Где-то тут был ручник

В Томской области снова обнаруживается нечто, смутно напоминающее управленческую политику.

Компании:

Фото: сайт Администрации Томской области.

Изменение режима анабиозного сна, в котором область пребывает уже не один год, можно было предсказать еще в феврале. Нет, ее никто не собирался целовать (богатых принцев на всех не напасешься) или же хлестать по щекам с криком в духе «по второму разу не разогреваю». Согласно принципу «Бритвы Пропана», незачем искать черную кошку, если в деле присутствуют углеводороды.

В сообщении ТАСС – и это классика жанра – последнего дня зимы говорилось о том, что «Газпром» ведет интенсивные переговоры с китайской стороной об увеличениях поставок газа по магистральным трубопроводам. Их пока нет в природе («Сила Сибири» еще не достроена), однако акцент делается именно на увеличении.

– Мы обсуждаем с CNPC возможность увеличения поставок по текущему маршруту, а также дополнительных поставок по другим маршрутам, таким как «Дальний Восток» и «Алтай». Это так называемый проект «Сила Сибири-2». Обычно мы с китайцами договариваемся не так быстро, это не полгода и не год, а более значительный период, но хочу сказать, что переговоры идут интенсивно. И, возможно, вы увидите выход на какие-то новые подписанные объемы.
Глава ООО «Газпром Экспорт» Елена Бурмистрова.

О том, что название проекта впоследствии может быть изменено, глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил еще в пору большого оптимизма по поводу этого маршрута. Так, в апреле 2015 он же заявил о том, что работа над контрактом по газопроводу «Алтай» идет легче, чем по «Силе Сибири».

На практике легче в этом плане было бы именно «Газпрому – речь шла об эксплуатации уже хорошо освоенных месторождениях Западной Сибири и задействовании уже имеющейся инфраструктуры (на карте это можно увидеть хотя бы в виде действующих компрессорных станций). В случае с «Силой Сибири» все предстояло делать с нуля, однако в итоге Китай настоял именно на этом проекте. А про «Алтай» пришлось на время забыть – с китайцами попросту не удалось договориться по цене, да и сам запад Китая ему же не особо интересен в экономическом плане.

Как видно из карты, алтайский маршрут обусловлен наличием узкого участка общей границы между Россией и западной частью Китая. Это, что называется, «узкое горлышко» длиной в 54 км. В итоге такой маршрут не очень нужен китайцам, кроме того против него активно выступают экологи – труба должна пройти через объект всемирного наследия ЮНЕСКО плато Укок.

В итоге руку помощи обеим сторонам протянули монголы, предложившие в июне 2018 прожить трубопровод через свою территорию. Эту идею тогда открыто поддержал и назвал «хорошей» Владимир Путин. И действительно, «Газпром» в итоге уходит от географической привязки к Синьцзяну, необходимости строительства в горных условиях и может рассчитывать на дополнительные объемы потребления Монголией. Китай получает трубу в более экономически развитые (и политически стабильные) регионы в режиме «сразу и сверху», то есть без необходимости тянуть ее со своего запада (что тоже стоит денег). Ирония же заключается в том, что монгольская сторона выступила с таким предложением не в первый раз, и только в условиях 2018 года оно отчего-то было признано «хорошим».

По наиболее свежим данным этого лета, проект признан «безальтернативным», долгосрочным (сибирские запасы позволят эксплуатировать трубу более 100 лет) и зависящим лишь от договоренностей по цене. Их, по всей видимости, планируют достичь после запуска в эксплуатацию «Силы Сибири».

Для Томской области все это означает возвращение отеческого интереса со стороны «Газпрома» – в отличие от собственно Алтая (края и республики), который очень рассчитывает на этот проект и который он может обойти стороной, наш маршрут является ключевым и опять же безальтернативным. То есть в принципе и если все пойдет хорошо, то долгострой на Ушайке завершится уже в следующем году.

Это можно считать чем-то вроде конспирологии, но факт остается самим собой – в 2019 году губернатор Томской области демонстрирует куда большую уверенность в себе, чем год, два или три тому назад.
Вот он совершенно серьезно рассуждает о переносе железнодорожного вокзала в северную часть Томска. Как будто РЖД, которым это вообще не нужно и на которые лягут какие-то расходы и издержки, можно и не учитывать. Ранее мнения и просьбы томских властей с самым легким сердцем игнорировали сами железнодорожники – и с чего бы им что-то менять в этой системе взаимоотношений, решительно непонятно.

Вот губернатор рассказывает о том, как он решил влезть в долги по футбольному клубу «Томь» ради проведения в России чемпионата мира по футболу. Дескать, можно было самоустраниться из российской высшей лиги (по итогу так и вышло, но уже в турнирном порядке), разгрузить до околобюджетного уровня зарплатную ведомость и тут же начать жить по средствам. Его попросили этого не делать, дабы не давать повода западным недругам, и он этого не сделал. И рассказал об этом едва ли не через год после самого чемпионата, хотя мог – и наверное, как президент клуба должен был – сделать это раньше. Может быть, в более завуалированной форме или как-то еще, но это все равно было бы лучше для него самого и честнее по отношению к прочим. В этом году он почему-то уже не постеснялся назвать того, кто ему звонил – хотя Виталий Мутко сейчас курирует в стране строительную отрасль, с показателями которой у нас откровенная беда.

Он рассуждает как об уже решенном деле о сносе стадиона «Труд» в центре Томска. Мнениями томичей губернатор при этом не интересовался, у него «возник» проект строительства нового стадиона на левобережье Томи – значит под это есть какой-то административный ресурс в «высших кругах», так чего же здесь тогда обсуждать.

Там же планируется возвести большой кампус, и средства под это ему тоже, видимо, пообещали. Никого не спросив, ничего не анонсировав сделать заявление в духе «я посовещался и мы решили» – для этого ведь тоже нужна какая-то уверенность в себе, которой раньше почему-то не замечалось. Для студентов планируется соорудить пешеходный мост через «Томь», и это тоже смелое решение – отправить, скажем, индуса в минус тридцать пешком через реку за знаниями решится не каждый.

Губернатор, в конце концов, уже в открытую пошел против томского градоначальника – благо тот сам обеспечил карт-бланш в этом отношении, провалив старт «мусорной» реформы. И теперь ему приходят прямые указания в духе «займитесь озеленением, на камнях трава не растет». И для кого-то наступает время собирать камни и ездить в трамвае.

В Томске беда – здесь не работает самоуправление и ручного управления со стороны региона тут тоже нет. Хотя давным-давно известно, что мэрия (так уж сложилось) сдулась до уровня малоэффективного областного департамента по управлению Томском – да и то не всем, лечебные учреждения у нее вполне справедливым образом забрали. Набравшийся уверенности губернатор не знает как работать в ручном управлении с таким структурами, хотя и делает в этом отношении какие-то шаги.

Поэтому, если наша версия со стимулирующей трубой окажется верной, то у области и города есть шанс на обретение хоть какой-то руки.

Компании:

Читайте также: