самой природой, скромненько сконцентрирована в одном углу и практически не просит есть. С недавних пор акценты отчего-то сместились, и дороги (в том числе и в финансовом плане) переместились с печки к самому настоящему столу. Во всяком случае, говорить о них куда приятнее, нежели о стабильно съеживающейся промышленности.

Фото: сайт Администрации Томской области, tomsk.gov.ru

Ископаемые

– Нефтегазовый комплекс Томской области стабильно обеспечивает 27% ВРП. Между тем, за 2019 год налоговые поступления от него в консолидированный бюджет региона составили всего 20%.

По добыче нефти мы, к сожалению, падаем – в прошлом году добыто немногим более 9 млн тонн, по газу область стабильно добывает 6,5 млрд кубометров. Проблема как и в предыдущие годы касается геологоразведки. С учетом того, что в прошлом году расходы компаний на геологоразведку выросли до 4,3 млрд рублей, мы поставили на баланс более 11 млн тонн разведанной нефти (в 2018-м всего 1,2 млн тонн). И этот прирост радует – надеемся, что благодаря ему у нас не произойдет сильного падения по добыче, в 2020 году нефтяные компании заложили на геологоразведочные работы 5,5 млрд рублей.

Также мы совместно с компанией «Газпромнефть-Восток» продолжаем реализовывать большой проект по трудноизвлекаемым запасам нефти, так называемый «Палеозой». Он рассчитан на четыре года, работа идет в графике, текущие результаты показывают, что этим реально необходимо заниматься и перспективы у «Палеозоя» на сегодняшний момент есть. Конечно, о конкретных цифрах и выводах говорить рано, но будем надеяться, что все это будет воплощено в жизнь. Как вы знаете, «Газпромнефть-Восток» привлек к проекту наш научно-образовательный комплекс во главе с ТПУ, и эта работа находится на особом контроле.

Однако для того, чтобы реально поддерживать добычу на имеющемся уровне и понемногу ее увеличивать, геологоразведочные работы необходимо проводить в больших масштабах – разведанные за год запасы должны минимум в два раза превышать добытые объемы. Мы же, начиная с 2015 года, падаем по приросту поставленной на баланс нефти.

Промышленность

– Здесь у нас отмечен стабильный рост по перерабатывающим производствам – индекс 2019 года по сравнению с 2018-м составил почти 104%. По отгруженной промышленной продукции произошло увеличение на 13% – до 200 с лишним млрд рублей. Основные вопросы, которыми мы занимаемся по направлению помощи промышленности, касаются работы с дорожными картами. Всего их семь – они заключены с такими корпорациями как «Газпром», «Газпром нефть», «Россети», «Интер РАО», «Росатом и «СИБУР», в конце прошлого года мы подписали дорожную карту с «Роснефтью».

Благодаря этой работе в 2018 году заказы со стороны этих компаний составили более 18 млрд рублей. По 2019 году сейчас идет аналитика, предварительно можно сказать, что вертикально-интегрированным компаниям предприятия области поставили современной и инновационной продукции на сумму в пределах 19 млрд рублей. Вы прекрасно понимаете, что поставить им что-либо сложно в силу очень серьезных требований. И благодаря серьезной модернизации предприятий, а также нашей совместной работе томские компании сейчас выпускают востребованную продукцию мирового уровня.

Понятно, что основная продукция для «Газпрома» (оборудование и материалы) была заказана в рамках строительства газопровода «Сила Сибири». И мы гордимся тем, что именно «Газпром трансгаз Томск» был заказчиком такого масштабного проекта, который был выполнен качественно и в срок. К тому же мы знаем, что у истоков развития «Силы Сибири» стоял наш губернатор Сергей Жвачкин – еще в то время, когда он был президентом «Востокгазпрома».

То есть мы продолжаем работать по дорожным картам, а всего, начиная с 2012 года, суммарный объем поставок томских предприятий в рамках выполнения таких карт составил более 44 млрд рублей. Для примера, в прошлом году «Микран» заключил долгосрочный договор по поставкам оборудования связи с «Газпром нефтью» – речь идет о сумме около 800 млн рублей. Манотомь – российский производитель манометров, и я хотел бы акцентировать внимание на том, что в России это единственное такое предприятие. Поэтому они плотно работают с холдингом СИБУР, уже порядка 18 дочерних предприятий заключили контракт с «Манотомью», понимая, что это оборудование имеет и качество, и гарантийный срок.

Продолжается реализация масштабного проекта под названием «Прорыв», речь идет о строительстве реактора на быстрых нейтронах. Срок по модулю фабрикации – 2022 год, с этого года, надеюсь, мы приступим к строительству самой станции. Срок выполнения строительно-монтажных работ назначен на 2026 год, эта стройка также находится на особом контроле.

В целом за прошлый год предприятия области вложили в модернизацию своих производств более 9 млрд рублей. Все это позволяет им становиться более конкурентоспособными и выполнять задачи заказчиков.

Газификация

– В прошлом году регион совместно с «Газпромом» продолжил реализацию большого проекта по газификации восточной части Томской области. И 2020 год будет в этом плане очень ответственным – особенно с учетом того, что в эксплуатацию будет вводиться газопровод «Томск-Асино». В результате газ придет в Асиновский, Первомайский и Зырянский районы.

Всего в 2019 году на газификацию домовладений было выделено более 300 млн рублей, что позволит нам подключить к газу порядка 1 900 домовладений. В Томске это микрорайон «Наука» и район улицы Энтузиастов, кроме того мы приступили к работам в поселке Дзержинский. Завершены проекты в Колпашевском и Томском районах. В этом году на продолжение газификации также выделено около 300 млн рублей – в рамках графика синхронизации основной упор будет сделан на газификацию районов, которые будут принимать газ из новой трубы. В целом этот проект позволит газифицировать более 16 тысяч домовладений в восточной части области.

Второй проект, который мы реализуем с учетом договоренностей губернатора на уровне руководства «Газпрома», это Шегарский район, то есть правобережье Оби, поселки Победа, Оськино. В прошлом году тут был построен газопровод, в этом – газораспределительная станция, и мы начнем подавать газ в распределительные сети этих населенных пунктов. Кроме того, работы продолжаются в тех муниципалитетах, где уже есть газ – в этом году речь идет о Колпашево и селе Тогур.

Дороги

– Дорожный фонд области в 2019 году наполнился до 6,3 млрд рублей – это на 70% больше, чем годом ранее. В 2020 году это более 7 млрд рублей, то есть пока практически 7 млрд, но мы на этом не останавливаемся.

В первую очередь, областная администрация активно участвовала в старте проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: в сумме речь шла о 2,7 млрд рублей, на которые мы отремонтировали 138 километров дорог. Благодаря командной работе администрации Томской области и муниципалитетов мы – одними из первых в стране – результативно завершили этот проект и были отмечены в Минтрансе дипломом за достойную реализацию нацпроекта. То есть область находится на хорошем счету, что позволяет нам получать дополнительные ресурсы – к примеру, и на въезд к аэропорту, и на завершение строительства развязки на 76 км (тут нам сразу выделили немалые деньги, 500 млн в этом году на развязку у нас уже есть).

Второй проект – губернаторский, четыре года назад Сергей Жвачкин принял решение выделять на местные дороги по 500 млн рублей. Так, за прошлый год мы отремонтировали 10 км дорог и 5,5 км пешеходных дорожек, плюс к тому привели в соответствие с нормативом 84 пешеходных перехода.

По развязке на 76 км дороги Томск – Тайга в начале года нам было выделено 200 млн рублей. Затем с учетом итогов работы губернатора в Москве области добавили еще 560 млн, это позволило подготовить все необходимое для того, чтобы завершить проект в этом году. 500 млн рублей, как я сказал, у нас уже есть, основная задача – довольно сложная и интересная в технологическом плане – это прокол под железной дорогой.

Ну и сам въезд с учетом сноса всех домов – кто ездил в ту сторону, видел, как неприглядно выглядит это место. Надеюсь, что мэрия выполнит свое обещание и наведет там порядок, в итоге это будет шестиполосный участок, настоящий въезд в инновационный город.

Следующее большое начинание реализуется в рамках северной широтной дороги – у нас есть проект по реконструкции объекта на участке с 30 по 45 км. Некоторые говорят, что его нужно сделать за один или два года, так вот, для понимания, цена вопроса этих 15 км составляет 1,3 млрд рублей, и даже наш хорошо пополняемый дорожный фонд с этой задачей справится вряд ли. Поэтому мы разбили этот проект на три этапа и с прошлого года приступили к его реализации. В 2020 году планируем завершить первый этап пятикилометрового отрезка, цена вопроса здесь – 500 млн рублей.

Авиация

– В прошлом году мы хорошо поработали над транспортной доступностью региона и открыли такие направления как Екатеринбург, Тюмень, Казань, Новосибирск, Красноярск и Иркутск. Эти шесть узловых аэропортов открывают жителям области еще как минимум сто направлений – и практически по всем из них можно улететь в пункт назначения, минуя Москву.

На эти цели Томская область смогла получить из федерального бюджета более 500 млн рублей, которые пошли на цели субсидирования авиарейсов. Такие меры позволили повысить доступность билетов, и сегодня эти рейсы востребованы по всем направлениям, меньше 80% загрузки по ним нет. В этом году мы сохранили эти направления и добавили два новых – в Новокузнецк и Кызыл. Кроме того, с 2017 года в области работает губернаторская программа по местной авиации: в 2017-м мы запустили рейс Томск-Каргасок, в 2018-м продлили его до Нового Васюгана и в прошлом году открыли рейс до Кедрового. В перспективе – рейсы в Парабель и Колпашево.

Благодаря этой работе, в прошлом году пассажиропоток в аэропорту Томска составил практически 760 тысяч пассажиров, для новейшей истории это рекорд. Напомню, что в 1991 году он принял 1,2 млн человек, поэтому нам есть куда стремиться. Так, в рамках проекта реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) из федерального бюджета было выделено 2,8 млрд рублей сроком на четыре года – помимо обновленной ВПП там будут построены новые очистные сооружения, а также светосигнальная и охранная системы. В этом году аэропорт будет функционировать в стабильном режиме без каких-либо «окон» и закрытий, работы будут производиться во время отсутствия рейсов и в основном в ночное время. Речь идет о подготовительных работах – к примеру, будут построены 300 дополнительных метров ВПП. И мы подготовим работы так, чтобы в следующем году минимизировать количество и время «окон».

Компании:

Читайте также: